Назначение,устройство и работа электромагнитного контактора SG 13.
Электромагнитные контакторы типа SG13 применены для замыкания и размыкания силовой цепи пуска дизеля тепловоза ЧМЭ3. На текстолитовой панели 16 укреплены тремя болтами Г-образное стальное ярмо 19 и болтом стальной цилиндрический сердечник 18 с надетой на него катушкой 17 Отверстие б и вырез в нижней части панели служат для крепления на каркасе аппаратной камеры. Снизу к ярму прикреплен двумя болтами угольник 21 вместе с ограничительной скобой 20. На ограничительную скобу ножевой кромкой опирается стальной якорь 4, к которому приварена стальная планка 25, проходящая через прорезь в ограничительной скобе 20. Над планкой расположена ось 2, прикрепленная к якорю двумя скобами 32. На ось 2 свободно надет держатель 6, к которому латунным болтом прикреплен подвижный силовой контакт 9 вместе с медным шунтом 3. Другой конец шунта соединен с медной контактной пластиной 1 используемой для 70 крепления силового кабеля. Пластина 1 вместе со стальной плоской пружиной 7 закреплена двумя винтами, приваренными к ограничительной скобе 20. К верхнему концу пружины 7 приклепан латунный дугогасительный рог 8. Подвижный контактвместе с медным шунтом 3. 9 снабжен притирающей пружиной 5. Один конец притирающей пружины входит в выточку Электромагнитный контактор типа
SG13
(а) и его блокировочные контакты
(б): 1 - контактная пластина; 2 -
ось; 3 - шунт; 4 -якорь; 5, 40 -
притирающие пружины; 6 -
держатель; 7 - плоская пружина;
8,11 - дугогасительные рога; 9,10 -
подвижный и неподвижный
контакты; 12- кубик; 13- винт; 14-
шина; 15 - кронштейн; 16 - панель;
17- катушка; 18- сердечник; 19 -
ярмо; 20 — ограничительная
скоба; 21 -угольник; 22 -
регулировочный болт; 23 - гайка;
24 -отключающая пружина; 25 -
планка,-26 - асбоцементный
вкладыш; 27 - текстолитовый
вкладыш; 28 - постоянный магнит;
29 — асбоцементная стенка; 30 -
стальной лист; 31 - алюминиевый
кожух; 32 - скоба; 33 —
тарельчатая шайба; 34 — латунная
пластинка; 35, 37, 38 -
текстолитовые колодки; 36 -
контактный палец; 39 -
мостиковый контакт;
держателя, а другой — в тарельчатую шайбу 33, надетую на болт Неподвижный силовой контакт 10 вместе с медным дугогасительным рогом 11 присоединен латунным болтом к кронштейну 15, изготовленному из меди и укрепленному двумя винтами на панели 16. Верхний винт ввернут непосредственно в кронштейн, а нижний винт 13 укреплен гайкой и используется также для крепления медной шины 14, соединяющей неподвижный силовой контакт контактора с плюсовым (для КД1) или минусовым (для КД2) ножом рубильника аккумуляторной батареи. Оба силовых контакта изготовлены из меди и закрыты дугогасительной камерой, для крепления которой к кронштейну 15 двумя болтами привернут текстолитовый кубик 12. Камера собрана из двух асбоцементных стенок 29, двух торцовых асбоцементных вкладышей 26, двух стальных листов 30, двух алюминиевых кожухов 31 и шести соединительных болтов. Задний вкладыш 26 выполнен меньшим по высоте, так как нижний соединительный болт проходит через отверстие в текстолитовом кубике. Между стенками 29 и листами 30 поставлены плоские постоянные магниты 28, обеспечивающие гашение дуги, а в местах прохода соединительных болтов — текстолитовые вкладыши 27. Дополнительное крепление дугогасительной камеры обеспечивается с помощью плоской пружины 7 (концы заклепок входят в отверстия а, сделанные на внутренней стороне переднего вкладыша 26). Блокировочное устройство контактора состоит из неподвижных латунных контактных пальцев 36, ук- репленных вместе с притирающими пружинами 40 на текстолитовых колодках 37, и мостиковых контактов 39, укрепленных на текстолитовой колодке 35 (КД2) или 38 (КД1). Колодки 37 прикреплены болтами к ярму 19. Колодка 35 (38) прикреплена болтом, проходящим через отверстие в планке 25, к якорю контактора. В результате контактор КД1 имеет одну пару замыкающих и одну пару размыкающих контактов, а у контактора КД2 обе пары блокировочных контактов размыкающие. Электромагнитный контактор типа SG13 (а) и его блокировочные контакты (б): 1 - контактная пластина; 2 - ось; 3 - шунт; 4 -якорь; 5, 40 - притирающие пружины; 6 - держатель; 7 - плоская пружина; 8,11 - дугогасительные рога; 9,10 - подвижный и неподвижный контакты; 12- кубик; 13- винт; 14- шина; 15 - кронштейн; 16 - панель; 17- катушка; 18- сердечник; 19 - ярмо; 20 — ограничительная скоба; 21 -угольник; 22 - регулировочный болт; 23 - гайка; 24 -отключающая пружина; 25 - планка,-26 - асбоцементный вкладыш; 27 - текстолитовый вкладыш; 28 - постоянный магнит; 29 — асбоцементная стенка; 30 - стальной лист; 31 - алюминиевый кожух; 32 - скоба; 33 — тарельчатая шайба; 34 — латунная пластинка; 35, 37, 38 - текстолитовые колодки; 36 - контактный палец; 39 - мостиковый контакт; 71 После включения контактора КД1 ток потечет по шине 14, кронштейну15, силовым контактам 10 и 9, шунту 3 и контакт ной пластине 1. У контактора КД2 ток будет протекать через те же элементы, но в противоположном направлении, т. е. от контактной пластины 1 к шине 14. При обесточивании катушки отключающая пружина 24 вернет якорь в первоначальное положение, разомкнув силовые контакты. Один конец пружины 24 крюком соединен с планкой 25, а другой закреплен на гайке 23, в которую ввернут болт 22, проходящий через отверстие в угольнике 21 и позволяющий регулировать натяжение отключающей пружины. Во избежание прилипания якоря к сердечнику вследствие остаточного магнетизма к якорю с внутренней стороны приклепаны латунные пластинки 34 толщиной 0,5 мм.
46.Назначение и устройство концевого выключателя тепловоза ЧМЭ3.
Концевой выключатель тепловоза ЧМЭ3 смонтирован в металлическом корпусе 19, к задней стенке которого прикреплена четырьмя винтами изоляционная панель 7. На ней укреплены восемь контактных пальцев и два контактных кольца. Палец 15 вместе с рычагом 12 приклепан к текстолитовому кубику 5, на котором укреплен стержень с бронзовым роликом 4. Рычаг 12 может поворачиваться на оси 9, установленной в скобе 10. К ней при- клепано основание 14 с отверстием под болт 13, головка которого входит в кольцевой Т- образный паз 11, проточенный на панели. Болт 13 служит не только для крепления пальца на панели, но и для соединения его (через шунт 22) с соответствующим проводом цепей управления. Переднее 3 и заднее 8 контактные кольца собраны из четырех медных сегментов, укреп ленных на ввернутых в панель колонках 6. Сегменты покрыты слоем серебра. К корпусу сзади прикреплена втулка 17, в которую вставлен валик 16. На передний конец валика со шпонкой насажен и укреплен гайкой текстолитовый кулачок 1, имеющий выступ (переходный профиль) а. К кулачку приклепана стальная крышка 2. С противоположной Концевой выключатель: 99 стороны к валику 16 приварен поводок 18, которым он связан с кулачковым валом 4 регулятора дизеля (отогнутый конец поводка входит в паз регулировочного кулачка, жестко укрепленного на валу 4)
Концевой выключатель:
а — общий вид; б —
поперечный разрез; в —
контактный палец и его
крепление; г — валик с
кулачком и крышкой;
1 -кулачок; 2, 20 -
крышки; 3,8 - переднее и
заднее контактные кольца;
4 -ролик; 5 - кубик; б -
колонка;7 - панель; 9 - ось;
10 - скоба; 11- паз; 12-
рычаг; 13 -болт; 14-
основание; 15 -
контактный палец; 16 -
валик; 17 -втулка; 18 -
поводок; 19 – корпус; 21
— пластинчатая пружина;
22 — шунт; а — выступ
В кольцевом пазу между крышкой и кулачком находятся ролики контактных пальцев. Крышка имеет вырез, через который находящиеся в пазу ролики могут выбегать на наружную поверхность крышки по переходному профилю кулачка. Если ролик находится в кольцевом пазу, то его палец замкнут с передним кольцом, к которому присоединен провод 87. Если ро- лик находится в вырезе крышки (на переходном профиле кулачка), то его палец занимает среднее положение между кольцами. Если ролик выбегает из кольцевого паза на наружную поверхность крышки, то его палец замыкается с задним кольцом, к которому присоединен провод 81. К пальцам (с первого по восьмой) присоединены соответственно провода 75, 76, 77, 78, 79, 80, 85 и 86 На нулевой и 1 -й позициях контроллера первый ролик находится в вырезе крышки, а его палец занимает среднее положение между кольцами. Остальные семь роликов находятся в кольцевом пазу, т. е. их контактные пальцы соединены с передним кольцом .