Защита тяговых двигателей от обрыва цепей возбуждения

В случае обрыва обмотки возбуждения ТЭД срабатывает двух-катушечное реле обрыва полюсов РОП. Рабочая катушка этого реле (772, 773) включена на выходное напряжение блока диодов сравне­ния БДС, параллельно катушкам реле боксования. При обрыве цепи возбуждения одного из ТЭД на выходе блока БДС (795, 794) появ­ляется напряжение, достаточное для включения рабочей катушки реле РОП. Его вторая катушка (2982, 2983) служит для фиксации реле во включенном положении.

Контакты реле РОП отключают катушки контакторов KB, BB и вклю­чают сигнальную лампу ЛРЗ «Реле заземления». Также загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки». Схема восстанавливается повторным включением автомата А4 «Управление возбуждением».

ЗАЩИТА ТОРМОЗНОЙ МАГИСТРАЛИ

Давление воздуха в тормозной магистрали менее 0,27 — 0,32 МПа (2,7 — 3,2 кгс/см2) приводит к тому, что контакт реле давле­ния воздуха РДВ (1483, 1493) снимает напряжение с катушки реле РУ22, которое, в свою очередь, отключает реле времени РВЗ, осу­ществляя тем самым сброс тяговой нагрузки и перевод схемы в режим холостого хода.

При обрыве тормозной магистрали поезда или нарушении ее це­лостности происходит дополнительная разрядка и включается пнев-моэлектрический датчик ДДР. Его рабочая камера специальным ка­налом соединена с каналом дополнительной разрядки воздухорас­пределителя и при снижении давления воздуха в тормозной маги­страли на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) датчик ДДР срабатывает. Его за­мыкающий контакт включает реле РУ1.

Цепь питания реле РУ1-. автомат АУ → провода 1684, 1685 → контакты блокировки тормоза БУ → провода 1686, 1632, 1309 → контакты ДДР → провод 1310 → контакты ДТЦ → провода 1314, 1306 → катушка реле РУ1 → «минус» цепей управления.

Реле управления РУ1 имеет три контакта: » замыкающий контакт (1321, 1320) создает цепь самопитания реле РУ1;

1.замыкающий контакт включает сигнальную лампу ЛРТ «Обрыв тормозной магистрали»;

2.размыкающий контакт обесточивает РВЗ, в результате чего происходят сброс нагрузки и перевод схемы в режим холосто­го хода.

При нарушении плотности тормозной магистрали вблизи тепло­воза его воздухораспределитель срабатывает, что вызывает тормо­жение. Загорается сигнальная лампа «Заторможено». В этом слу­чае после срабатывания реле ДДР с уже изложенным воздействи­ем на схему размыкается контакт датчика ДТЦ (1310, 1314), и реле РУ1 отключается. Сигнальная лампа ЛРТ гаснет. Для ускоренного отпуска тормоза необходимо нажать кнопку КОТ. При этом получа­ет питание вентиль ВОТ. При срабатывании датчиков ДОТ загора­ется лампа ЛОТ.

ЗАЩИТА ДИЗЕЛЯ

Защита дизеля от снижения давления масла. При работаю­щем дизель-генераторе давление масла на входе в лоток дизеля должно быть не менее 0,04 — 0,06 МПа (0,4 — 0,6 кгс/см2). В про­тивном случае контакты реле РДМ4 (1166, 1167) размыкаются, пи­тание реле управления РУ9, а значит, и электромагнита МР6 прекра­щается и дизель останавливается.

Нормальное давление масла в системе работающего дизеля должно быть выше 1,2 кгс/см2. Если давление на входе в дизель меньше приведенных величин, то реле давления масла РДМ1 сво­ими контактами (1181, 1390) включает сигнальную лампу ЛДМ «Давление масла» на панели сигнализации в кабине машиниста. При дальнейшем снижении давления масла блок защиты, находя­щийся в ОРД и связанный с реле РДМ1, уменьшает частоту вра­щения коленчатого вала дизеля.

Защита дизеля от перегрева воды и масла.Контроль недо­пустимого нагрева воды и масла, охлаждающих дизель в тяговом режиме, осуществляют термореле воды ТРВ1 и ТРВ2 (в двух режи­мах — нормальном и высокотемпературном), а также термореле масла ТРМ. В нормальном режиме тумблер ТВ1 (1456, 1457) выклю­чен. При нагреве охлаждающей воды на выходе из дизеля до 96 °С срабатывает реле ТРВ1 и отключает реле РУ22, которое осуществ­ляет сброс нагрузки.

Высокотемпературный режим охлаждения дизеля использу­ется только при температуре окружающего воздуха выше 40 °С. В этом случае включают тумблер ТВ1. При нагреве охлаждаю­щей воды на выходе из дизеля до 105 °С срабатывает реле ТРВ2. При этом отключается реле РУ22, которое обеспечивает сброс нагрузки. Реле ТРМ отключает реле РУ22 при нагреве масла на выходе из дизеля до 88 °С.

Защита дизеля от давления в картере.При повышении дав­ления масляных паров в картере дизеля выше 60 мм вод. ст. замы­каются контакты дифманометра КДМ (1400, 1509). От автомата АУ через замкнутые с первой позиции контакты 1 и 3 контроллера машиниста по проводам 1604, 1605, 1400 через замкнутые контакты КДМ подается питание на катушку вентиля предельного выключа­теля ВА, что приводит к остановке дизеля.

ЗАЩИТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Защита выпрямительной установки ВУ от перегрузки.За­щиту от токов внешнего короткого замыкания или перегрузки осу­ществляет реле максимального тока РМ1. Сигнал по току коротко­го замыкания или перегрузке с выхода трансформаторов ТПТ по­дается на потенциометр обратной связи ССУ1. Оттуда сигнал по току поступает на катушку реле РМ1 и при токе в силовой цепи 6000 — 6600 А приводит к срабатыванию реле РМ1. Замыкающие контакты реле РМ1 подают питание от автомата АУ на катушку реле РУ2.

Цепь питания реле РУ2:автомат АУ →по цепи питания реле РУ22 и РВЗ до зажима 14/16,17 → штепсельный разъем 25-31 → контакты реле РМ1 → катушка реле РУ2 → штепсельный разъем 26-41 → провод 2442 → минусовой разъем 2М.

Реле РУ2 имеет два контакта:

1.замыкающий контакт обеспечивает самопитание реле РУ2;

2.размыкающие контакты РУ2 отключают реле РВЗ. При этом схема переводится в режим холостого хода. Загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки».

Защита выпрямительной установки силовой цепи от про­боя диодов.Защита осуществляется с помощью реле РМ2, вклю­ченного между «нулевыми» точками звезд статорных обмоток тя­гового генератора. Включившись, реле РМ2 блокируется во вклю­ченном состоянии механической защелкой, а его размыкающие контакты (1359, 1343) отключают контакторы KB и ВВ. Размыкаю­щий контакт ВВ включает реле РУ11. Происходит сброс нагруз­ки и загорается лампа ЛН1.

Защита выпрямительной установки и тяговых двигателей при выходе из строя электродвигателей вентиляторов ох­лаждения. Когда выходят из строя электродвигатели вентилято­ров охлаждения выпрямительной установки и тяговых двигателей передней или задней тележки, отключаются автоматы АВУ, 1АТ или 2АТ. Они своими замыкающими контактами АВУ, 1АТ или 2АТ от­ключают реле времени РВЗ. Схема переводится в режим холос­того хода. Загорается сигнальная лампа ЛН1. Одновременно раз­мыкающие контакты автоматов АВУ 1АТ или 2АТ включают лампу ЛО «Охлаждение» на панели сигнализации, подводя на нее пита­ние от автомата А4.

Защита силовой цепи от замыкания на корпус.Защиту и сиг­нализацию при пробое на корпус в любой точке силовой цепи обес­печивает специальная схема, в которую входят реле заземления РЗ с двумя согласно включенными катушками (рабочей и удерживаю­щей), резисторы СР31 — СР34, блок выпрямителей БС5, разъедини­тели ВР31 и ВР32, место заземления.

Рабочая обмотка РЗ (708, 711) соединена с делителем напряже­ния и корпусом тепловоза через диоды блока БС5, что обеспечива­ет срабатывание реле при замыкании как в плюсовой, так и в мину­совой частях силовой цепи. Выбор несимметричного делителя на­пряжения обеспечивает срабатывание реле при срыве коммутации — круговом огне на коллекторе ТЭД. К удерживающей обмотке реле подводится напряжение от стартер-генератора через автомат А4 и резистор СР32. 2. Эта обмотка играет роль магнитной защелки, удер­живающей якорь в притянутом положении после срабатывания реле.

При нарушении изоляции силовой цепи в плюсовой части ра­бочая катушка реле РЗ получает питание следующим образом: «плюс» ВУ → место замыкания на корпус → место заземления → провод 712 → диод блока БС5 →резистор СР32.1 → рабочая обмотка реле РЗ → диод блока БС5 → разъединитель ВР31 → резистор СР31 → провод 703 → «минус» ВУ.

Реле управления РУ5 имеет шесть контактов:

1. размыкающий контакт (482, 484) уменьшает напряжение тягово­го генератора в режиме холостого хода;

2. размыкающий контакт (1442, 1311) разрывает цепь питания кон­такторов ВВ и KB в режиме холостого хода;

3. размыкающий контакт (1667, 1159) отключает катушку электро­пневматического вентиля ВТН;

4. замыкающий контакт реле РУ5 обеспечивает питание реле РВЗ в тяговом режиме;

5. замыкающий контакт реле РУ5 собирает цепь питания реле РКВ от автомата АУ «Управление общее», подготавливает цепь от автомата АУ на лампу ЛН1.

Цепь питания реле РКВ:автомат АУ, по цепи питания реле РВЗ до размыкающего контакта РУ8 → замыкающий контакт реле РУ5 → про­вод 1311 → зажим 20/9 → провод 1327 → замыкающая блокировка КРН → провод 3037 → катушка реле РКВ → провода 3038, 1373,1380 → за­жим 31/3 → провод 1575 → минусовой разъем ЗМ. После включения реле РКВ напряжение вновь поступает на катушки контакторов KB и ВВ.

О нормальной коммутации цепей управления при переходе из хо­лостого в тяговый режим сигнализирует лампа ЛН1 «Сброс нагрузки 1» на панели сигнализации в кабине машиниста. Она на мгновение заго­рается (при отключении контактора ВВ), а затем вновь гаснет.

Если же лампа продолжает гореть на 1-й позиции контроллера, то это значит, что нет перехода из холостого в тяговый режим. В этом случае питание на лампу ЛН1 подается размыкающими контактами реле РУ11 и РУ5 от выключателя АУ по ранее представленной цепи питания реле РУ22 и РВЗ. Как и в режиме холостого хода, контакторы ВВ и KB своими замыкающими главными контактами подают питание на обмот­ки возбуждения возбудителя и тягового генератора.

В статорных обмотках генератора наводится переменное напряже­ние, которое затем выпрямляется устройством ВУ и подается через замкнутые контакты поездных контакторов П1 — П6 и контакты ревер­сора ПР на тяговые двигатели, приводящие тепловоз в движение. Ма­невровый режим его работы обеспечивается кнопкой КМР без набора позиций контроллером. При положении штурвала контроллера маши­ниста на нулевой позиции и включенном тумблере УТ кнопка маневро­вого режима (в нажатом состоянии) шунтирует 1-й и 3-й контакты кон­троллера, т.е. создается режим тяги.

Наши рекомендации