В эти игры играли наши мамы и бабушки, в них играли мы, а теперь давайте вспомним их вместе со своими детьми.
Игра "У медведя во бору"подойдет даже двухлеткам (разумеется, вместе с родителями). Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
(Варианты: Медведь не спит
И на нас рычит!
или: Медведь простыл,
На печи застыл!)
Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".
Младшим дошкольникам можно предложить сыграть в"Колечко". Выбирается водящий. Все, кроме него, садятся в ряд. Водящий зажимает между соединенными ладонями колечко (его можно заменить любым мелким предметом — пуговицей, монеткой). Остальные также соединяют ладони "лодочкой" и держат их перед собой. Проходя мимо всех играющих, водящий проводит руками между ладонями каждого игрока, передавая одному из них колечко, причем старается сделать это как можно более незаметно. Пройдя весь ряд и отдав одному из игроков колечко, водящий отходит и произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" При этом игрок, получивший колечко, должен выбежать к водящему, а остальные пытаются его удержать. Если игроку удается выбежать, то водящим становится он, если нет — все повторяется снова с тем же водящим.
Еще одна игра — "Дед Мазай". Водящий ("дед Мазай") отходит в сторону или выходит из комнаты, остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда водящий возвращается, происходит следующий диалог:
— Дед Мазай, вылезай!
— Здравствуйте, ребятки! Где вы были? Что вы делали?
— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Дети показывают, что они делали, а водящий должен это действие отгадать.
Для тренировки внимания подходит игра "Да и нет". Начинается она со слов водящего:
"Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите. "Да" и "нет" не говорить, черное и белое не носить (варианты: не надевать, не покупать). Вы поедете на бал?".
Водящий поочередно задает вопросы игрокам, провоцируя их нарушить правила. Задача игроков — ответить на вопросы водящего, не употребляя при этом слов да, нет, черное и белое. Игра может быть самостоятельной, а может использоваться для сбора фантов. Проигравший либо выбывает, либо отдает свой фант.
Другая игра, обычно предшествующая игре в фанты, — "Садовник".
Каждый из игроков называется каким-либо цветком. Водящий ("садовник") говорит следующие слова:
— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…
И называет любой цветок из тех, что выбрали для себя игроки. "Цветок" отвечает:
— Ой!
— (Водящий) Что с тобой?
— Влюблен (-а).
— В кого?
— В … (Называет любой другой из выбранных цветов или "садовника".)
Тот, кого назвали, также отзывается:
— Ой!
— Что с тобой?
И так далее.
Игрок, который вовремя не отозвался или назвал отсутствующий цветок, отдает фант (или выбывает, если в "Садовника" играют как в самостоятельную игру).
"Фанты". Игра начинается со сбора фантов. Фантом может стать любой небольшой предмет (брелок, украшение, галстук, записка с именем игрока) — главное, чтобы была возможность было безошибочно определить его владельца. Можно просто кинуть по одному фанту в общую шапку, а можно сбор фантов превратить в увлекательную игру, два варианта которой приведены выше.
Далее выбираются двое водящих. Один из них встает спиной к участникам игры, а второй поочередно достает фанты и показывает их всем, кроме первого водящего, каждый раз спрашивая у него: "Что сделать этому фанту?". Первый водящий должен дать каждому фанту задание (спеть, сплясать, попрыгать 10 раз на одной ножке, упасть-отжаться, позвонить в дверь соседям и угостить их конфетами, прокукарекать из-под стола — список ограничен лишь фантазией игрока).
Когда все задания розданы, начинается самая веселая часть игры — каждый из участников должен выполнить то, что назначено его фанту. Другой вариант: задания выполняются по мере их раздачи, после вытаскивания каждого фанта.
Еще одна игра, которая очень нравится дошкольникам и младшим школьникам, —"Путаница".Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески "запутаться", при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать "путаницу", постаравшись не вывихнуть и не переломать конечности игрокам.
Любителям прятать и искать предметы можно посоветовать поиграть в "Холодно-горячо". Водящий выходит из комнаты. Дети прячут известный ему предмет. Задача водящего — найти этот предмет, пользуясь указаниями игроков: "холодно", "теплее", "жарко", "холоднее", "мороз" (в зависимости от близости водящего к искомому предмету и темперамента подсказывающих).
"Испорченный телефон". Игроки усаживаются в ряд. Водящий шепотом говорит какое-нибудь слово на ухо первому игроку. Тот (также шепотом, желательно быстро) должен передать то, что услышал, второму и так далее, по цепочке. Последний произносит вслух то, что дошло до него. Как правило, результат разительно отличается от исходного слова. Для выбора нового ведущего возможны два варианта. Либо каждый, начиная с последнего игрока, говорит, что он услышал от соседа, и водящим становится тот, кто первым исказил первоначальное слово. Либо водящий садится в ряд последним, а первый становится водящим.
Многие дети любят игры с хлопками. Предложите им сыграть в "Летел лебедь". Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:
Летел лебедь
По синему небу,
Сломал крыло,
Сказал число.
Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из "пересчитанных", должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.
Происходит стремительная смена поколений, интересов, увлечений — мы и сами порой не поспеваем за временем... Но в наших силах помочь своим детям сохранить радость общения и то волшебство игры, ощутить которое можно только в детстве. Пусть появление ватаги ребятишек не приводит родителей в панику, и тогда дни рождения и другие праздники перестанут сопровождаться мучительными раздумьями на тему: чем бы еще занять скучающую детвору.
http://www.i-deti.ru/article.php?year=2002&no=5&txt=suh
Татьяна ГОРЯЧЕВА
ВЕСЕЛЫЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ
Наконец-то мы дождались зимы!
Чистый белый снежок, сугробы, белоснежный покров на земле — все это так поднимает настроение! Так и хочется резвиться, веселиться и играть на этом чудесном белом снегу! И все что нам нужно для игр, уже есть на улице! Самое главное — есть снег!!!! Можно играть не только с друзьями, но и с родителями. А можно даже устроить командные соревнования.
Итак, начинаем наши игры. Для начала запаситесь снежками, без них не обойтись в зимних забавах. Заранее налепите побольше снежков вместе с членами своей команды.
В качестве "разминки" предлагаем вам одну очень веселую и интересную игру., которая называется "Два города".
ДВА ГОРОДА
На снежной площадке отметьте линиями два "города" — на расстоянии 30—35 шагов один от другого. Разбейтесь на две команды. Игроки одной команды будут бежать, игроки другой — салить их снежками. "Бегуны" занимают город, капитан по очереди отправляет их в другой город, а "салки", стоя по бокам площадки, стараются поразить снежками бегущих. Каждое попадание — очко. Когда все перебегут, посчитайте очки. Потом команды меняются ролями. У вас получится своеобразное двоеборье, состязание и в ловкости, и в меткости.
Итак, город "взят". А теперь вспомните, как во времена Пушкина и Лермонтова сражались на дуэли. К счастью, времена дуэлянтства прошли, нам же в наследство досталась игра, которая так и называется — "Дуэль".
ДУЭЛЬ
Два соперника встают друг против друга на расстоянии около 10 метров. Каждый из них пусть очертит вокруг себя круг диаметром в метр. Выбранный "секундант" бросает жребий — кому начинать. По его же сигналу начинающий игру наклоняется, лепит снежок и бросает его в соперника. Затем "стреляет" второй. Если вы оба промахнулись или же оба попали друг в друга, продолжайте бросать снежки по очереди. Но если один попал, а другой промазал, то проигравший уступает свое место следующему сопернику. Можно увертываться любым способом (приседать, подпрыгивать и т. п.), но только не выходя из круга. Предупреждение: постарайтесь объяснить ребятам, что бросаться можно именно снежками, но никак не кусками смерзшегося, с острыми краями снега. В голову никогда не целиться!
А теперь — следующая игра. Для нее все игроки каждой команды делятся на пары.
МОЙ КОМ — БОЛЬШЕ!
Итак, засекается время (для определенности дается пять минут). Пара должна скатать снежный ком. Выигрывают те игроки, чей ком окажется больше.
СНЕЖНЫЕ ОБГОНЯЛКИ
Итак, перед участниками соревнования стоят снежные комья. По сигналу игроки начинают катить ком по направлению к финишу. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.
"ЧЕЙ СНЕГОВИК ВЫШЕ?"
А как вы думаете, что можно сделать из таких огромных комков снега? Правильно, снеговика! Да не одного, а нескольких! Итак, следующее соревнование — "ЧЕЙ СНЕГОВИК ВЫШЕ?". Название игры говорит само за себя. То есть игроки по команде должны построить из имеющихся снежных комков снеговика, при этом не разбив комья.
Со снеговиком можно придумать и другую игру:
"ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК"
На голову только что вылепленного снеговика надевается ведро. По команде игроки по очереди подходят и сбивают снежками ведро. Каждому участнику дается три попытки. Если он сбил ведро с первой попытки, он получает 30 очков, со второй — 20, с третьей — 10 очков. В конце состязания суммируется количество заработанных командой баллов.
Интересные состязания можно устроить и с помощью санок, которые наверняка есть у многих ребят. Начинаем с веселой игры.
"ТЯНИ-ТОЛКАЙ!"
На санки садятся два игрока одной команды. Но садятся они… спиной друг к другу. Задача: как можно быстрее добраться до финиша, отталкиваясь только ногами (один игрок едет лицом к финишу, второй- спиной).
Санная тема продолжается и в следующем соревновании.
И ОПЯТЬ ТЯНИ-ТОЛКАЙ!
Теперь на одни сани садятся игроки разных команд. Задача игрока, сидящего по ходу полозьев — пересечь финишную черту. Задача его соперника — не дать ему этого сделать. На выполнение дается три минуты. Команда получает по 10 баллов за каждую победу.
НУ-КА, БЕРЕГИСЬ!
Пара саней ставится на расстоянии 3-4 метров. Два игрока садятся на них лицом друг к другу и берут в руки веревки саней соперника. Между санями чертится линия. По сигналу игроки начинают тянуть веревку на себя, подняв ноги на санки (как вариант — можно помогать себе ногами). Выигрывает участник, который перетянул соперника через черту на "свою" территорию.
Саночные состязания подошли к концу. А теперь опять запаситесь снежными комьями.
ПОРАЗИМ МИШЕНЬ
На заборе или на стене дома нужно начертить 2 мишени для каждой команды. Можно вылепить круги, используя снежки. Соперники начинают забрасывать мишени снежками. Баллы начисляются по количеству попавших в цель снежков.
Другой вариант вариант: побеждает тот, который первым полностью залепит
Мы рассчитываем на то, что вы воспользуетесь нашими советами и проведете состязания на улице. Желаем вам удачных соревнований и надеемся, что они очень украсят ваш выходной день и развеселят не только детей, но и их родителей!
http://www.i-deti.ru/article.php?year=2002&no=6&txt=tg1
Последний раз подборка редактировалась 15 ноября 2005 года