Развивающие игры для детей до 4-х лет

Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть вместе с малышом.

Развиваем память, внимание

"Найди куклу!"

Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:

Кукла Ляля убежала.

Ах, куда она пропала?

Петя, Петя (имя ребенка), поищи,

С нашей Лялей попляши!

(А. Ануфриева)

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

"Какой игрушки не хватает?"

Перед ребенком раскладывается 5-6 игрушек, он их рассматривает около минуты, затем отворачивается. Взрослый убирает одну или 2 игрушки, остальные можно переставить. Ребенок должен вспомнить, какой игрушки не хватает.

В эту игру можно играть часто, меняя набор игрушек, усложняя (раскладывать бОльшее количество игрушек, убирать 2-3).

Развиваем восприятие величины, формы

"Мячи"

Берем мячи различной величины (для малыша 2-х лет достаточно 3-4 мяча, для ребенка постарше можно взять больше). Взрослый стоит вдалеке от ребенка (несколько метров) и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его. Если он не ошибся, обязательно похвалите и продолжайте игру, мячи снова перемешиваются и ребенок должен выбрать самый маленький. Если малыш ошибся, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать маленький и большой мячи, обвести по окружности. Так можно играть не только с мячами, но и с кубиками, мягкими игрушками, для детей после 2-х лет можно предложить картинки (бабочки, матрешки, куклы и т.д.).

Игры с мозаикой.

Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.

"Курочка и цыплята"

Возьмите 6 элементов желтого цвета и один - белого, несколько элементов других цветов.

Начинам с чтения потешки:

- Курочка-рябушечка, куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: "Курочка у нас будет белого цвета", демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: "Желтого цвета будут цыплятки".

В отверстие игровой панели взрослый вставляет белую мозаику, напоминая, что это - курочка, за ней идут цыплятки, ставит желтый элемент, затем просит ребенка еще поставить цыпленка следом за мамой - курочкой.

Если малыш неуверенно выполняет задание, можно ему помочь. Ребенок должен выстроить всех "цыплят" желтого цвета. Потом взрослый предлагает малышу самостоятельно поставить курочку и цыплят.

Эта игра хорошо тренирует знание и различие цветов.

"Елочки и грибочки"

В этой игре малыш учится чередовать предметы по цвету.

Необходимо взять 10 элементов зеленого цвета, 10 - красного, по 5 штук белого, желтого и синего. Взрослый показывает элементы мозаики и, объясняя, что елочки бывают зеленого цвета, размещает на панели "елочку". Потом показывает красный элемент, говорит, что грибочки бывают красными.

Взрослый размещает на панели елочку - грибочек - елочку - грибочек, при этом читает:

"Елочки нарядные встали все в рядок,

и за каждой елочкой - красненький грибок!"

Затем ребенок продолжает выкладывать ряд самостоятельно. Если он ошибается, взрослый говорит: "Проверь, все ли у тебя правильно. Почему два грибка вместе?" Некоторые дети размещают 2-3 пары правильно, а затем начинают ошибаться.

Если ребенку трудно выполнять задание, взрослый диктует последовательность элементов: "Елочка, грибочек, елочка, грибочек…" Постепенно ребенок выполняет задание самостоятельно.

"Гуси с гусятами"

Задача усложняется: нужно выбрать три цвета из пяти предложенных.

Взять 10 элементов желтого, 10 белого, по 5 синего, красного, зеленого.

Взрослый показывает синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем размещает все элементы синего цвета на панели слева, сверху вниз - получилась речка.

Показывая один белый и один желтый элементы, взрослый говорит, что это гусь и гусенок. Размещаем на панели белый элемент, за ним - желтый: "Гусь пошел и гусенка повел".

После ребенку предлагается самому найти гуся и гусенка, разместить их на панели. Во время выполнения взрослый читает стихотворение про гусей, например:

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: "Га-га-га!"

(Н. Клокова)

Затем ребенок выполняет все самостоятельно (от речки и до гусей), сам выбирает нужные цвета, расставляет. При затруднении взрослый может помочь либо продиктовать очередность элементов.

Таким образом, можно самим придумывать сюжеты, подбирать стишки, цветовые сочетания. Фантазируйте!

Наши рекомендации