Понятие о динамической устойчивости.
Динамическая устойчивость- это способность системы приходить после большого возмущения к такому установившемуся режиму работы, при котором значения параметров режима являются допустимыми по условиям эксплуатации системы и электроснабжения потребителей.
Рассмотрим осн. полож. дин. уст-ти на примере простейшей сист. (рис.2,1) при внезап откл 1-й из двух параллель. цепей лин. электропередачи.
Рис 2,1 –Схема простейшей электрической системы. а- принц.сх.; б- сх. замещ.; в- упрощ.сх.замещ.
Построим угловую х-ку мощности Р1 в исходном режиме (рис 3,1).
Рис 3,1 – х-ка уст-го перех. проц. при откл-ии 1-й параллель. цепи лин. элпередачи.(Р1 – хка мощн. при норм. реж.; Р2 – при откл. 1-й цепи.) а-х-ка мощн.;б-завис.ть изм. скор. вращ. W=f(δ); в-измен-е угла δ=f(t).
В этих усл-х инд.сопр. сист.
опр-т амплит. х-ки мощн-ти
Откл-е цепи передачи прив-т к увел-ю инд. сопр. сист.
поскольку инд. сопр. лин. при так. сх. возраст-т вдвое – с 0,5хп до хп
Характер-ку мощн. при откл. цепи мож запис-ть РII=
Описание рисунка 3.1:
Рис.3,2 – Сх. прост. сист. при откл. цепи.
Основные допущения упрощенного анализа динамической устойчивости.
а) Вращ-ся мом-т СМ в относ-х еденицах может быть принят равным мощности. Это означает предположение, что измен-е скор. вращ. ротора на протяж-ии всего врем. рассм-го перех-го проц. значительно меньше, чем синхронная скорость, но она в то же время настолько значительна, что машина может выпасть из синхронизма. справедливо соотношение:
б) Изменения сопр. СМ и транс-ов, обусл.-е насыщ-м стали, в расчетах не учит-ся или учит. приближ. путем уменьш-я замещаемого сопротивления.
в) В расчетах дин. уст. доп-ся неучет апериодического тока статора и периодического тока ротора СМ.
г) Прдпологаестся, что на ротор СМ дейсвует электромагнитный момент, обусл-ый только токами прямой послед-ти, протек-ми по статору машины. Но даже если бы токи нулевой послед-ти протекали через СМ , то они все равно не создали бы вращ-ся эл.маг-го мом-та, так как они не образуют вращ-ся эл.маг-го поля.
д) В сложных сист. предвар-но упрощ-т конфигур. сети и уменш-т число машин ( путем замены неск-х генер-ов и электростанций одной эквивалентной, объединения или переноса нагрузок)
е) Простейшие расчеты уст-ти м.б. выполнены, исходя из постоянства ЭДС E'q. Это позвол-т СМ представить схемой замещ. в виде переходного реактивного сопротивления х'd и ЭДС E'q.
ж) Все изменения режима сист. отраж-ся в измен-ии ее схемы, в которой вводятся новые знач-я сопр., ЭДС СМ и их мех-их мощностей.
17. Схемы замещения системы при коротком замыкании.
Рис 3,4-Сх. зам. сист при КЗ. а-исх-я сх.; б-комплексная сх. зам. для 1-ф КЗ; в- преобраз-я сх. при 1-ф КЗ; г- сх. зам. при любом видеКЗ.
В общем случае сх. зам. сист. при любом виде КЗ при расч. дин. уст. отлич-ся от сх. норм. реж. работы сист. лишь тем, что в месте КЗ вкл-ся поперчное сопр-е --- аварийный шунт Хш (3,4 г). Его значение зависит от вида КЗ:
- при 1-ф КЗ – Хш = Х2 + Х0
- при 2-х фазных КЗ - Хш = Х2
- при 2-х фазных КЗ на землю - Хш = Х2 Х0/( Х2 + Х0)
- при 3-х фазных КЗ - Хш = 0.