Общие сведения о погружном электродвигателе. Назначение, виды и конструкция гидрозащиты.
Приводом винтовых насосов служит погружной электродвигатель маслонаполненный, трехфазный, асинхронный с короткозамкнутым ротором, четырехполюсной, переменного тока частотой 50 Гц, с частотой вращения вала 1500 об/мин.
Для погружного электродвигателя принято следующее обозначение:
Погружные электродвигатели состоят из электродвигателя и гидрозащиты. Двигатели трехфазные, ассинхронные, короткозамкнутые, двухполюсные, погружные, унифицированной серии. ПЭД в нормальном и коррозионном исполнениях, климатического исполнения В, категории размещения 5, работают от сети переменного тока частотой 50 Гц и используются в качестве привода погружных центробежных насосов. Двигатели предназначены для работы в среде пластовой жидкости (смесь нефти и попутной воды в любых пропорциях) с температурой до 110 С содержащей: мехпримесей не более 0.5 г/л; свободного газа не более 50%; сероводорода для нормальных, не более 0.01 г/л, коррозионностойких до 1,25 г/л; Гидрозащитное давление в зоне работы двигателя не более 20 МПа. Электродвигатели заполняются маслом с пробивным напряжением не менее 30 КВ. Предельная длительно допускаемая температура обмотки статора электродвигателя (для двигателя с диаметром корпуса 103 мм) равна 170 С, остальных электродвигателей 160 С. Двигатель состоит из одного или нескольких электродвигателей (верхнего, среднего и нижнего, мощностью от 63 до 630 КВт) и протектора. Электродвигатель состоит из статора, ротора, головки с токовводом, корпуса. 1.2.4.
Рисунок - 2. Электродвигатель серии ПЭДУ:
1 –соединительная муфта; 2 –крышка; 3 –головка; 4 –пятка;
5– подпятник; 6 ‑ крышка кабельного ввода; 7 – пробка;
8 – колодка кабельного ввода; 9 – ротор; 10 – статор; 11 – фильтр;
12 – основание
Гидрозащита электродвигателя.
Гидрозащита предназначена для предотвращения проникновения пластовой жидкости во внутреннюю полость электродвигателя, компенсации объема масла во внутренней полости от температуры электродвигателя и передачи крутящего момента от вала электродвигателя к валу насоса.
Рисунок - 3. Гидрозащита:
а – открытого типа;
б – закрытого типа.
А – верхняя камера;
Б – нижняя камера;
1 – головка; 2 – торцевое уплотнение; 3 – верхний ниппель; 4 – корпус; 5 – средний ниппель; 6 – вал; 7 –нижний ниппель; 8 – основание; 9 ‑ соединительная трубка; 10 – диафрагма.
Существует несколько вариантов гидрозащиты: П, ПД, Г. Гидрозащиту выпускают обычного и коррозионностойкого исполнений. Основным типом гидрозащиты для комплектации ПЭД принята гидрозащита открытого типа. Гидрозащита открытого типа требует применения специальной барьерной жидкости плотностью до 21 г/см, обладающий физико-химическими свойствами с пластовой жидкостью и маслом. Гидрозащита состоит из двух камер сообщенных трубкой. Изменение объемов жидкого диэлектрика в двигателе компенсируется перетоком барьерной жидкости из одной камеры в другую. В гидрозащите закрытого типа применяются резиновые диафрагмы. Их эластичность компенсирует изменение объема масла.