Теоретические и практические основы измерений

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЙ

Основные понятия об измерениях

Согласно основному стандарту метрологии ГСИ ГОСТ 16263—70 измерениями называется процесс нахождения значения физической величины опытным путем с помощью ____________________________, а получаемая при этом информация называется _________________.

Результат измерения представляется в виде аналитического соотношения, известного как _________________________________:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (1)

где теоретические и практические основы измерений - student2.ru — значение измеряемой физической величины; теоретические и практические основы измерений - student2.ru — отношение измеряемой величины к образцу; теоретические и практические основы измерений - student2.ru — значение величины, принятой за образец.

Метод измерений — это совокупность использования принципов и ____________________. Метод измерений отличается от методики измерений, которая представляет собой общий или поэтапный план ___________________, т. е. последовательность и правила проведения операций.

Объект измерений — это реальный физический объект, свойства которого характеризуются одной или несколькими измеряемыми физическими величинами, которые подразделяются на основные и производные. Основные величины _____________ друг от друга, но используются для установления связей с другими физическими величинами, которые называют производными. Основным величинам соответствуют основные единицы измерений, а производным — производные. Совокупность основных и производных единиц представляет собой систему единиц физических величин. В мировой практике наиболее широко распространена Международная система единиц (СИ – система интернациональная). В данную систему входят семь основных единиц, две дополнительных и ряд производных единиц физических величин. Основными единицами измерений являются: _________________________________________________________

______________________________________________, , а дополнительными - ________________________. Остальные единицы измерений времени, механических, электрических, магнитных, тепловых, световых, акустических и других величин, являются производными.

Вместе с единицами международной системы применяются и внесистемные единицы, например _______________________.

По способу получения результата измерения подразделяются на прямые и косвенные. Прямым называется измерение, когда искомое значение физической величины находится_______________________________

____________________ (например, измерение напряжения вольтметром и силы тока амперметром). Математически прямые измерения характеризуются формулой:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (2)

где теоретические и практические основы измерений - student2.ru — измеряемая величина; теоретические и практические основы измерений - student2.ru — значение величины, найденное путем ее измерения и называемое результатом измерения.

Косвенным называется измерение, при котором искомое значение величины определяется на основании________________________________

________________между этой величиной и величинами, определяемыми прямыми измерениями. Косвенные измерения можно охарактеризовать формулой:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (3)

где теоретические и практические основы измерений - student2.ru — результаты прямых измерений величин, связанных с искомым значением измеряемой величины А. Примерами косвенных измерений являются ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Виды средств измерений

При измерении физических величин на практике применяются технические средства, которые имеют нормированные погрешности и называются средствами измерений. К ним относятся:

1) меры;

2) измерительные преобразователи;

3) измерительные приборы;

4) измерительные установки и системы;

5) измерительные принадлежности.

Мерой называют средство измерений, предназначенное для _____________ физических величин заданного _________ (например, гири). Могут использоваться однозначные (_______________ величины только одного размера) и многозначные (могут _______________ несколько размеров физической величины) меры, а также наборы и магазины мер. Примером однозначной меры может служить гиря, а многозначной – метровая линейка, которая может выражать длину предмета не только в метрах, но и в сантиметрах и миллиметрах.

Набор мер составляет комплект однородных мер разного размера, которые применяются в нужных сочетаниях, например набор лабораторных гирь. Магазин мер — сочетание объединенных в одно механическое целое мер, с возможностью соединять составляющие магазин меры в нужном сочетании посредством ручных или автоматизированных переключателей, связанных с отсчетным устройством (например, магазин электрических сопротивлений).

Измерительный преобразователь — это средство измерений, которое служит для ____________________сигнала измерительной информации в форму, удобную для обработки или хранения, а также передачи в показывающее устройство.

Измерительные приборы — это средства измерений, которые позволяют _____________ измерительную информацию в форме, удобной для восприятия пользователем. Подразделяются на приборы прямого действия и приборы сравнения. Первые отображают измеряемую величину на показывающем устройстве, имеющем соответствующую градуировку в единицах этой величины, при этом изменения рода физической величины не происходит (например, амперметры, термометры и т.п.). Вторые предназначены для сравнения измеряемых величин с величинами, значения которых известны (например, пирометры).

В зависимости от метрологического назначения средства измерений делятся на эталонные, образцовые и рабочие.

Эталонное средство измерений обеспечивает ____________ и (или) воспроизведение единицы физической величины для передачи ее размера другим средствам изменения (образцовым или рабочим). Местом хранения эталонных средств измерений является _____________________________

_________ находящаяся во французском городе Севре.

Образцовое средство измерения представляет собой меру или измерительные приборы, которые служат для _____________по ним других средств измерений. От образцовых средств размеры единиц физических величин передаются далее рабочим средствам измерений.

Рабочие средства измерений применяют для определения параметров (характеристик) технических устройств, технологических процессов, окружающей среды и др. Они могут быть ________________ (применяются для научных исследований) и_________________(для обеспечения и контроля заданных характеристик технологических процессов), _____________ (для самолетов, автомобилей, судов и т.п.).

Погрешности измерений

Результат каждого отдельного измерения физической величины не совпадает с ее истинным значением в результате действия множества искажающих факторов. Отклонение результата измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины называется погрешностью измерений (ошибкой измерений).

Абсолютная погрешность измерений — погрешность измерений, определяемая как разность между _____________и ____________ значением измеряемой величины, взятая по модулю:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

Истинное значение величины теоретические и практические основы измерений - student2.ru применяют только в теоретических исследованиях, на практике вместо него используют_____________ значение величины теоретические и практические основы измерений - student2.ru .

Относительная погрешность измерений — погрешность измерений, равная отношению _____________________ измерения к _________________ значению измеряемой величины:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (4)

Различают три типа погрешностей измерений: грубые ошибки, систематические и случайные погрешности.

Грубые ошибки (промахи) – это погрешности, связанные с _______________ измерительной аппаратуры, либо с _____________ экспериментатора в отсчете или записи показаний приборов, либо с резким изменением условий. Результаты измерений в таких случаях необходимо ______________ и проводить ___________измерения.

Систематическая погрешность измерений — это погрешность результата измерений, которая остается _________________ или закономерно ________________ при повторных измерениях одной и той же физической величины. К таким погрешностям относят методические и инструментальные (приборные) погрешности измерений.

Методическая погрешность обусловлена _____________ метода измерений, несовершенством _________ физического явления и неточностью расчетной формулы, используемой для нахождения измеряемой величины.

Инструментальная (приборная) погрешность вызывается _____________________ конструкции и неточностью изготовления измерительных приборов. Данная погрешность определяется на основе паспортных данных прибора, а при отсутствии документации – по _____________________, который для электроизмерительных приборов определяется максимальной допустимой приведенной погрешностью:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (5)

где теоретические и практические основы измерений - student2.ru - максимальная абсолютная погрешность прибора, теоретические и практические основы измерений - student2.ru - номинальное значение - условно принятое для приборов данного типа значение, равное ________________ измерений. Таким образом, __________________ ___________прибора показывает относительную погрешность прибора на предельном значении, выраженную в процентах. На шкале прибора при представлении ___________________ знак (%) не обозначается. Согласно ГОСТ 1845-59, электроизмерительные приборы по точности делят на 8 классов:

§ 0,05; 0,1; 0,2 - образцовые;

§ 0,5; 1,0 - лабораторные;

§ 1,5; 2,5; 4,0 - технические приборы.

По ______________________ прибора можно найти абсолютную и относительную погрешности прямых измерений.

Пусть электроизмерительный прибор, например, вольтметр, предел измерений которого 75 В имеет класс точности 0,5 и показывает значение напряжения равное 20 В. Тогда по формулам (4) и (5) получаем:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

При проведении измерений необходимо выбирать такие пределы, чтобы приборная погрешность была как можно меньше. При этом стрелка должна отклоняться на __________________ угол, но не выходить за границы шкалы.

Случайная погрешность измерений — это погрешность результата измерений, изменяющаяся __________________ образом (по знаку и значению) при повторных измерениях, проведенных с одинаковой тщательностью, одной и той же физической величины. Полностью устранить случайную погрешность невозможно, но путем увеличения числа измерений их можно уменьшить.

Для прямых измерений.

Пусть при измерениях возникают только случайные погрешности, систематические погрешности настолько малы, что ими можно пренебречь, а грубые ошибки отсутствуют.

Тогда, измеряя несколько раз величину теоретические и практические основы измерений - student2.ru , мы получаем серию значений теоретические и практические основы измерений - student2.ru . Каждое из измеренных значений содержит случайную погрешность

теоретические и практические основы измерений - student2.ru ( теоретические и практические основы измерений - student2.ru ) (6)

Поскольку истинное значение теоретические и практические основы измерений - student2.ru неизвестно, то остаются неизвестными по величине и знаку случайные погрешности, возникающие при каждом измерении, поэтому для учета максимально возможной погрешности разность теоретические и практические основы измерений - student2.ru берется по _____________.

Теория показывает, что близким к истинному значению измеряемой величины является ________________ арифметическое ряда отдельных измерений:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (7)

где теоретические и практические основы измерений - student2.ru – число повторных измерений. Среднее значение в данном методе используется как действительное, поэтому данный метод расчета погрешностей получил название метода __________________________

________________.

Находя для каждого измерения теоретические и практические основы измерений - student2.ru , аналогично (7) находим теоретические и практические основы измерений - student2.ru :

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

В теории погрешностей доказывается, что при увеличении числа теоретические и практические основы измерений - student2.ru случайная погрешность среднего арифметического теоретические и практические основы измерений - student2.ru стремится к __________ и может быть использована в качестве оценочного значения абсолютной погрешности. Окончательный результат измерений записывается в виде:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (8)

с указанием под результатом величины средней относительной погрешности. Средняя относительная погрешность определяется выражением:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (9)

При измерениях встречаются такие ситуации, когда случайные погрешности настолько малы, что повторные измерения дают значения, попадающие в пределы интервала погрешности прибора. В этом случае погрешность измерений можно взять из _____________ прибора. Если ____________ отсутствует, расчет погрешности производится по _____________ точности прибора (формула 5), а если _________ точности не указан, то значение абсолютной погрешности принимают равным ________________ наименьшего деления шкалы прибора. В случае однократных измерений в качестве абсолютной погрешности тоже используется _____________ погрешность. В любом случае, результирующая погрешность не может быть равной ______. Если она таковой оказывается, то это является либо следствием неправильно выбранного для данного измерения __________ расчета погрешностей, либо ошибки в расчетах.

Для косвенных измерений.

При косвенных измерениях искомую физическую величину теоретические и практические основы измерений - student2.ru определяют путем вычислений по результатам __________ измерений других величин. Для оценки погрешностей косвенных измерений величины теоретические и практические основы измерений - student2.ru необходимо вывести _____________ для ее относительной погрешности теоретические и практические основы измерений - student2.ru . Пусть искомая величина является функцией нескольких переменных:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (10)

Тогда для расчета погрешности измерений можно использовать дифференциальный (другое название ________________ ) метод, в основе которого лежит свойство натурального логарифма:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

Полный дифференциал логарифма исходной функции будет равен:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

где теоретические и практические основы измерений - student2.ru - показатели степени аргументов теоретические и практические основы измерений - student2.ru

Таким образом, получаем:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

Учитывая, что дифференциал независимой переменной равен ее приращению ( теоретические и практические основы измерений - student2.ru ), и если приращение аргумента мало для функции, то дифференциал функции приблизительно равен ее приращению, то есть теоретические и практические основы измерений - student2.ru , получаем:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

Значения теоретические и практические основы измерений - student2.ru измеряют один или несколько раз и обрабатывают по правилам оценки погрешностей прямых измерений. Если при логарифмировании и дифференцировании в выражении появились знаки «–», то для нахождения максимальной относительной погрешности их необходимо __________________________.

Таким образом, для определения погрешностей косвенных измерений искомой величины теоретические и практические основы измерений - student2.ru используют формулу, полученную по следующим правилам:

1. ______________________________________________;

2. ______________________________________________;

3. ______________________________________________;

4. _______________________________________________________________________________________________________;

5. _______________________________________________________________________________________________________;

6. ________________________________________________________________________________________________________;

7. __________________________________________________.

Критерий оценки, % Оценка
1 0т 91до 100 отлично
2 От 81 до 91 хорошо
3 От 71 до 81 удовлетворительно
4 От 0 до 71 неудовлетворительно
Блок содержит 70 подготовленных пропусков

Контрольные вопросы

Вопросы на «удовлетворительно»

1. Измерением называется...

2. Информация называется измерительной, если она получена путем...

3. Что называется результатом измерения?

4. Какие физические величины называются основными?

5. Какие физические величины называются производными?

6. Какие единицы физических величин называются основными?

7. Какие единицы физических величин называются производными?

8. Основными единицами Международной системы единиц СИ являются:…

9. Приведите пример производных единиц СИ.

10. Какие измерения называются прямыми?

11. Какие измерения называются косвенными?

12. Что называется измерительным прибором?

13. Что называется мерой?

14. Что называют средством измерения?

15. В зависимости от метрологического назначения средства измерений делятся на..

16. Для какой цели служат эталонные средства измерений?

17. Для какой цели служат образцовые средства измерений?

18. Для какой цели служат рабочие средства измерений?

19. Какие погрешности называются грубыми?

20. Какие погрешности называются систематическими?

21. Какие погрешности называются случайными?

22. Инструментальной погрешностью называется…

23. Методической погрешностью называется…

24. Что называется абсолютной погрешностью?

25. Что показывает абсолютная погрешность?

26. По какой формуле рассчитывается абсолютная погрешность величины Х?

27. В каких единицах измеряется абсолютная погрешность?

28. Что называется относительной погрешностью?

29. По какой формуле рассчитывается относительная погрешность величины Х?

30. В каких единицах измеряется относительная погрешность?

31. Что называется классом точности электроизмерительного прибора?

32. Что показывает класс точности прибора?

33. По какой формуле можно рассчитать абсолютную погрешность величины Х, используя класс точности прибора?

34. Как узнать приборную погрешность?

35. Что называют действительным значением физической величины?

36. Укажите правильную последовательность действий при расчете случайных погрешностей методом среднего арифметического.

37. Как рассчитываются случайные погрешности при прямых измерениях?

38. Как определяется случайная погрешность при однократных прямых измерениях?

39. Как определяется случайная погрешность прямых измерений, если все результаты равны?

40. Как рассчитывают случайные погрешности при косвенных измерениях?

41. Укажите правильную последовательность действий при расчете случайных погрешностей логарифмическим (дифференциальным) методом.

Вопросы на «хорошо»

1. Выведите формулу для расчета относительной и абсолютной погрешностей для физической величины Ф, которая определяется по формуле: теоретические и практические основы измерений - student2.ru

2. Выведите формулу для расчета относительной и абсолютной погрешностей для физической величины Вг, которая определяется по формуле: теоретические и практические основы измерений - student2.ru

3. Получите у преподавателя формулу физической величины, определяемой косвенным образом, и выведите для неё формулу для расчета относительной и абсолютной погрешностей

Вопросы на «отлично»

4. Как определить приборную погрешность цифрового прибора, если отсутствует паспорт прибора и на нем нет никаких обозначений, отражающих погрешности?

5. Поясните сущность метода среднеквадратичного значения для расчета погрешностей.

6. Что называется коэффициентом Стьюдента и как он применяется для расчета погрешностей?

Лабораторная работа № 1

Измерение тока

Для измерения величины тока, протекающего в какой-либо цепи, в нее ______________________ с исследуемым элементом цепи Rн включают ___________________ (рис. 5).

теоретические и практические основы измерений - student2.ru Для того, чтобы ___________________ оказывал как можно меньшее влияние на силу измеряемого им тока и не создавал больших потерь энергии, его обмотку выполняют с весьма _______________ внутренним сопротивлением теоретические и практические основы измерений - student2.ru . Любой _____________ рассчитан на измерение сил токов до некоторого максимального (номинального) значения теоретические и практические основы измерений - student2.ru . Чтобы расширить пределы измерения ___________________, предназначенных для работы в цепях постоянного тока, то есть измерять силу тока в несколько раз большую номинального значения теоретические и практические основы измерений - student2.ru , _________________ прибору включают сопротивление теоретические и практические основы измерений - student2.ru , которое называется ______________ (рис. 5). При таком включении сопротивления часть тока пойдет по нему ( теоретические и практические основы измерений - student2.ru ), а часть – через _________________ ( теоретические и практические основы измерений - student2.ru ), напряжения на шунте и амперметре при их параллельном соединении будут одинаковы, при этом справедливы соотношения:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

Решая данную систему уравнений, получим формулу для расчета сопротивления шунта:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (3)

Многопредельный _________________ имеет несколько шунтов и переключатель для их включения. Если прибор предназначен для постоянной работы с шунтом, то шкала его градуируется сразу в значениях измеряемого тока I с учетом коэффициента шунтирования.

Измерение напряжения

Для измерения величины напряжения U на каком-либо участке электрической цепи Rн ______________________ этому участку подключается ______________________ (рис. 6). Чтобы ____________________ не вносил заметных искажений в измеряемое напряжение и не создал значительных потерь энергии, сопротивление его обмотки теоретические и практические основы измерений - student2.ru выполняют _______________________ (от 104 до 106 Ом). Любой ______________________ рассчитан на предельное напряжение теоретические и практические основы измерений - student2.ru . Для измерения напряжений больших предельного теоретические и практические основы измерений - student2.ru , _______________________ с обмоткой __________________ включают добавочный резистор с сопротивлением теоретические и практические основы измерений - student2.ru (рис. 6). При этом на прибор приходится лишь часть измеряемого напряжения U, по-прежнему равная теоретические и практические основы измерений - student2.ru , а оставшаяся часть теоретические и практические основы измерений - student2.ru будет приходиться на добавочное сопротивление. При этом справедливы следующие выражения:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

теоретические и практические основы измерений - student2.ru

Решая полученную систему уравнений, получим:

теоретические и практические основы измерений - student2.ru (4)

Шкала прибора часто градуируется с учетом включенного добавочного резистора, особенно для многопредельных приборов.

Критерий оценки, % Оценка
1 0т 91до 100 отлично
2 От 81 до 91 хорошо
3 От 71 до 81 удовлетворительно
4 От 0 до 71 неудовлетворительно
Блок содержит 99 подготовленных пропусков

Контрольные вопросы

Вопросы на «удовлетворительно»

1. Что называется пределом измерения прибора?

2. Что называется ценой деления шкалы прибора?

3. Что называется показанием прибора?

4. По какой формуле можно рассчитать цену деления шкалы прибора?

5. Принцип работы приборов магнитоэлектрической системы основан на...

6. Принцип работы приборов электромагнитной системы основан на...

7. Известно, что многопредельный микроамперметр включен на предел 120 мкА и имеет шкалу на которой нанесено 30 делений. Какова цена деления данного прибора?

8. Известно, что многопредельный микроамперметр включен на предел 90 мкА и имеет шкалу на которой нанесено 30 делений. Каково показание прибора на пятнадцатом делении шкалы?

9. Известно, что многопредельный милливольтметр включен на предел 200 мВ и имеет шкалу на которой нанесено 50 делений. Каково показание прибора на двадцатом делении шкалы?

10. Известно, что многопредельный вольтметр включен на предел 15 В и имеет шкалу на которой нанесено 30 делений. Какова цена деления данного прибора?

11. Известно, что многопредельный вольтметр включен на предел 15 В и имеет шкалу на которой нанесено 30 делений. Каково показание прибора на двадцать пятом делении?

12. Известно, что многопредельный ваттметр включен на предел 64 Вт и имеет шкалу, на которой нанесено 16 делений. Какова цена деления данного прибора?

13. Известно, что многопредельный ваттметр включен на предел 64 Вт и имеет шкалу, на которой нанесено 16 делений. Каково показание прибора на седьмом делении ?

14. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора вольтметр?

15. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора омметр?

16. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора амперметр?

17. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора милливольтметр?

18. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора микровольтметр?

19. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора магнитоэлектрический прибор?

20. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора электромагнитный?

21. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора электродинамический прибор?

22. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора защиту от внешних магнитных полей?

23. Каким условным знаком обозначают на шкале прибора защиту от внешних электрических полей?

24. Какой условный знак обозначают на шкале прибора, если этим прибором возможно проводить измерения только при вертикальном положении шкалы?

25. Какой условный знак обозначают на шкале прибора, если этим прибором возможно проводить измерения только при горизонтальном положении шкалы?

26. Какой условный знак обозначают на шкале прибора, если этим прибором возможно проводить измерения только при наклонном положении шкалы?

27. Изобразите схему включения амперметра в измерительную цепь.

28. Изобразите схему включения вольтметра в измерительную цепь.

Вопросы на «хорошо»

1. Объясните, что произойдет если включить в измерительную цепь амперметр параллельно участку с нагрузкой?

2. Объясните, что произойдет если включить в измерительную цепь вольтметр последовательно участку с нагрузкой?

3. На основании Закона Ома и особенностей параллельного и последовательного соединения проводников объясните, почему возможны две схемы для измерения сопротивлений при помощи амперметра и вольтметра?

Вопросы на «отлично»

1. Объясните устройство и принцип работы приборов электростатической системы. Каким значком обозначается электростатическая система?

2. Объясните устройство и принцип работы приборов ферродинамической системы. Каким значком обозначается ферродинамическая система?

3. Объясните устройство и принцип работы ваттметра электромагнитной системы. Нарисуйте электрическую схему прибора и поясните способ включения его в измерительную цепь.

Лабораторная работа № 2

ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНА ОМА

Цель работы: опытным путем проверить справедливость закона Ома для участка цепи.

Вопросы на «удовлетворительно»

1. Что называется электрическим током?

2. Какие действия электрического тока существуют?

3. Какое направление условно принимают за направление электрического тока?

4. Что называется силой тока?

5. Единицей силы тока в СИ является...

6. Ампер - это...

7. Каким прибором измеряют силу тока в электрических цепях? 1

8. Какая формула является определяющей для силы тока?

9. Что называется электрическим напряжением?

10. Какой буквой принято обозначать физическую величину напряжение?

11. Какой буквой принято обозначать физическую величину силу тока?

12. Что называют разностью потенциалов?

13. Единицей измерения напряжения в СИ является…

14. Единицей измерения разности потенциалов в СИ является…

15. Что называется электродвижущей силой (Э.Д.С.)?

16. Единицей измерения электродвижущей силы (Э.Д.С.) в СИ является…

17. Каким соотношением связаны между собой величины: напряжение, разность потенциалов, электродвижущая сила (Э.Д.С.)?

18. Если в электрической цепи нет источников Э.Д.С., то напряжение в этой цепи равно...

19. Если электрическая цепь замкнута, то напряжение в этой цепи равно ...

20. Электрическое сопротивление -это…

21. Единицей измерения электрического сопротивления в СИ является...

22. Ом - это...

23. Какой буквой принято обозначать физическую величину электрическое сопротивление?

24. Какой участок электрической цепи называется однородным?

25. Закон Ома для однородного участка электрической цепи формулируется следующим образом:..

26. Формула закона Ома для однородного участка электрической цепи имеет вид: …

27. Формула закона Ома для полной электрической цепи имеет вид: …

28. Как изменится сила тока на однородном участке электрической цепи если увеличить напряжение на этом участке при неизменном сопротивлении в несколько раз?

29. Как изменится сила тока на однородном участке электрической цепи если увеличить напряжение на этом участке при неизменном сопротивлении в несколько раз

30. Как изменится напряжение на однородном участке электрической цепи если увеличить сопротивление этого участка в несколько раз?

31. Как изменится напряжение на однородном участке электрической цепи если уменьшить сопротивление этого участка в несколько раз?

32. Как изменится сопротивление однородного участка электрической цепи если увеличить напряжение на этом участке в несколько раз?

33. Как изменится сопротивление однородного участка электрической цепи если уменьшить напряжение на этом участке в несколько раз?

34. Как изменится сопротивление однородного участка электрической цепи если увеличить напряжение на этом участке в несколько раз?

35. График зависимости силы тока от электрического напряжения (при постоянном электрическом сопротивлении) на однородном участке электрической цепи имеет вид: …

36. Почему единица измерения силы тока имеет эталон и свое определение, а единицы измерения напряжения и сопротивления нет?

37. Постоянным электрическим током называется...

Вопросы на «хорошо»

1. Поясните причину возникновения электрического сопротивления в металлах, электролитах, полупроводниках.

2. Сформулируйте закон Ома для неоднородного и для замкнутого участков цепи.

3. Изложите идею метода опытной проверки закона Ома для однородного участка цепи. На основании Закона Ома и особенностей параллельного и последовательного соединения проводников объясните, почему возможны две схемы установки для проверки закона Ома?

Вопросы на «отлично»

1. Расскажите как и при каких обстоятельствах был открыт закон Ома.

2. Сформулируйте и запишите закон Ома в дифференциальной форме.

3. Произведите вывод закона Ома в дифференциальной форме.

4. Произведите вывод закона Ома в интегральной форме.

Лабораторная работа № 3

Вопросы на «удовлетворительно»

1. Электрическим током называется...

2. Электрическим током в металлах называется...

3. Назовите условия существования электрического тока.

4. За направление электрического тока условно принимают...

5. Физическая величина электрическое сопротивление характеризует...

6. Электрическое сопротивление - это...

7. Поясните причину возникновения электрического сопротивления.

8. Единицей измерения электрического сопротивления в СИ является…

9. Ом - это...

10. Формула, выражающая зависимость электрического сопротивления проводника от его геометрических параметров и природы материала, из которого он изготовлен имеет вид…

11. Каков физический смысл удельного сопротивления?

12. Удельное сопротивление проводника показывает...

13. Единицей измерения удельного сопротивления в СИ является...

14. Какая формула выражает зависимость электрического сопротивления металлических проводников от температуры?

15. Сформулируйте первое правило Кирхгофа для разветвленных электрических цепей.

16. Сформулируйте второе правило Кирхгофа для разветвленных электрических цепей.

17. Какое число уравнений нужно записать по первому правилу Кирхгофа для решения задач с использованием правил Кирхгофа.

18. Какое число уравнений нужно записать по второму правилу Кирхгофа для решения задач с использованием правил Кирхгофа.

19. Независимым называется замкнутый контур разветвленной цепи, если...

Вопросы на «хорошо»

1. Почему в качестве гальванометра в установке для определения сопротивлений мостовыми методами может быть использован как вольтметр, так и амперметр.

2. Получите у преподавателя электрическую разветвленную схему и найдите в ней неизвестные величины, используя правила Кирхгофа или особенности параллельного и последовательного соединения проводников.

3. Произведите вывод формул для расчета погрешностей в данной работе.

Вопросы на «отлично»

1. Получите у преподавателя электрическую разветвленную схему и найдите в ней неизвестные величины, используя правила Кирхгофа или особенности параллельного и последовательного соединения проводников.

2. Докажите состоятельность или несостоятельность утверждения о том, что мостовые методы измерения сопротивлений являются более точными в сравнении с другими.

3. В чем заключается смысл явления сверхпроводимости и перспективы использования данного явления.

4. Докажите состоятельность или несостоятельность утверждения о том, что при включении лампочки в цепь постоянного тока сила тока в ней в первый момент меньше, чем после того, как она начнет светиться.

5. Несколько электронагревательных приборов, имеющих различные сопротивления, соединены между собой и включены в цепь постоянного тока. В приборе с каким сопротивлением выделится максимальное количество теплоты, если приборы соединить последовательно? Параллельно?

Лабораторная работа №4

Вопросы на «удовлетворительно»

1. Полупроводниками называются...

2. Электрическим током называется...

3. Удельное сопротивление показывает...

4. Единицей измерения удельного сопротивления в СИ является

5. Удельное сопротивление полупроводника с ростом количества примесей в нем...

6. Удельное сопротивление полупроводника с ростом количества донорных примесей в нем...

7. Удельное сопротивление полупроводника с ростом количества акцепторных примесей в нем...

8. Дыркой" в теории проводимости полупроводников называется...

9. В полупроводнике без примесей число электронов проводимости равно числу...

10. Во внешнем электрическом поле "дырки" движутся...

11. Во внешнем электрическом поле электроны проводимости полупроводника движутся...

12. Без внешнего электрического поля электроны проводимости в объеме полупроводника...

13. Без внешнего электрического поля электроны проводимости в объеме полупроводника движутс

Наши рекомендации