Отыскание дефектов связанных с аппаратным обеспечением

Ремонт (извлечение информации) с неисправного жесткого диска, который "не видит" BIOS - это сложный технологический процесс. Точно определить объем работ только по внешним показателям невозможно. Причину неисправности диска можно установить только в лабораторных условиях во время диагностики. В некоторых случаях, когда причина неисправности жесткого диска кроется внутри гермозоны, ее можно установить только после вскрытия корпуса HDD. Сам процесс ремонта и восстановления данных может потребовать применения сложных программных и аппаратных методов, включающих в себя замену электронных и механических узлов жесткого диска. Также хотим заметить, что для работы с диском в технологическом режиме требуется специальное программное и аппаратное обеспечение. Специалисты по ремонту жестких дисков должен быть профессионалом в своей области, обладать специальными знаниями и методиками, которые являются приватной информацией и отсутствуют в открытом доступе. Поэтому не рекомендуется прибегать к услугам сервисов "широкого профиля", берущихся за починку любых устройств. Даже просто отдав диск на диагностику случайным специалистам, Вы рискуете остаться безо всех данных. Ущерб, нанесенный информации неумелыми действиями ремонтников, вполне может быть фатальным. Причем в большинстве случаев Пользователь остается в неведении относительно того, что информацию с винчестера можно было спасти. Рисунок ниже наглядно демонстрирует результат вскрытия гермоблока неопытным специалистом. А между тем для восстановления информации с этого диска его даже не надо было вскрывать. Проблема в данном случае заключалась в шлейфе, выходящем из гермоблока. Под микроскопом становится видно, что в шлейфе всего-навсего был перебит печатный переходник, и достаточно было припаять перемычку и спокойно извлечь информацию. А в результате неграмотных действий диск был просто выведен из строя.

При простом ремонте служебная информация просто переписывается заново. После этого возможен запуск программы самотестирования для выявления для калибровки накопителя и сокрытия сбойных или нестабильных секторов.

В случае, когда требуется восстановить пользовательскую информацию, вышеописанную методику применять не рекомендуется, так как при этом будут утрачены дефект - листы, содержащие информацию о сбойных и нестабильных элементах. А пользовательское секторное пространство будет сдвинуто за счет секторов, ранее отмеченных как сбойные, и в результате процедура калибровки просто уничтожит всю пользовательскую информацию. В случае восстановления информации работать нужно конкретно с секторами, требующими восстановления. И делается это исключительно вручную, после каждого этапа проверяя результаты.

Восстановление некоторых модулей может быть очень трудоемким, как, например, в случае перезаписи адаптивных настроек. В случае их потери или несоответствия накопитель может просто не видеть опорную разметку диска. Применять автоматическую калибровку в данном случае нельзя, так как это приведет к утере пользовательских данных. В этом случае применяется ручной подбор, который занимает очень долгое время. Очень часто случается повреждение таблицы дефектов накопителя. Это происходит в результате нестабильной работы системы.

Если на плате контроллера жесткого диска при визуальном осмотре выявляются видимые повреждения (дыры, сколы), то дальнейшую диагностику можно приостановить до починки электроники.

В случае явного разрушения электронных элементов на контроллере, держать диск постоянно включенным категорически не рекомендуется, так как это может привести к выходу из строя остальных элементов или пожару при перегреве микросхем. И помимо всего прочего, данные в этом случае будут безвозвратно уничтожены. Если же видимых повреждений нет, можно проанализировать признаки неисправности.

Чаще всего случается следующая ситуация - при включении, с диском вообще ничего не происходит. Диск или молчит и не включает шпиндельный двигатель, или двигатель не может набрать нужных оборотов. Причин может быть множество - механические повреждения внутри гермоблока, заклинивание шпинделя, "прилипания" головок к поверхности "блинов" и т.д. Информация на диске необратимо уничтожена. Однако надо отметить, что такие случаи происходят довольно редко. Чаще всего головки просто выходят из парковочной зоны и прилипают к поверхности "блинов".

Правда, тут могут быть свои тонкости - подобный случай может быть результатом заклинивания двигателя или частый для современных жестких дисков случай прилипания головок к "блинам". Некоторые специалисты в таких случаях рекомендуют сделать следующее: резко крутануть диск по ходу вращения шпинделя. Мы, в свою очередь, советовали бы пользоваться этим методом на практике с крайней осторожностью, так как это будет либо просто неосуществимо (в случае с заклинившим диском), или приведет к повреждению подвески головки, а это чревато потерей способности головки нормально читать информацию.

К тому же при отрыве головки от поверхности не образуется воздушная подушка, и как результат - возникает очень сильное трение, ведущее к механическому повреждению поверхности, которое чревато в дальнейшем полным выходом головки из строя.

В случае, когда диск нормально раскручивается, но отсутствует характерный тихий щелчок, дело, как правило, в отсутствии распарковки головок. Правда, подобное возникает редко, так как сервосистема и генератор двигателя часто размещаются на одной микросхеме, а, следовательно, выходят из строя одновременно. Вдобавок бывают случаи, когда дело не в электронике, а распарковка не происходит по причине обрыва катушки позиционирования на блоке головок. Для устранения подобной неисправности обычно требуются высокотехнологичные операции. Бывает обратная ситуация - двигатель не раскручивается, а накопитель периодически издает резкий звук или тиканье.

Это система пытается аварийно распаковать головки с помощью серий сильных импульсов тока в катушку позиционера. В данном случае это бесполезно, так как головки жесткого диска прилипают серьезно, да и причина в данном случае кроется не в этом. Неисправность проста - сгорела выходная цепь генератора для вращения двигателя. Такое может происходить и при исправной плате контроллера - из-за короткого замыкания витков в обмотке двигателя. Это легко определить по сильному нагреву управляющих микросхем и ключей.

Диск нормально раскручивается, не издает посторонних звуком, но все равно не определяется в BIOS. В этом случае причина неисправности кроется, как правило, в главном интерфейсном чипе на плате электроники. Производить запись на такой накопитель категорически не рекомендуется - это может привести к потере данных на жестком диске. Также следует внимательно оглядеть игольчатый разъем на предмет обнаружения продавленных или сломанных штырьков, являющихся сигнальными проводниками к интерфейсу.

Встречаются неисправности, связанные с дефектом микросхем, произошедшим в результате температурного градиента - то есть перегрева. Проявляется неисправность, как правило, с прогревом.

Иногда неисправность заключается в нарушении контакта игольчатого разъема с контактными площадками на внутренней стороне контроллера жесткого диска. В результате некоторые сектора не читаются до их перезаписи, после которой все приходит в норму. Подобные неисправности наиболее часто происходят с жесткими дисками Hitachi.

ЛИТЕРАТУРА

1. Модернизация и ремонт ПК - 17 издание: Скотт Мюллер

2. Аттестация А+ "техник по обслуживанию ПК. Организация, обслуживание, ремонт и модернизация ПК и ОС": Чарльз Дж. Брукс

3. Технические средства информатизации: А.П. Артемов

Наши рекомендации