За действующими устройствами РЗА

  1. Оперативный персонал должен следить за тем, чтобы токи нагрузки и напряжение на присоединениях не превышали допустимых значений.

(Если на подстанции нет автоматики отключения потребителей, необходимо доложить вышестоящему диспетчеру, который будет принимать меры для разгрузки сети. У нас на подстанции был случай, когда диспетчер отключал вручную короткое замыкание. Он случайно увидел зашкалившие амперметры на одной из линий, быстро среагировал и отключил ключами управления линию. Как потом выяснилось, защиты были выведены

Ну этот случай – из области преданий и легенд, а сейчас реально у нас на подстанции после включения ПС-500кВ Западная и изменении в связи с этим режима сети постоянно повышается напряжения начиная от шин 500кВ, далее 110кВ и до 0,4кВ. А регулировать уже некуда – положения всех РПНов около крайние.)

  1. Оперативный персонал должен проверять правильность положения отключающих устройств, накладок, переключателей, рубильников на панелях РЗА.

(Как я уже говорила, нельзя делать формальную запись в журнале.

Особенно это касается непривычных, новых для нас устройств, где надписи под устройствами вызывают разногласия. Так вот, чтобы их не было – нарисуйте красные точки и можете спокойно работать)

  1. Оперативный персонал должен проверить включенное положение автоматов питания устройств РЗА или наличие предохранителей.
  2. Оперативный персонал должен следить за показаниями приборов-индикаторов на приемопередатчиках ДФЗ, на аппаратуре АНКА-АВПА, на полупроводниковых и микропроцессорных панелях, на блоках КИВ, на индикаторах 3Uо на резервных защитах, на дисплеях цифровых регистраторах.

(Для сложной аппаратуры типа ДФЗ, АНКА, КИВ на панели должны быть вывешены таблички с нормальными показаниями, по которым диспетчер может ориентироваться. На индикаторе 3Uо при нажатой кнопке стрелка может отклоняться до половины шкалы, это в пределах нормы. Если стрелка не шевелится, или даже отклоняется влево, значит, цепи напряжения неисправны, надо сообщать релейщикам. На ДЗШ при измерении токов небаланса стрелка должна отклоняться совсем чуть-чуть (лишь в начале шкалы), если она отклоняется 30% и более – неисправны токовые цепи. На дисплеях цифровых регистраторов ПАРМА должны нормально высвечиваться текущие дата, время и слово «работа», на приборах ИМФ-3С – три точки, на приборах ИМФ-3Р – действующие значения токов в линии. Другими словами, диспетчер должен хорошо себе представлять «нормальную картинку» по всем приборам и при любом отклонении сообщать релейщикам.).



  1. Если на подстанции есть старые осциллографы типа Н-13, необходимо проверять наличие фотобумаги и правильность хода часов раз в неделю.
  2. Один раз в смену необходимо проверять исправность сигнальных ламп в табло сигнализации на панелях управления.

(Представьте себе, что в табло отклонения давления воздуха перегорели лампы, или в табло «Блинкер не поднят», или «Неисправность цепей ТН». Последствия могут быть самыми печальными. При большом количестве панелей управления это требование для диспетчеров кажется обременительным. У нас на подстанции мы завели все табло на шинки опробования и сделали для диспетчеров доступную инструкцию, благодаря которой процедура проверки всех табло занимает 5-10 минут вместе с заменой перегоревших ламп. Сейчас некоторые заводы-изготовители перешли на выпуск современных светодиодных ламп, срок службы которых практически бесконечен. Поэтому заказывайте, просите заменить и Вам будет намного проще работать.

  1. Все дефекты, замеченные во время смены, необходимо фиксировать.

(Лучше перестраховаться, чем из-за боязни показаться неграмотным, умолчать о дефекте. Три года назад в самые лютые морозы дежурный монтер после обхода ОРУ-750кВ сообщает, что в трансформаторе тока 750кВ перекос мембраны. Руководство решило подстраховаться и вызвало специалистов из ALSTOM, отключили ячейку, вскрыли ТТ. Оказалось, что мембрана зацепилась краем за верхний кожух. При низких температурах масло сжимается, мембрана опускается и ее перекашивает.

Другой случай, попроще.

Бригада из другого района меняли расширитель на АТ у нас на Белом Расте и после установки нового, предложили проверить работу РУМов. Вот так с подсказки посторонних людей мы обнаружили, что один из РУМов имеет механический дефект из-за которого у него не замыкался бы ни один контакт – ни на повышение уровня масла, ни на понижение. Они нам сняли РУМ, подождали пока мы его починим, и поставили на место).



  1. Оперативный персонал обязан в начале смены знакомиться с записями в журнале релейной защиты о состоянии всех устройств РЗА на подстанции.

(За прошлую смену могли быть завершены какие-то работы, введены новые устройства, о которых новая смена пока не знает).

  1. При выявлении неисправностей, угрожающих неправильным действием или отказом релейной защиты диспетчер должен немедленно сообщить об этом вышестоящему диспетчеру и вывести устройство из работы, либо принять меры по устранению неисправности.

(Если у вас выпала неисправность какой-либо защиты, ее надо как можно быстрее вывести из работы. Но есть ряд неисправностей, которые диспетчер может устранить сам – вбить отключившийся автомат постоянного тока или автомат цепей напряжения, если после этого автомат не отключается – то все в порядке, если он опять вылетел – надо считать устройство неисправным и выводить. Если выбивается автомат цепей напряжения – значит короткое в кабеле, надо переводить защиты этого присоединения на другой ТН).

  1. Оперативный персонал обязан следить за уровнем напряжения постоянного тока на панелях постоянного тока по имеющимся приборам и регулировать его при снижении или повышении.

(Что такое постоянный ток? Это питание для большинства устройств РЗА. Откуда он берется? На подстанциях организована следующая схема постоянного тока:

За действующими устройствами РЗА - student2.ru

Т.е. источником оперативного тока является ВАЗП, который преобразует переменное напряжение в постоянное. Максимальная нагрузка, которую может выдать ВАЗП по паспорту – это 80 А. Нормальная нагрузка на подстанции намного меньше. Например, на Б. Расте нагрузка колеблется в районе 25-30 А.

Аккумуляторная батарея – это резервный источник питания на случай потери собственных нужд или в момент кратковременной увеличенной нагрузки, например, во время отключения системы шин 500кВ. На Б. Расте такая нагрузка составит 113 А. Не сложно подсчитать, что в этом случае 80 А возьмет на себя ВАЗП, а оставшиеся 33 А – батарея.

Это мы с Вами поговорили об источника опер. Тока. Как же и для чего мы его должны регулировать?

Дело в том, что для нормальной работы устройств РЗА мы хотели бы иметь Uном=220В. В силу разных причин напряжение может изменяться, поэтому мы должны знать в каких пределах это допустимо.

Минимальное напряжение, при котором мы, релейщики, гарантируем нормальную работу всех схем РЗА, может быть Uмин=0,8 Uном= 176 В. А также мы должны знать, какое повышение опасно для релейной защиты.

Максимальное напряжение, при котором устройства РЗА останутся неповрежденными это 242 В (1,1 Uном).

На щитах постоянного тока регулировка напряжения происходит на самих ВАЗПах.

  1. При появлении «земли» в цепях постоянного тока оперативный персонал должен немедленно приступить к ее поиску и сообщить об этом персоналу РЗА.

(Согласно нашим инструкциям оперативный персонал должен самостоятельно искать «землю», но конечно лучше делать это вместе с релейщиками.

Что такое «земля»?

Это снижение сопротивления изоляции вторичных цепей относительно земли. Одна земля нам не страшна. Нам страшно появление второй земли:

За действующими устройствами РЗА - student2.ru

Именно поэтому существует жесткий временной регламент поиска земли в цепях ШУ – 2 часа. Не всегда получается так быстро найти эту землю, но стараться надо.

Почему иногда диспетчеры, пройдя по всем присоединениям, не могут найти поврежденный участок?

Это происходит из-за объединения вторичных цепей двух или более устройств:

За действующими устройствами РЗА - student2.ru

Объединение происходит или из-за повреждения кабелей, или из-за намеренного объединения схем, в случае нехватки резервных жил в кабелях. При этом при поиске земли, диспетчер отключает автомат слева, земля остается на шинках через правый автомат, диспетчер отключает автомат справа, земля остается на шинках через левый автомат).

Организация работ

На устройствах РЗА

1. Работы на устройствах РЗА может проводить только персонал службы РЗА, допущенный к самостоятельной проверке этих устройств.

(Что такое допуск к самостоятельной работе? Это не телефонный звонок главного инженера или начальника службы РЗА с приказом допустить человека до устройства. Это – протокол, полученный после серьезного экзамена, сданного серьезной комиссии в вышестоящей конторе. Для нас – это служба РЗА МЭС ТОиРа. Все протоколы хранятся в релейной службе, а для диспетчеров выдается карта допусков, в которой напротив фамилий всех релейщиков стоят крестики и диспетчер, допуская человека работать, должен в эту карту посмотреть и убедится, что у него есть допуск на это устройство. Бывает так, что человек устройство знает, но допуска пока на него не получил, а работать надо, или речь идет о наладке новых устройств. В этом случае начальник службы РЗА должен направить на подстанцию письмо с требованием допустить этого человека до работы, в этом случае ответственность за возможные ошибки делится пополам. Это называется – форма однократного допуска).

2. Персонал других организаций может быть допущен к работе на устройствах РЗА с теми же требованиями.

(Надо просто привезти с собой либо протокол допуска, либо карту допусков со своей подстанции. Диспетчер должен особое внимание обращать на командированный персонал, поскольку он его не знает и надо допускать по всем правилам – письмо, допуск, инструктажи).

3. Вывод в ремонт и обратный ввод в работу сложных устройств РЗА должен производится по рабочим программам, типовым или разовым.

(Перечень типовых программ утверждается главным инженером, все программы подписываются начальником службы РЗА. И программы, и перечень делаются в двух экземплярах – один у релейщиков, второй – у диспетчеров.

У нас есть один из основных документов «Типовая инструкция по организации и производству работ в устройствах релейной защиты и электроавтоматики электростанций и подстанций», в которой на этот счет есть точная формулировка, на какие устройства должны быть программы: «Работы в действующих электроустановках по техническому обслуживанию устройств РЗА со сложными внешними связями или требующие координации отдельных этапов работ, особенно охватывающих несколько объектов или связанных с большим объемом работ по сложной реконструкции устройств РЗА, выполняются, как правило, по программе. В программах должны быть указаны объемы и порядок производства тех этапов работ, проведение которых связано с возможным нарушением режимов работы энергооборудования, либо при их проведении возможно ложное действие или отказ какого-либо устройства РЗА при ошибочных действиях персонала, осуществляющего техническое обслуживание устройств РЗА. Таким образом, необходимо релейщикам во главе с главным инженером определится, что же все-таки относится к сложным устройствам РЗА.

Не надо путать программы по выводу-вводу устройств РЗА с ППРами слесарей. В наших программах указывается только перечень отключаемых элементов, но не технология работ. Технологию работ описать практически невозможно, объем ее слишком большой. Для примера – протокол профвосстановления АНКА-АВПА занимает уже в готовом виде 26-30 листов, сколько же тогда придется описывать всю работу?

Нам разрешено пользоваться в работе методическими, руководящими указаниями, заводскими и производственными инструкциями , в которых и описана полная технология и объем работ).

4. Все работы РЗА производятся по разрешенным заявкам (местным или поданным в ОДУ, РДУ).

(Местные заявки согласовываются только у главного инженера, все остальные – по принадлежности).

4. После окончания работ по реконструкции устройств или наладке новых устройств релейный персонал обязан выдать диспетчеру принципиальные исполнительные схемы устройства, объяснить его принцип действия, оперативное обслуживание. Всю эту информацию диспетчер передает дальше по смене.

(Частенько бывает, что подрядчики исчезают без следа, в этой ситуации виноват начальник подстанции – не уследил, а страдают диспетчеры, которые в ночь остаются один на один с незнакомыми устройствами)

Наши рекомендации