Выбор и проверка шинного моста

Шинный мост - это соединение трансформатора с распределительным устройством низкого напряжения (РУ НН). В качестве шинного моста могут использоваться как гибкие, так и жесткие шины, а также комплектные токопроводы. Технические данные их приведены в /10, 11/. При токах до 3000 А применяются одно- и двухполюсные шины, при больших токах рекомендуются шины коробчатого сечения, так как они обеспечивают меньшие потери от эффекта близости и поверхностного эффекта, а также лучшие условия охлаждения. Кроме того, коробчатые шины имеют меньший вес при одних и тех же значениях допустимого тока. Для лучшей теплоотдачи и удобства эксплуатации шины окрашиваются: при переменном токе: фаза А - в желтый, фаза В - в зеленый и фаза С - в красный цвет; при постоянном токе положительная шина окрашивается в красный, отрицательная - в синий цвет.

Шинный мост выбирается по экономической плотности тока (выражение 5.1) и проверяется по длительно допустимому току (выражение 5.4).

Рабочий ток шинного моста на стороне низкого напряжения подстанции можно рассчитать двумя способами:

1) используя мощность подстанции с учетом КУ ( Выбор и проверка шинного моста - student2.ru ):

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.1)

2) по номинальной мощности трансформатора:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.2)

Для трансформаторов с расщепленными обмотками:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.3)

или

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.4)

В случае аварийного режима (при отключении одного из трансформаторов) ток будет определяться:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.5)

или

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.6)

Для трансформаторов с расщепленными обмотками:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.7)

или

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.8)

Выбранные шины проверяются на электродинамическое действие тока короткого замыкания: гибкие шины - на схлестывание при Выбор и проверка шинного моста - student2.ru не менее 20 кА и iyд не менее 50 кА (подробнее см. /11/), жесткие шины - на изгиб.

При механическом расчете однополюсных шин наибольшая сила (F), Н, действующая на шину средней фазы (при расположении шин в одной плоскости), определяется при трехфазном коротком замыкании по формуле:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.9)

где iуд - ударный ток при трехфазном коротком замыкании, A;

l - длина пролета между опорными изоляторами шинной конструкции, м; (рекомендуется l = 1-1.5 м);

а - расстояние между фазами, м; (рекомендуется а = 0,6-0,8 м);

Сила F создает изгибающий момент (М), Н·м, при расчете которого шина рассматривается как многопролетная балка, свободно лежащая на опорах,

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.10)

Напряжение в материале шин Выбор и проверка шинного моста - student2.ru , МПа, возникающее при воздействии изгибающего момента:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.11)


где W - момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию силы, см3, (таблица 6.6). Шины механически прочны, если выдерживается условие:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.12)

где Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - допустимое механическое напряжение в материале шины, МПа (таблица 6.7).

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.13)

где Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - предел прочности на разрыв материала шин, МПа.

Таблица 6.6 - Моменты сопротивления шин

Расположение шин Момент сопротивления
Выбор и проверка шинного моста - student2.ru Выбор и проверка шинного моста - student2.ru
Выбор и проверка шинного моста - student2.ru
Выбор и проверка шинного моста - student2.ru
Выбор и проверка шинного моста - student2.ru

Подробнее см. /11/.

При невыполнении условия 6.12 необходимо либо уменьшить ток короткого замыкания, либо изменить взаимное расположение шин (расстояние между фазами, а, или длину пролета между изоляторами, l). Если и в этом случае условие 6.12 не выполняется, следует увеличить сечение шин (ваять пакет шин из двух полос или использовать коробчатые шины). Расчет многополосных и коробчатых шин приведен в /11/.

Таблица 6.7 - Механические характеристики материала шин

Материал Марка Разрушающее напряжение Выбор и проверка шинного моста - student2.ru , МПа Допустимое напряжение Выбор и проверка шинного моста - student2.ru , МПа
Алюминий АДО 60-70
Алюминиевые сплавы АД31Т
АД31Т1
Медь МГТ 250-300
Сталь Ст 3 370-500

Проверка шин на термическую стойкость при коротком замыкании производится по условию:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.14)

или

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.15)

где Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - температура шин при нагреве током короткого замыкания;

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - допустимая температура нагрева шин при коротком замыкании /10, 11/, ( Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - 200 °С для алюминиевых шин);

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - минимальное сечение шины по термической стоимости;

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - выбранное сечение шин.

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru определяется по кривой Выбор и проверка шинного моста - student2.ru /9, 11, 12/, в зависимости от величины Ак

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.16)

где Ак – квадратичная плотность тока, А2·с/мм4, характеризует тепловое состояние проводника к концу короткого замыкания;

Ан - то же к моменту начала короткого замыкания;

Bк - тепловой импульс (определяется по таблице 4.4).

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru определяется по указанной выше кривой в зависимости от температуры выбранной шины в предшествующем режиме работы:



Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.17)

где Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - температура окружающей среды;

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - длительно допустимая температура проводника ( Выбор и проверка шинного моста - student2.ru = 70 °С для алюминиевых шин);

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - номинальная температура окружающей среды, (согласно /5/ Выбор и проверка шинного моста - student2.ru = 25 °С для воздуха, 15 °С для земли и воды;

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - максимальный ток нагрузки;

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru - длительно допустимый ток проводника;

Сначала по кривым для определения температуры нагрева токоведущих частей при коротком замыкании определяют Ан по найденной температуре Выбор и проверка шинного моста - student2.ru предшествующего режима (выражение 6.17), затем определяют величину Ак по выражению (6.16), а по величине Ак находят температуру нагрева проводника током короткого замыкания Выбор и проверка шинного моста - student2.ru по той же кривой. Если условие 6.14 не выполняется, то целесообразно в целях ускорения расчетов определять минимальное сечение шины, отвечающее требованию ее термической стойкости при коротком замыкании, согласно выражению:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.18)

Значения Акдоп и Ан следует определять по кривым рисунка 3.45 /11/ для соответствующих температур ( Выбор и проверка шинного моста - student2.ru и Выбор и проверка шинного моста - student2.ru ).

При приближенных расчетах минимальное сечение шин, отвечающее требованиям термической стойкости при коротком замыкании, можно определить по формуле:

Выбор и проверка шинного моста - student2.ru (6.19)

где Bk - тепловой импульс из таблицы 4.4;

C - постоянная (для алюминиевых шин С = 91, для медных шин С = 167), Выбор и проверка шинного моста - student2.ru ;

По Fmin определяют ближайшее большее стандартное сечение шины по справочникам.


Наши рекомендации