На ЭЛЕКТРОВОЗах ВЛ11 пО № 489

На электровозах ВЛ11 по № 489, с целью увеличения теплоемкости пускового резистора, величина его сопротивления принята 7, 168 Ом на секцию. При такой величине сопротивления резистора, по сравнению с электровозом ВЛ10, возросла величина тока тяговых электродвигателей на первой позиции и нарушилась плавность пуска одиночного электровоза. Для ее обеспечения на первой позиции, как указывалось выше, введено глубокое ослабление возбуждения равное 16%, а на последующих трех позициях производится постепенное увеличение возбуждения до 36%, 55% и 100%. С пятой позиции начинается реостатный пуск, т.е. уменьшение величины сопротивления пускового резистора.

Вторая позиция

Размыкается КЭ 9-10 главного вала контроллера машиниста. Катушки вентилей линейных контакторов К1, К18 и К19 остаются соединенными с “корпусом“ электровоза только через блокировку линейного контактора К1 в проводах 589-500. Замыкается КЭ 25-26. Образуются параллельные цепи:

· провод 502, КЭ 25-26, провод Э586, контакты реле исполнительных органов датчиков боксования ДкБ1 и ДкБ2, провода 539 и 543, катушки вентилей контакторов К33 и К34 первой ступени ослабления возбуждения, провод 540, две блокировки ПкТ, провод 400, “корпус”;

· на “С“ и “СП“ соединениях тяговых электродвигателей: блокировка ПкГ, провод 541, диоды Д64 и Д65, провода 539 и 543, катушки вентилей контакторов К33 и К34, провод 540, две блокировки ПкТ, провод 400, “корпус”.

Включаются контакторы ослабления возбуждения первой ступени К33 и К34. Их блокировки в проводах Э585-544 и Э585-545 размыкаются и контакторы К31 и К32 глубокого ослабления возбуждения выключаются.

В силовой цепи, в отличие от первой позиции, ток протекает по обмоткам якорей тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4, по их обмоткам возбуждения к КЭ ПкД1 в проводах 047-048 и к КЭ ПкД2 в проводах 096-115 и параллельно через контакты контакторов ОВ1 К33 и К34, ОВ4 К39 и К40, часть резисторов R3 и R4 (секции 4-5, R = 0,0099 Ом), катушки индуктивных шунтов L3, L4 к этим же КЭ ПкД1 и к ПкД2.

По обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей вместо 16% тока обмоток якорей, протекает 36% этого тока, т.е. тяговые электродвигатели переключились из режима глубокого ослабления в режим ослабления возбуждения четвертой ступени.

Третья позиция

Размыкаются КЭ 19-20 и 21-22. КЭ 19-20 вторично разрывает цепь катушек вентилей контакторов К31 и К32. КЭ 21-22 разрывает цепь катушек вентилей контакторов ОВ4 К39 и К40.

В схеме силовой цепи ток протекает по обмоткам якорей тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4, по их обмоткам возбуждения к КЭ ПкД1 в проводах 047-048 и к КЭ ПкД2 в проводах 096-115 и параллельно через контакты контакторов ОВ1 К33 и К34, ОВ2 К35 и К36, часть резисторов R3 и R4 (секции 3-5, R = 0,1606 Ом), катушки индуктивных шунтов L3 и L4 к этим же КЭ ПкД1 и ПкД2.

По обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей вместо 36 % тока обмоток якорей протекает 55% этого тока, т.е. тяговые электродвигатели переключились из режима ослабления возбуждения четвертой ступени в режим ослабления возбуждения второй ступени.

Четвертая позиция

Размыкаются КЭ 23-24 и 25-26. Контакторы ОВ1 К33, К34 и ОВ2 К35, К36 выключаются. Тяговые электродвигатели переключаются из ослабления возбуждения второй ступени на полное возбуждение.

Пятая позиция

Замыкается КЭ 31-32. Провод Э622 через минусовую шину главного вала соединяется с “корпусом”. Катушка вентиля реостатного контактора К3, находящаяся под напряжением с момента постановки реверсивно-селективной рукоятки КтМ в положение “Вперед-М” или “Вперед-МС”, соединяется с “корпусом”. Контактор К3 включается и закорачивает секцию 1-2 в 1 группе пускового резистора, уменьшая величину его сопротивления на 0,93 Ом.

Позиции 6-20

Согласно развертке контроллера замыкаются КЭ с 33-34 по КЭ 57-58 и соединяют катушки вентилей реостатных контакторов с минусовой шиной главного вала. Контакторы, включаясь, уменьшают величину сопротивления пускового резистора путем закорачивания его секций или соединения их в параллельные ветви, то есть с пятой позиции начинается реостатный пуск электровоза.

Последовательность переключения контакторов при пуске, а также величин сопротивления пусковых резисторов по позициям приведены в таблице 8. Комбинация соединений секций пусковых резисторов по позициям контроллера машиниста поясняется таблицей 9 и рисунком 3.1, а изменение пускового тока тяговых электродвигателей при пуске - пусковой диаграммой на рисунке 3.2.

Напряжение на коллекторах тяговых электродвигателей увеличивается и, когда оно достигнет величины 2700 В, включается реле низкого напряжения РН9. Его контакты в проводах Э801-Э815 замыкаются, и сигнальная лампа “РН” загорается.

Позиция

Пусковой резистор из цепи тяговых электродвигателей полностью выведен. Позиция ходовая. Величина напряжения на коллекторах тяговых электродвигателей зависит от выбранного для пуска соединения тяговых электродвигателей: на “С“ соединении: 2ВЛ11 – 375 В, 3ВЛ11 – 250 В, на “СП“ – 750 В.

На 21 позиции происходит подготовка к переходу с “СП“ на “П“ соединение тяговых электродвигателей. Она заключается в том, что замыкается КЭ 29-30 (рис. 3.3). Катушки вентилей линейного контактора К10 и уравнительного К17, находящиеся под напряжением с 1 позиции, соединяются с “корпусом” (на “С“ соединении - только К17) по следующей цепи: провод 610, блокировка тормозного переключателя ПкТ, провод 612, блокировка линейного контактора К18, провод 611, диоды Д54-Д55, провод Э621, КЭ 29-30, минусовая шина главного вала контроллера машиниста, провод 600, “корпус”.

Линейный контактор К10 и уравнительный контактор К17 (на “С“ соединении - только К17) включаются, уменьшая число обходных цепей секций пускового резистора и подготавливая цепь тяговых электродвигателей к переключению на “П“ соединение. На “СП“ соединении ток протекает к тяговым электродвигателям, минуя пусковой резистор, через контакты линейного контактора К10, КЭ 1 группового переключателя ПкГ и уравнительного контактора К17, а на “С“ соединении - через контакты угловых реостатных контакторов К5, К8 и уравнительного контактора К17.

Примечание:

· на электровозах ВЛ11 с №490 особенности действия схемы на позициях 2-21 заключаются в том, что на 2 позиции размыкаются КЭ 19-20 и 21-22 главного вала контроллера машиниста. Катушки вентилей контакторов ОВ4 К39, К40 и ОВ1 К33, К34 теряют питание. Контакторы выключаются и тяговые электродвигатели из режима ослабления возбуждения четвертой степени переключаются на полное возбуждение. В остальном действие схемы аналогично ее действию на электровозах ВЛ11 по № 489.

3.2. на Электровозах ВЛ11М

Вторая позиция:

· размыкается КЭ 15-16 (см. рис. 1.15* на вкладке) главного вала контроллера машиниста КтМ. Катушки вентилей линейных контакторов К1, К18, и К19 соединяются с “корпусом” только через блокировку линейного контактора К1 в проводах 589-500;

· замыкается КЭ 21-22. Провод Э586 соединяется с “корпусом” через минусовую шину главного вала. В головной секции А включается реостатный контактор К11 и закорачивает резистор R25;

· замыкается КЭ 47-48. Катушка вентиля углового реостатного контактора К7 секции Б через КЭ 19-20 режимного контроллера КтР-Б и провод Э560 соединяется с “ корпусом ” через минусовую шину главного вала контроллера машиниста;

· замыкается КЭ 51-52. Катушка углового реостатного контактора К9 секции Б через КЭ 31-32 КтР-Б и провод Э627 соединяется с “корпусом ” через минусовую шину главного вала.

В головной секции Б включаются угловые реостатные контакторы К7 и К9 и закорачивают первую группу R2 пускового резистора. Если же средней секцией является секция Б, то эти контакторы включаются вхолостую.

Третья позиция

Замыкается КЭ 25-26. Катушка вентиля уравнительного контактора К17 секции Б через блокировку группового переключателя ПкГ1 в проводах 613-518, КЭ 17-18 режимного контроллера КтР-Б и провод Э583 соединяется с “корпусом ” через минусовую шину главного вала.

В головной секции Б включается уравнительный контактор К17. Цепь к тяговым электродвигателям, на этой и последующих позициях, замыкается через контакты контакторов К1, К9, К7, К17 и К18, т.е. пусковой резистор этой секции полностью закорочен. Таким образом, с этой позиции в цепь тяговых электродвигателей всех секций введен только пусковой резистор головной секции А с закороченным резистором R25.

Последующие позиции

На этих позициях, согласно развертке КтМ (таблица 10), катушки вентилей реостатных контакторов соединяются с “корпусом ”. Контакторы включаются и уменьшают величину сопротивления пускового резистора головной секции А. Реостатные контакторы средней и головной секции Б включаются вхолостую.

Ходовая позиция

Замыкаются КЭ 19-20 и 27-28. Катушки вентилей реостатных контакторов К21 и К3 по проводам Э585 и Э622 соединяются с “корпусом” через минусовую шину главного вала. Контактор К3 закорачивает секцию 1-2 в группе R2 пускового резистора на головной секции А. Контактор К21 уменьшает число обходных цепей пускового резистора и подготавливает схему к переходу с “С“ на “СП“ соединение тяговых электродвигателей.

Схема силовой цепи тяговых электродвигателей на 18 позиции аналогична силовой цепи первой позиции, но ток протекает к ним по цепи:

в головной секции А:

· токоприемник Пк1, провод 001, дроссель L1, провод 002, крышевой разъединитель Рз1, провод 003, быстродействующий выключателя ВБ1, вводный провод 008 дифференциального реле РДФ1, клемма 1 на пластине П1, провод 009, КЭ 1 группового переключателя ПкГ1, провод 040, контакты обходного реостатного контактора К21 и линейного контактора К18.

в средней секции:

· по цепи, аналогичной цепи первой позиции, т.е. по проводу 028.

в головной секции Б:

· провод 124, клемма 3 на пластине П1, провод 009, контакты контакторов обходного реостатного К21 и линейного К18.

Упрощенная 18 позиция двухсекционного электровоза приведена на рис. 3.4.

Наши рекомендации