Генератор с фазосдвигающей цепью

Если в качестве усилительного звена выбрать неинвертирующий усилитель, то как следует из условий генерации, цепь обратной связи должна обеспечить на частоте генерации поворот фазы выходного напряжения на p ( Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru ( Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru )=p).

Из множества вариантов такой цепи наиболее широкое применение нашла трехзвенная фазовращающая цепь (рис.18).

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.18. Трехзвенная фазовращающая цепь

Каждое звено этой цепи поворачивает напряжение примерно на угол Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , что и обеспечивает общий поворот на угол π на частоте генерации Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru ,

при этом происходит ослабление выходного сигнала в 29 раз ( Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru ).

Для компенсации ослабления используется неинвертирующий усилитель с коэффициентом усиления К=29. Схема генератора показана на рис.19.

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.19. Схема генератора с фазовращающей цепью

Резистор Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru в цепи обратной связи для стабилизации выходного напряжения делают нелинейным, добавляя пару диодов включенных встречно параллельно или полупроводниковый терморезистор.

Лабораторная работа№7

Исследование импульсных схем на операционных усилителях

Физический эксперимент

Цель работы: изучение принципа действия основных импульсных схем;

получение навыков определения параметров импульсного напряжения.

Порядок выполнения работы

1. Исследовать работу компаратора

Собрать схему компаратора напряжения (рис. 1).

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.1. Схема компаратора

Макет содержит набор пассивных линейных элементов (конденсаторы и резисторы) и нелинейных элементов (диоды и стабилитроны), а также активные элементы - операционные усилители (ОУ). Схема собирается с помощью однополюсных штекеров. Для подключения приборов необходимо использовать переходные гнезда, расположенные на торцах макета.

В качестве генератора E1 использовать генератор синусоидальных напряжений Г3-36А, а генератора E2 – источник регулируемого постоянного напряжения 0…2 В. Резисторы R1 и R2 выбрать 10 кОм. Для измерения параметров импульсов подключить осциллограф. Установить напряжение на выходе генератора Е1=3 В частотой 1 кГц и, изменяя постоянное напряжение Е2, наблюдать форму выходного напряжения. Измерить длительность импульса Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , длительность паузы Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , период следования T и амплитуду импульсов Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , а также переднего фронта Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и заднего фронта Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru . Зарисовать форму импульсов выходного напряжения при различных напряжениях E2. Объяснить результаты эксперимента.

2. Исследование работы триггера Шмидта

Собрать схему триггера Шмидта (рис. 2).

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.2. Схема триггера Шмидта

Установить резистор R3=2.4 кOм. Запустить схему, зарисовать форму выходного напряжения при различных напряжениях E1. Измерить напряжение срабатывания Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и напряжение отпускания Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , для чего осциллограф подключить к неинвертирующему входу операционного усилителя. Измерить длительность импульса и длительность паузы Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , а также длительность фронтов Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru . Сравнить измеренную длительность фронтов по п.1.

Объяснить результаты эксперимента.

3. Исследование работы симметричного мультивибратора

Собрать схему симметричного мультивибратора (рис.3), используя следующие элементы: R2=10 кОм, R3=2,4 кОм, R1=1 Мом, С1=0,1 мкФ.

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.3. Схема симметричного мультивибратора

Рассчитать длительность импульса и длительность паузы. Измерить длительность импульса и длительность паузы. Зарисовать форму выходного напряжения Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и напряжения на конденсаторе Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

4. Исследование работы несимметричного мультивибратора

Собрать схему несимметричного мультивибратора (рис.4)

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.4. Схема несимметричного мультивибратора

Для случая, когда резистор R4=R1, рассчитать длительности Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Запустить схему и измерить Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Изменить полярность включения диода VD1, измерить Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Объяснить результаты эксперимента.

Требования к отчету

Отчет должен содержать:

1. Принципиальные схемы исследуемых устройств.

2. Временные диаграммы.

3. Результаты измерений и расчетов. Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

4. Объяснение результатов экспериментов и выводы. Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Каково назначение компараторов?

2. Нарисуйте передаточную характеристику компаратора.

3. Как определить зону нечувствительности компаратора?

4. От чего зависит крутизна фронтов выходного напряжения компаратора?

5. При каком напряжении источника Е2 (рис.1) длительность импульса будет равна длительности паузы?

6. Нарисуйте передаточную характеристику триггера Шмидта.

7. При каком напряжении источника Е1 (рис.2) триггер Шмидта не будет срабатывать?

8. Как изменить напряжения срабатывания и отпускания?

9. Объясните факт уменьшения длительности фронтов в триггере Шмидта.

10. Нарисуйте временную диаграмму работы мультивибратора.

11. Как повлияет на работу мультивибратора изменение значений резисторов R3 и R2?

Виртуальный эксперимент

Цель работы: изучение принципа действия основных импульсных схем;

получение навыков расчета и моделирования помощью программы Electronics Workbench (EWB).

Порядок выполнения работы

1.Исследование работы компаратора

Собрать схему компаратора напряжения (рис. 5).

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.5. Схема компаратора

Схема собирается на рабочем поле программы. Резисторы служат для ограничения входных токов, выбираются равными 10 кОм. На генераторе синусоидальных сигналов устанавливается сигнал порядка 3В, частотой 1 кГц. На источнике постоянного напряжения устанавливают сигнал меньше 3 В. После запуска схемы, включения и настройки осциллографа измерить длительность паузы, длительность импульса, амплитуду импульса. Уменьшить постоянное напряжение и вновь повторить измерение названых величин. Объяснить полученный результат. Зарисовать временную диаграмму.

2. Исследование работы триггера Шмидта

Собрать схему триггера Шмидта (рис. 6).

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.6. Схема триггера Шмидта

Установить следующие значения резисторов:R1=2.4 кOм, R2=10 ком, R3=2.4 ком. Запустить схему. Измерить длительность импульса Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , длительность паузы Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru . Измерить напряжение срабатывания Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и напряжение отпускания Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , для чего один из входов осциллографа подключить к неинвертирующему входу операционного усилителя. Зарисовать временную диаграмму. Объяснить результаты эксперимента.

3. Исследование работы симметричного мультивибратора

Собрать схему симметричного мультивибратора (рис.7), используя следующие элементы: R2=10 кОм, R1=2, 4 кОм, сопротивление резистора R; емкость конденсатора C рассчитать по данным, приведенным в таблице 1.

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.8. Схема симметричного мультивибратора

Таблица 1

Вариант
R, МОм 0.1 - 0.51 0.82 - 0.47 0.1
C, мкФ - 0.1 0.015 - 0.27 0.47 -
Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , мс - - -

Измерить длительность импульса и длительность паузы. Зарисовать форму выходного напряжения Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и напряжения на конденсаторе Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

4. Исследование работы несимметричного мультивибратора

Собрать схему несимметричного мультивибратора (рис.9). Значения элементов схемы остается неизменным, по сравнению со схемой симметричного мультивибратора, добавляется только цепь диод – R¢. Рассчитать значение резистора R¢, так, чтобы Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Запустить схему и измерить Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Изменить полярность включения диода VD1, измерить Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Объяснить результаты эксперимента.

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.9. Схема несимметричного мультивибратора

5. Исследование одновибратора

Собрать схему одновибратора рис.10.

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.10. Схема одновибратора

Сохранить элементы предыдущей схемы, добавив цепь запуска Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

и «тормозящий» диод Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru . Подключить генератор Function Generator из меню Instruments. Открыть панель управления генератором, щелкнув два раза левой кнопкой мышки по значку, выбрать прямоугольную форму выходного напряжения, установить частоту равную

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Длительность положительного импульса (Duty cycle) установить10%. Запустить схему.

Зарисовать временную диаграмму работы одновибратора, измерить Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

6. Исследование схемы генератора линейно изменяющихся напряжений

Создать на рабочем столе программы исследуемую схему (рис.11). Использовать схему и элементы несимметричного мультивибратора, который является задающим генератором прямоугольных импульсов. Резистор Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru и стабилитрон Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru образуют ограничитель напряжения. Напряжение на его выходе будет иметь положительную амплитуду, равную напряжению стабилизации стабилитрона ( Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru ), и отрицательную амплитуду равную напряжению на стабилитроне, который включен в прямом направлении ( Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Рис.11. Схема генератора линейно изменяющихся напряжений

Рассчитать Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru или Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , если одна из величин задана в таблице 2, принимая, что время интегрирования равно длительности паузы.

Таблица 2.

Вариант
Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru ,мкФ 0.1 - 0.15 - - 0.5 -
Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru ,кОм - - -  

Установить рассчитанные значения, кроме того, выбрать Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru .

Запустить схему, зарисовать временные диаграммы работы ГЛИН. Уменьшить в два раза значение Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru , наблюдать изменения в форме выходного напряжения, объяснить полученный эффект.

Требования к отчету

Отчет должен содержать:

1. Принципиальные схемы исследуемых устройств.

2. Временные диаграммы.

3. Результаты измерений и расчетов.

4. Объяснение результатов экспериментов и выводы.

Генератор с фазосдвигающей цепью - student2.ru

Контрольные вопросы

1. Каково назначение компараторов?

2. Нарисуйте передаточную характеристику компаратора.

3. Как определить зону нечувствительности компаратора?

4. При каком значении источника постоянного напряжения (рис.1) длительность импульса будет равна длительности паузы?

5. Нарисуйте передаточную характеристику триггера Шмидта.

6. При каком значении источника постоянного напряжения (рис.2) триггер Шмидта не будет срабатывать?

7. Как изменить напряжения срабатывания и отпускания?

8. Нарисуйте временную диаграмму работы мультивибратора.

9. Как повлияет на работу мультивибратора изменение значений резисторов R1 и R2?

10. Каково назначение одновибратора?

11.Определите, какое влияние на работу схемы одновибратора окажет изменение значений элементов.

14. Рассмотрите возможные способы изменения крутизны линейно изменяющегося напряжения.

Наши рекомендации