Основные теоретические положения

Трехфазная система переменного тока представляет собой совокупность трех электрических цепей, в которых действуют синусоидальные ЭДС одинаковой частоты и амплитуды, но сдвинутые по фазе относительно друг друга на основные теоретические положения - student2.ru . Каждую отдельную цепь принято называть фазой. При соединении «звездой» концы фаз соединяются в одну точку, называемую нулевой точкой (или нейтралью), к которой может быть подведен четвертый провод схемы, называемый нулевым (нейтральным) проводом. На рис. 1. изображена схема трехфазной системы с нулевым проводом, так называемая «четырехпроводная» схема.

основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 1. Трехфазная система, соединение «звездой»

Если нулевой провод отсутствует, схема называется «трехпроводной». На этом же рисунке показаны условные положительные направления линейных напряжений основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , фазных напряжений источника основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru и фазных напряжений на нагрузке основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , а также токов фаз основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru и нулевого провода основные теоретические положения - student2.ru .

Если пренебречь падением напряжения в проводящих проводах, то можно считать, что линейные напряжения источника равны соответствующим линейным напряжениям на нагрузке, т.е.

основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru .

Из приведенной схемы видно, что зависимость между линейными и фазными напряжениями может быть записана согласно II закону Кирхгофа для замкнутого контура:

а) для источника

основные теоретические положения - student2.ru

б) для нагрузки (1)

основные теоретические положения - student2.ru

На основании записанных соотношений строится векторная диаграмма напряжений источника, приведенная на рис. 2.

основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 2. Векторная диаграмма напряжений источника

По диаграмме видно, что для источника основные теоретические положения - student2.ru .

Из схемы (рис. 1) видно, что ток, протекающий по фазе нагрузки (фазный ток), и ток, протекающий по линейному проводу (линейный ток), одинаковы:

основные теоретические положения - student2.ru .

Согласно первому закону Кирхгофа для нулевой точки получим зависимость между фазными токами и током нулевого провода :

основные теоретические положения - student2.ru (2)

Значения токов каждой фазы определяется по формуле:

основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru . (3)

Существует два основных режима работы трехфазной цепи:

а) симметричный, когда все параметры фаз идентичны, а напряжения фаз сдвинуты относительно друг друга на 120˚;

б) несимметричный, когда какое-либо из этих условий не выполняется.

В настоящей работе рассматриваются случаи несимметрии только за счет неодинаковости нагрузок фаз. Система питающих напряжений принимается симметричной.

Уравнения (1) и (2), определяющие зависимости между токами и напряжениями трехфазной цепи, справедливы при любом характере нагрузки как четырехпроводной, так и трехпроводной цепи.

Симметричный режим. Нагрузка всех фаз идентична, т.е. комплексы сопротивлений фаз одинаковы:

основные теоретические положения - student2.ru .

Следовательно, действующие значения токов фаз

основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru

одинаковы, т.е. основные теоретические положения - student2.ru и сдвинуты по фазе относительно соответствующих напряжений на одинаковые углы:

основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , т. е. основные теоретические положения - student2.ru .

Из векторной диаграммы, приведенной на рис. 3, видно, что ток в нулевом проводе при симметричной нагрузке фаз равен нулю:

основные теоретические положения - student2.ru ,

следовательно, нулевой провод при равномерной нагрузке фаз необязателен

В данной лабораторной работе фазы нагружаются чисто активными сопротивлениями:

основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , т. е. основные теоретические положения - student2.ru .

и, следовательно, токи совпадают по фазе с соответствующими фазными напряжениями.

основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 3. Векторная диаграмма напряжений и токов при симметричной нагрузке

Несимметричный режим. основные теоретические положения - student2.ru .

Углы сдвига по фазе основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru между напряжением и током каждой фазы определяются соотношением активной и реактивной составляющих сопротивлений нагрузки фаз. Так как в данной работе нагрузки фаз чисто активные, то эти сдвиги отсутствуют, т.е.

основные теоретические положения - student2.ru .

Значения токов каждой фазы определяются по формулам (3).

Рассмотрим два случая: четырехпроводную и трехпроводную схемы.

1. Четырехпроводная схема. В этом случае на каждой фазе нагрузки действует соответствующее фазное напряжение источника, т.е.

основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru .

В нулевом проводе течет ток

основные теоретические положения - student2.ru .

Векторная диаграмма такого режима показана на рис. 4.

основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 4. Векторная диаграмма для схем с нулевым проводом при несимметричной активной нагрузке фаз

2. Трехпроводная схема (обрыв нулевого провода). В этом случае ток нулевого провода отсутствует, основные теоретические положения - student2.ru , а между нейтралями источника и потребителя (на обрыве нулевого провода) возникает напряжение основные теоретические положения - student2.ru (рис. 5).

основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 5. Трехпроводная схема трехфазной системы

На векторной диаграмме, показанной на рис. 6, векторы питающих напряжений показаны сплошными линиями. Точка 0 соответствует потенциалу нейтрали источника. Напряжения на нагрузке основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru связаны с линейными напряжениями питания соотношениями (1). Векторы фазных напряжений нагрузки показаны на рис. 6 пунктиром.

Вектор, соединяющий точки 0 и 0', является вектором напряжения между нейтралями основные теоретические положения - student2.ru .

Если в процессе эксперимента измерить линейные и фазные напряжения на нагрузке, то точку 0' на топографической векторной диаграмме можно получить методом засечек, сделанных из точек основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru и основные теоретические положения - student2.ru радиусом, соответствующими действующими значениям напряжений основные теоретические положения - student2.ru , основные теоретические положения - student2.ru и основные теоретические положения - student2.ru в выбранном масштабе. Согласно уравнению (2) сумма фазных токов для рассматриваемого случая равна нулю (рис. 6, б):

основные теоретические положения - student2.ru .

основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 6. Векторная диаграмма для трехпроводной схемы при несимметричной активной нагрузке фаз: а – напряжений; б – токов

На лабораторной установке нагружение фаз осуществляется включением реостатов. Измерительные приборы включаются по схеме, изображенной на рис. 7. Вольтметр переносной.

основные теоретические положения - student2.ru

Рис. 7. Схема лабораторной установки

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с лабораторной установкой.

2. Установить с помощью реостатов равномерную нагрузку фаз. Произвести измерения напряжений и токов для случаев:

а) схема с нулевым проводом (рубильник основные теоретические положения - student2.ru замкнут); б) схема без нулевого провода (рубильник основные теоретические положения - student2.ru разомкнут).

3. Изменяя сопротивления реостатов, установить неравномерную нагрузку фаз, произвести измерения напряжений и токов для случаев:

а) схема с нулевым проводом; б) схема без нулевого провода.

4. Данные занести в таблицу 1.

5. Убедиться в том, что при равномерной нагрузке основные теоретические положения - student2.ru .

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Технические характеристики применяемых приборов, указанные в бланке отчета.

2. Схема лабораторной установки.

3. Таблица измеренных величин.

4. Векторные диаграммы для режимов, указанных преподавателем.

5. Выводы из проделанной работы с определением роли нулевого провода.

Таблица 1

Режим работы Измеряемые величины
основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru основные теоретические положения - student2.ru  
Равномерная нагрузка С нулевым проводом                          
Без нулевого провода                          
Неравномерная нагрузка С нулевым проводом                          
Без нулевого провода                          

ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К РАБОТЕ

1. Нарисуйте схему соединения приемников «звездой» с нулевым проводом.

2. Нарисуйте схему соединения приемников «звездой» без нулевого провода.

3. Укажите, между какими точками в схеме измеряются фазные напряжения источника.

4. Укажите, между какими точками в схеме измеряются фазные напряжения на нагрузке.

5. Укажите, между какими точками в схеме измеряются линейные напряжения источника.

6. Укажите, между какими точками в схеме измеряются линейные напряжения на нагрузке.

7. Укажите, между какими точками в схеме измеряются напряжения между нейтралями источника и нагрузки.

8. Как измерить линейные токи в схеме?

9. Как измерить фазные токи в схеме?

ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ

1. Чем отличаются четырехпроводная и трехпроводная схемы соединения потребителей «звездой»?

2. Какими уравнением определяется зависимость между линейными и фазными напряжениями?

3. Какой вид имеет векторная диаграмма напряжений источника?

4. Каковы особенности симметричного режима?

5. Каковы особенности несимметричного режима трехфазной системы при соединении «звезда»?

6. В чем принципиальное отличие несимметричных режимов четырехпроводной и трехпроводной схем?

7. Какой вид имеет векторная диаграмма напряжений трехпроводной системы при несимметричном режиме?

8. Чем отличаются векторные диаграммы токов в четырехпроводной и трехпроводной схемах при несимметричной нагрузке фаз?

9. Какова роль нулевого провода?

Лабораторная работа №8

Наши рекомендации