Улучшение коэффициента мощности - компенсация сдвига фаз
Режим резонанса токов выгоден, поскольку ток в сети соединяющий источник и потребитель имеет минимальное значение, так как сеть разгружается от передачи реактивных токов. Поскольку большинство потребителей электроэнергии работают на принципе электромагнитного преобразования энергии, то потребляют большой индуктивный ток, имеют малый . Для повышения коэффициента мощности
можно подключить параллельно потребителю конденсатор с тем, чтобы фазовый сдвиг между током и напряжением достиг заданной величины
(рис. 6.3).
Рис. 6.3. Расчет емкости, компенсирующей сдвиг фаз
Учитывая, что ,
,
,
, получаем выражение для емкости; с помощью которой у потребителя с активной мощностью
и фазовым сдвигом
можно получить фазовый сдвиг
.
(6.10)
Для энергосистем выгоден режим , однако с целью уменьшения габаритов и стоимости емкостной батареи обычно его выбирают в пределах
.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКА
Установка включает в себя электрическую цепь, состоящую из двух параллельных ветвей: катушки индуктивности и батареи конденсаторов, активными потерями в конденсаторе можно пренебречь ( , рис. 6.4). В каждую ветвь включены амперметры. По показанию вольтметра и амперметров ветвей можно определить полное сопротивление или полную проводимость ветвей. Для определения активного сопротивления катушки включен ваттметр, который совместно с амперметром
позволяет косвенно найти его. Амперметр в неразветвлённой части цепи показывает общий ток.
Рис. 6.4. Схема экспериментальной установки
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с установкой. Записать основные технические данные приборов. Проверить нули.
2. Варьируя величиной ёмкости, достичь резонанса, контролируя его по минимуму тока . Показания приборов занести в таблицу 6.1.
Таблица 6.1
№ п.п. | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
3. Снять показание приборов для 3-4 - больше резонансной. Показание приборов занести в таблицу 6.1.
4. Произвести измерения при отключенной батарее конденсаторов. Данные занести в таблицу 6.1.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Название лабораторной работы.
2. Основные технические данные приборов (марка, система, класс точности и предел измерения).
3. Параметры катушки рассчитываются по результатам опыта при отключенных конденсаторах и заносятся в таблицу 6.2.
Таблица 6.2
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Активное сопротивление катушки рассчитывается с использованием показаний двух приборов - ваттметра и амперметра
.
Полное сопротивление катушки определяют, используя ток и напряжение
.
Остальные параметры определяются с использованием следующих формул:
;
;
;
;
.
4. Рассчитать параметры всей цепи, токи и коэффициент мощности и занести результаты в таблицу 6.3.
Таблица 6.3
№ п.п. | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
... |
Коэффициент мощности всей цепи определяется с использованием показаний трех приборов: ваттметра, амперметра А и вольтметра
.
Для определения активной составляющей тока используются два прибора: ваттметр и вольтметр
;
Активная составляющая тока второй ветви равна 0.
Остальные величины определяются по следующим формулам:
;
;
;
.
5. Постройте 3 векторные диаграммы: для резонанса цепи и для
емкостей меньше и больше резонансной. На векторных диаграммах
по значениям и
определите
. Необходимо учитывать, что в
схеме установки во второй ветви нет активного сопротивления,
поэтому и
. Порядок построения векторных диаграмм дан в п. 1.4 настоящих указаний.
6. На одной координатной сетке постройте графики зависимостей ,
,
,
от
и один из графиков расчетных зависимостей (задается преподавателем) с использованием параметров катушки (таблица 6.2).
7. Схема лабораторной установки.
8. Выводы о проделанной работе. В выводах необходимо отметить:
а) изменение (или постоянство) показаний следующих приборов: ,
,
при изменении емкости конденсатора
;
б) совпадение (или расхождение) экспериментальных и теоретических характеристик;
в) сравните величину тока , полученного при построении векторных диаграмм с полученной в эксперименте;
г) по векторным диаграммам определите характер нагрузки до резонанса и после;
д) отметьте характерные точки на построенных характеристиках.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К РАБОТЕ
1. Какова цель настоящей работы?
2. Какой резонанс может возникнуть при параллельном соединении и
? Почему?
3. Как экспериментально определить наличие резонанса токов?
3. Выполняется ли равенство ?
4. Изменением какого элемента достигается резонанс в данной работе?
5. Определите цену деления приборов.
6. Каким образом включается ваттметр в электрическую цепь? Что он показывает?
7. Какие меры предосторожности следует соблюдать в данной работе?
ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ
1. Что называют резонансом токов?
2. Каковы условия резонанса тока (энергетическое, электрическое, параметрическое)?
3. Объясните ход кривой .
4. Объясните, почему при резонансе ток в неразветвлённой цепи минимален. Что будет, если и
идеальны?
5. Что такое добротность? Как она влияет на ход кривой ?
6. Нарисуйте векторную диаграмму для случая резонанса токов.
7. Запишите формулы для полной проводимости всей цепи при резонансе, для активной и реактивной проводимостей.
8. Объясните ход кривой .
9. Напишите для цепи, содержащей параллельно включённые ёмкость и реальную катушку, выражения для:
a) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
10. Нарисуйте эквивалентную схему цепи с параллельным соединением катушки индуктивности и емкости (схема с проводимостями).
11. Напишите возможные выражения для активной мощности в случае резонанса токов.
12. Чему равна реактивная мощность цепи при резонансе, а также реактивные мощности для каждого из параллельных участков?
13. Для цепи, содержащие параллельно включенные катушку индуктивности и емкость, известно , ток в неразветвленной цепи
,
,
, определить
,
, и
.
14. Цепь активно-индуктивной нагрузки при потребляет ток
при
. Определить величину параллельно включенной емкости, чтобы суммарный потребляемый ток был равен
.
Лабораторная работа №7