Методические указания к выполнению

Контрольной работы 1

Пример 1.1. Определите электрический заряд, напряжение и энергию каждого конденсатора и всей цепи в схеме (рис. 1.5), если напряжение U = 3 кВ, емкость C1 = 90 мкФ, С3 = 10 мкФ, С4 = 20 мкФ, С5 = 30 мкФ, С6 = 30 мкФ.

Методические указания к выполнению - student2.ru

Решение. Конденсатора С2 в ветви нет, в этом месте цепь замкнута накоротко.

Определяют:

1. Емкость параллельно соединенных конденсаторов. При параллельном соединении общая емкость равна сумме емкостей конденсаторов:

С3-6 = С3 + С4 + С5 + С6 = 10 + 20 + 30 + 30 = 90 мкФ.

Методические указания к выполнению - student2.ru 2. Эквивалентная емкость всей цепи. При последовательном соединении величина обратная общей емкости равна сумме обратных величин емкостей отдельных конденсаторов:

Методические указания к выполнению - student2.ru

3. Электрический заряд всей цепи. При последовательном соединении все конденсаторы получают один заряд, который равен общему заряду цепи:

Методические указания к выполнению - student2.ru

4. Напряжение на конденсаторах

Методические указания к выполнению - student2.ru

Проверка: Методические указания к выполнению - student2.ru

5. Электрические заряды на параллельно соединенных конденсаторах:

Методические указания к выполнению - student2.ru

6. Энергия электрического поля каждого конденсатора и энергия, потребляемая цепью:

Методические указания к выполнению - student2.ru

Методические указания к выполнению - student2.ru

Согласно закону сохранения энергии

Методические указания к выполнению - student2.ru

Пример 1.2.

Перед решением задачи 1.2 изучите тему 1.2. Решение задач этого типа требует знания закона Ома для всей цепи и ее участка, первого закона Кирхгофа, методики определения эквивалентного сопротивления цепи при смешанном соединении резисторов, а также умения вычислять мощность и энергию электрического тока.

Прежде всего, необходимо изобразить схему для своего варианта в удобном для расчета виде. Рассмотрим последовательность преобразования схемы относительно точек b-с, к которым приложено напряжение U.

Из схемы (рис. 1.2) видно, что через сопротивления r1 и r7 токи не проходят, так как между ними имеется разрыв цепи, поэтому они из схемы исключаются. Относительно точек b-с схема имеет вид (см. рис. 1.6).

Методические указания к выполнению - student2.ru

Для схемы, приведенной на рис. 1.6, определите: токи во всех участках смешанной цепи; падения напряжения на каждом сопротивлении; мощность всей цепи; энергию, потребляемую за 10 часов работы.

Напряжение, приложенное к цепи U = 30 В, сопротивления r2= 1 Ом, r3 = 5Ом, r4 = 6Ом, r5 = 3 Ом, r6 = 10 Ом, r8= 1 Ом.

Решение. Прежде всего, на схеме обозначим стрелкой направление тока в каждом резисторе, индекс тока должен соответствовать номеру резистора, по которому он проходит.

Из схемы рис. 1.6 видно, что r3, r6 и r8 соединены последовательно, поэтому сопротивление:

Методические указания к выполнению - student2.ru

Сопротивление r3-8 с сопротивлением r5 соединены параллельно. Их эквивалентное сопротивление

Методические указания к выполнению - student2.ru

Дальше по аналогии с предыдущим выполнением:

Методические указания к выполнению - student2.ru

Сопротивление всей цепи

Методические указания к выполнению - student2.ru

Определяется ток в неразветвленной части цепи

Методические указания к выполнению - student2.ru

Определяется ток в сопротивлении r2 U = U2

Методические указания к выполнению - student2.ru

Используя первый закон Кирхгофа, определяем ток I4

Методические указания к выполнению - student2.ru

Падение напряжения на сопротивлении и

Методические указания к выполнению - student2.ru

Падение напряжения на сопротивлении r5

Методические указания к выполнению - student2.ru

Ток в сопротивлении r5

Методические указания к выполнению - student2.ru

Токи в сопротивлениях r3, r6, r8

Методические указания к выполнению - student2.ru

Падения напряжения на сопротивлениях r3, r6, r8

Методические указания к выполнению - student2.ru

Проверим решение задачи, используя первый закон Кирхгофа для точки C

Методические указания к выполнению - student2.ru

Токи определены правильно.

Определим мощность всей цепи

Методические указания к выполнению - student2.ru

Энергия, потребляемая цепью за 10 часов:

Методические указания к выполнению - student2.ru

Для схемы (рис. 1.6) в общем виде в логической последовательности покажем, как изменится электрический ток цепи при увеличении r3↑. Сопротивления r3, r6, r8 соединены последовательно, поэтому Методические указания к выполнению - student2.ru Так как r3 увеличивается, то увеличивается и r3-8.

Сопротивления r3 и r3-8 соединены параллельно. Их эквивалентное сопротивление определяется

Методические указания к выполнению - student2.ru

Из данного выражения видно, что сопротивление r5,3-8 увеличивается. Дальше по аналогии: Методические указания к выполнению - student2.ru

Из формулы закона Ома видно, что величина тока в электрической цепи при этом уменьшается:

Методические указания к выполнению - student2.ru

Пример 1.3

Методические указания к выполнению - student2.ru

Методические указания к выполнению - student2.ru Методические указания к выполнению - student2.ru Для электрической цепи, изображенной на рис. 1.7, по известным величинам (E1 = 24В, Е2 = 18 В, r01 - 0,1 Ом, r02 = 0,2 Ом, r1 = 1,9 Ом, r2 = 1,8 Ом, r3 = 2 Ом) выполнить следующее:

1. составить на основании законов Кирхгофа систему необходимых уравнений для расчета токов во всех ветвях системы;

2. определить токи в ветвях, пользуясь любым методом расчета;

3. построить потенциальную диаграмму для любого контура;

4. определить мощности источников и приемников электрической энергии и мощность потерь внутри источников;

5. составить баланс мощностей.

Решение.

Наши рекомендации