Ложная свободность блок-участка.
Блуждающие токи могут иметь и импульсный характер. В этом случае не исключается возможность ложного возбуждения путевого реле. Поэтому при систематическом влиянии блуждающих токов, например от электрического транспорта, применять импульсные РЦ постоянного тока не представляется возможным; в этом случае необходимо использовать РЦ переменного тока.
2. Влияние токов аккумуляторного эффекта Другим недостатком импульсных РЦ постоянного тока является влияние так называемых токов аккумуляторного эффекта, особенно на участках с железобетонными шпалами. Эти токи являются следствием действия электрохимических процессов, протекающих в верхнем строении пути. Рельсовая линия как бы запасает энергию, накопленную в течение импульса. В интервале, когда импульсное реле должно отпускать якорь за счет тока аккумуляторного эффекта, оно удерживает его притянутым, и нормальное действие автоблокировки при этом нарушается. Для защиты реле от мешающего действия токов аккумуляторного эффекта применяют специальные схемы защиты. Например, питание осуществляется импульсами чередующейся полярности, когда вместо интервала посылают ток обратной полярности, компенсирующий ток аккумуляторного эффекта. Это усложняет схему.
3. Применяемые для резервного питания аккумуляторы чувствительны к изменению температуры окружающей среды. Для их размещения необходимы специальные батарейные шкафы, требующие тщательного ухода и частого осмотра.
4. Емкость аккумуляторов не обеспечивает возможности действия АЛС при резервном питании, что снижает эффективность применения АЛС на линиях с автономной тягой.
5. Аппаратуру РЦ постоянного тока необходимо размещать непосредственно у пути, допустимая длина соединительного кабеля составляет несколько десятков метров.
Указанные недостатки ухудшают эксплуатационно-технические показатели системы автоблокировки постоянного тока с импульсными рельсовыми цепями. На участках с автономной тягой при новом проектировании и строительстве, как правило, применяют РЦ переменного тока.
На линиях, подлежащих электрификации, а также средних и крупных станциях применяют РЦ переменного тока.
Вопросы для самоконтроля по пункту: РЦ постоянного тока при автономной тяге
1) Преимущества р.ц. постоянного тока.
2) Рельсовая цепь с непрерывным питанием (рис. 8.1).
План ответа:
– Элементы р.ц., их назначение.
– Работа р.ц. в различных режимах (нормальный, шунтовой, контрольный).
– Защита р.ц. от пробоя изолирующих стыков.
3) Импульсная рельсовая цепь постоянного тока (рис. 9.1).
План ответа:
– Элементы р.ц., их назначение.
– Работа р.ц. в различных режимах (нормальный, шунтовой, контрольный).
– Работа конденсаторного дешифратора.
– Защита р.ц. от пробоя изолирующих стыков.
4) Недостатки р.ц. постоянного тока.
Лекция 56. РЦ переменного тока на путях автономной тягой.
1. РЦ переменного тока 50 Гц с малогабаритной аппаратурой (рис. 9.3, а) широко используют на некодированных путях станций без электротяги.
Такое название они получили на ранней стадии внедрения благодаря использованию в схеме малогабаритных трансформаторов ПТМ на питающем конце и РТ-3 на релейном. Размеры и масса этих трансформаторов в несколько раз меньше путевых трансформаторов ПОБС.
Наряду с трансформаторами ПТМ в качестве питающих применяют также трансформаторы ПРТ-А, а на релейном — ПРТ-А и СТ-3. Ограничителем является резистор Rо; путевое реле — АНВШ2-2400.
В эксплуатации еще находятся РЦ с путевыми реле НРВ1-250, НВШ2-200, НРВ1-1000 и НВШ1-800.
Предельная длина рельсовой цепи, при которой обеспечиваются все режимы, составляет 1500 м. Мощность, потребляемая РЦ примерно 30 В×А.
Рис. 9.3. РЦ переменного тока 50 Гц с малогабаритной аппаратурой
Питающие и релейные трансформаторы размещают у пути в трансформаторных ящиках или релейных шкафах, а путевое реле — на посту ЭЦ или в помещении дежурного по станции.
Такие РЦ допускают кодирование их с питающего и релейного концов (рис. 9.3, б).
При кодировании с релейного конца:
· в качестве кодового применяют трансформатор ПОБС-3А, а с питающего — питающий трансформатор ПРТ-А.
· Предельная длина кодируемой рельсовой цепи составляет 1200 м.
· При шунтировании входного конца рельсовой цепи и минимальном сопротивлении изоляции ток АЛС в рельсах должен быть не менее 1,2 А.
· При кодировании с релейного конца включают резистор Rз.
Для контроля замыкания изолирующих стыков:
· вторичные обмотки путевых трансформаторов включают так, чтобы обеспечивалось чередование мгновенных полярностей тока в смежных цепях, а
· по обе стороны изолирующего стыка устанавливают одноименные приборы (реле-реле или трансформатор-трансформатор)
· полярность кодового тока при кодировании с релейного конца должна совпадать с полярностью тока путевого трансформатора и быть противоположной полярности тока смежной рельсовой цепи.
В случае замыкания изолирующих стыков вследствие противоположного направления тока от трансформаторов смежных цепей общий ток снижается и становится меньше тока отпускания реле.Оба путевых реле отпускают якоря, и замкнувшиеся стыки благодаря этому могут быть своевременно обнаружены.
Однако указанный контроль замыкания изолирующих стыков является недостаточно надежным, и такие РЦ применяют в основном для маневровых районов, подъездных путей и т. п.
На участках, по которым проходят поездные маршруты и на перегонах такие РЦ не применяют.
2. Фазочувствительные РЦ переменного тока 50 Гц .
Фазочувствительные РЦ переменного тока 50 Гц. с путевыми реле ДСР-12 или ДСШ-12 (рис. 9.4, а) применяют на станциях участков с автономной тягой, подлежащих электрификации.
В качестве питающего используют трансформатор ПОБС-2А, ограничителем является резистор Rо=2,2 Ом.
Согласование высокого сопротивления (600 Ом) путевой обмотки реле ДСШ (ДСР) с низким входным сопротивлением рельсовой цепи (примерно 1 Ом) осуществляется релейным трансформатором СОБС-2А.
С помощью конденсатора Ср, включенного последовательно с путевой обмоткой реле, достигается сдвиг фазы напряжения на путевой обмотке по отношению к напряжению местной обмотки на угол примерно 90°, необходимый для нормальной работы фазочувствительного реле.
Предельная длина рельсовой цепи 1500 м, потребляемая мощность при предельной длине 80 В×А (максимальная— 100 В×А).
Фазочувствительная рельсовая цепь допускает наложение кодирования с питающего и релейного концов (рис. 9.4, б).
Для кодирования с релейного конца:
· в качестве кодового используют трансформатор ПОБС-3А и
· дополнительно включают резистор Rз= 1,2 Ом.
· При шунтировании входного конца рельсовой цепи ток АЛС в рельсах должен быть не менее 1,2 А.
· После освобождения рельсовой цепи в большом интервале кода срабатывает путевое реле, и рельсовая цепь переходит из режима кодирования в нормальный.
Для исключения срабатывания путевого реле от тока смежной цепи при замыкании изолирующих стыков в смежных цепях вторичные обмотки путевых трансформаторов включают так, чтобы обеспечивалось чередование мгновенных полярностей тока. Первичные обмотки включают в одну и ту же фазу. При этих условиях в случае замыкания изолирующих стыков от источника смежной цепи через путевую обмотку будет протекать ток, противоположный по фазе (сдвинут на угол 180°). Под действием этого тока создается отрицательный вращающий момент, стремящийся повернуть сектор реле вниз, к упорному ролику. Этим исключается срабатывание путевого реле от источника смежной цепи.
Рис. 9.4. Фазочувствительная рельсовая цепь переменного тока 50 Гц
Для этой же цели при кодировании с релейного конца мгновенную полярность кодового тока устанавливают противоположной полярности тока питания смежной рельсовой цепи.
Замыкание изолирующих стыков при свободных рельсовых цепях контролируется за счет взаимной компенсации сигнальных токов смежных РЦ. При этом фиксируется занятость одной или обеих смежных РЦ.
В случае перевода участка на электротягу на обоих концах рельсовой цепи устанавливают дроссель-трансформаторы ДТ-0,2; трансформатор РТ и резистор Rз снимают, а питающий трансформатор ПОБС-2А и резистор Ro заменяют соответственно на ПОБС-3А и РОБС-3А.
При новом проектировании и строительстве на станциях участков с автономной тягой, обычно, применяют РЦ переменного тока 25 Гц с фазочувствительными путевыми реле.
3. Кодовые РЦ переменного тока 50 Гц без дроссель-трансформаторов (рис. 9.5) применяют на перегонах участков без электротяги с учетом последующей электрификации или там, где не предусмотрен переход на электротягу, но имеется надежный источник электроснабжения переменного тока 50 Гц от основной и резервной линий.
Рис. 9.5. Кодовая рельсовая цепь переменного тока 50 Гц без без дроссель-трансформаторов