Оговоры поставки(ДП): виды, порядок заключ., изменения и расторжения.
Виды договоров поставки: -собственно договор поставки.ю – договор поставки для гос.нужд.
ДП – один из видов хозяйств.договоров. Это договор, по кот.поставщик(продавец) обязуется передать в обусловл.срок покупателю для использования в предприним.деятельности или иных целях, не связанных с личн.,семейн, домашнимиспользованием, а покупатель обязуется принять и оплатить.
Основные разделы: - вводная часть(номер, место, дата, наименование), - объект договора, - количество, - ассортимент, - качество товара, - гарантийные сроки на товар, - тара и упаковка, - маркировка и комплектность, - цель приобретения, - порядок и сроки поставки, - транспортн.условия, - цены и порядок расчетов, - страхование сделки, - ответственность сторон, - срок действия договора, - порядок расторжения, адреса.
Этапы договорной работы: - преддоговорной(подготовка к заключению), - заключение, изменение и расторжение договора, - учет и контроль исполнения договорных обязательств.
При заключении руководствуются ГК и Положением о поставке ТНП, Законом о гос.закупках товаров, работ, услуг 2012года.
По способам заключения ДП: - в присутствии обеих сторон, - с помощью средств связи, - на торгах.
Принципы заключения договоров: - равенства, - свободы договора, - деспозитивности(возможность выбора из 2-3 предложений), - добросовестности, - ответственности.
Договор заключ.путем направления оферты(предложение, которое содержит существенные условия договора), сторона получившая оферту, рассматривает ее и и дает ответ о принятии(акцепт). В процессе согласования условий договора могут возникать разногласия, тогда оформляется протокол разногласий, протокол урегулировнания разногласий.
Изменение договора возможно: - по решению одной стороны (при нарушенииусловий ДП поставщиком или покупателем), - при замене одних обстоятельств другими, - при изменении законод.актов, - по соглашению сторон.
Прекращение договора: - исполнение договора, - прощение долга, - зачетом встречного, - невозможность исполнения договора, - признание судом недействит.
Договор поставки – двусторонний. Ответственность поставщика: - непоставка(недопоставка), - досрочная поставка, - нарушение ассортимента(10%), - поставка некач.товара(25%). Ответственность покупателя: - необоснованный отказ принять, - нарушение возврата многоразов.тары, идр.
При нарушении договора одна из сторон несет убытки. Санкции: - неустойка, - залог, - поручительство, задаток, и др. Ответственность за нарушения оформляется претензией и исковым заявлением.
Разновидность – договор поставки товаров для госнужд. Поставка товаров осущ.на основе гос.контрактов и заключенных в соотв.с ним договоров поставки.
При простой структуре госзаказчик является непоср.покупателем товара.
При сложной структуре взаимоотношений госзаказчик выступает гарантом реализации договора поставки между покупателем и поставщиком товаров для госнужд. Госзаказчик определяет конкретных покупателей и информирует об этом поставщиков. Изменение или досрочное расторжение гос.контракта осущ.по согласованию сторон и оформляется доп.соглашением. В данном случае действует жесткая система штрафных санкций при нарушении условий договора.
7. Оптовые закупки: источники, содержание, формы.
Оптовые закупки – совокупность действий, ориентированных на приобретение товаров и услуг для их последующей перепродажи или использования в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. В условиях перехода к рыночной экономике стали внедряться в практику рыночные отношения, характ-ющиеся: - свободным выбором партнеров, - саморегулированием процессов поставки товаров, - конкуренцией поставщиков и покупателей, - повышением ответственности сторон, участвующих в процессе закупки. В РБ основная масса товаров закупается торговыми организациями на основе свободной купли-продажи.
Значение оптовых закупок: - формирование ассортимента, - воздействие на производство, - уменьшение коммерч.риска, - эффективность работы коммерч.организации.
Принципы опт.закупок: - свобода выбора партнеров, - конкуренция, - предприимчивость, - ответственность.
Виды: - новые (первичные), - повторные с изменениями, - повторные без изменений (длительные связи, пролонгируются).
Процесс оптовых закупок: 1. выявление потребности. 2. Определение качеств.характеристик и необходимого количества товаров. 3. поиск потенц.поставщиков. 4. сбор и анализ предложений. 5. проведение переговоров. 6. контроль за выполнением договоров. 7. оценка эффективности произведенных закупок.
В организации закупочной деятельности можно выделить: 1. Предзакупочный период(исследование рынка, изучение спроса, выявление и изучение источников закупки и поставщиков) 2. Закупочный. 3. заключительный период(контроль за ходом выполнения).
Источники: - отрасли народного хозяйства, - предприятия частного сектора(фермеры, кооперативы), - посреднические оптовые организации, - импортеры товара из-за рубежа.
Поставщиками явл.конкретные предприятия разл.источников поступления. Классификация поставщиков: 1. По роду деятельности( изготовители и посредники-оптовые организации, тов.биржи, опт.ярмарки, аукционы, опт.рынки), 2. По террит.признаку (областые, межобластные, республиканские, иностранные поставщики), 3. по принадлежности к разл.хозяйств.системам (внутрисистемные-принадлежащие к одной с покупателем системе, внесистемные). После определения списка поставщиков необходимо собрать более подробную информацию о каждом из них.ю чтобы оценить надежность. Полученная оценка каждого партнера и является основанием для принятия решения о целесообразности заключения с ним договора.
Формы: 1. закупка непосредственно у поставщиков – изготовителей(преимущества: - операт.решение вопросов по обновлению ассортимента, - сокращение сроков доставки товаров, - снижение степени коммерч.риска)
2. Закупка товаров на оптовых ярмарках – самост.мероприятие, доступное для всех производителей, опт.продавцов и покупателей, в установленном месте на установлен.срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования хоз.связей. Бывают: - междунар, республ,регион,местные, - универсальные, специализир., - отраслевые, межотраслевые. Характ.черты: - по образцам, - периодичность проведения, - предварит.установление сроков и места продажи. Ярмарочный комитете осуществляет руководство.Дирекция ярмарки – исполнительный орган. Третейская комиссия- правовое обслуживание. Для информац.услуг – консультативно-маркетинговая служба.
3. Закупка товаров на выставках – мероприятие, предназн.для демонстрации образцов товаров, возможности выполнения работ, оказания услуг, проводимое в опред.и огранич.время в спец.обозначенном месте.
4. закупка на аукционах. – способ продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами, с публичного торга в заранее установленное время в назначенном месте. Организация аукциона вкл.подготовку, проведение экспертизы, аукционный торг, оформление и исполнение аукц.сделки. Аукцион.торги – вид рын.торговли, при которой продавец, желая получить максим.прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких покупателей. Обязат.условие – заблаговременное предоставление потенц.покупателямвозможности ознакомиться с товаром. Бывают: - принудительные(гос.организации конфиската, невостребованных товаров) и добровольные( по инициативе владельцев); - аукционный торг с повышение исходной цены и понижением исходной цены, - могут вестись гласным и негласным способом.
5. Закупка на конкурсах – особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подряда на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от неск.поставщиков(подрядчиков) с целью обеспечения наиб.выгодных коммерч.и других условий сделки. Гос.закупки – закупки , осуществляемые юр.лицами и ИП за счет средств респ. И местного бюджетов, а также гос.внебюдж.и инновац.фондов,для госуд.нужди закупки товаров, осуществляемых бюдж.организациями.
Конкурсы могут быть открытые (открытая публикация извещения о проведении конкурса) и закрытые(при возможности распространения гос.секретов).
6. Закупка на тов.биржах – особый вид постоянно действующих рынков, на которых совершаются оптовые сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продов.товары. Задачи и функции: - регистрация бирж.сделок, - выявление спроса и предложения, - котировка и ее публикации, - изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен. Виды сделок: - сделки с реальн.товаром, - фьючерсные( обязательство купить или продать товар по цене заключенной сделки), - опционные(право на покупку или продажу в будущем опред.товара по фиксированной цене).
Брокер – оказывает посреднические услуги за счет клиента.
Дилер – осуществляет биржевые сделки от своего имени и за свой счет.
8. Оптовая продажа товаров: сущность и содержание.
Оптовая продажа – продажа товаров поставщиками оптовым покупателям для последующей перепродажи или использования в производственной или иной деятельности с целью получения прибыли. Оптовая продажа выражается суммой оптового товарооборота организации.
Содержание коммерческой деятельности по оптовой продаже составляют след.операции:
- изучение конъюнктуры рынка
- нахождение оптовых покупателей
- планирование оптовой продажи
- установление хоз.связей с покупателями
- выбор форм и методов оптовой продажи
- рекламно – информац.деят-ть
- организация учета и контроля за выполнением договоров с покупателями.
Формы опт.продажи:
-транзитная – продажа без завоза на склады опт.организации, поставка непосредственно на склады покупателей
- складская – поставки со складов опт.организаций. эффективна для товаров сложного ассортимента, требующих подготовки.
При продаже со складов использ.методы:
- продажа с личной отборкой покупателями,
- продажа по требованиям-заявкам
-продажа через представителей опт.торговых организаций( представители этих организаций, имеющие при себе образцы, каталоги, проспекты, посещают розн.торг.организации) Прогрессивным направлением организации оптовой продажи является торговля посредством передвижных комнат товарных образцов и автоскладов.
- продажа через магазин-склад
- продажа путем выполнения посылочных операций – этот метод широко используется при продаже мелкооптовых партий товаров в системе потребкооперации.
Торговые услуги оптовых организаций:
- технологические – подсортировка, фасование, упаковка, маркировка
- коммерческие – помощь в рекламе, информационные, торгово-посреднические
- организационные – консультации по ассортименту, качеству, использованию товаров
-финансовые – оплата товаров, регулирование расчетов в банках, работа по претензиям
- по накоплению и хранению товаров – создание и хранение текущих, сезонных, резервных запасов товаров, принадлежащих розн.торг.организациям
- по товароснабжению – транспортировка, заключение договоров с трансп.предприятиями, внедрение услуг по сборке, установке сложно-техн.товаров.
Кроме перечисленных может оказывать услуги по срочному завозу товаров, реализации излишков, повышению уровня знаний работников о качестве, свойствах и приемке товара и др.
Немаловажное значение в организации торговых услуг оптовой торговлей имеет их реклама.
Оптовые фирмы с полным набором услуг делят на : - многотоварные,универсальные,действующие на небольшой территории, - специализирующиеся на крупных товарных группах на больщих территориях и при большом объеме информац.услуг, - узкоспециализированные (электорн.техника, спорт.одежда)
Оптовые фирмы с огранич.набором услуг –автооптовики, посылочная опт.торговля, опт.кооперативы, а также оптовики-владельцы контейнеров, тары для продажи непрод.товаров в продов.магазинах. они предоставляют своим клиентам лищь отдельные виды услуг.