По дисциплине экономическая безопасность.

ТЕРМИНАЛОГИЯ

Опасность- объективно существующая возможность негативного воздействия на жизненно важные интересы личности, общества и государства, в результате которого может быть причинен ущерб или вред.

Безопасность- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Национальная экономическая безопасность- это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах.

Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации- политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Экологическая безопасность (ЭБ) — допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Финансовая безопасность — это состояние какого-либо хозяйствующего субъекта, характеризующееся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем.

Продовольственная безопасность - часть национальной безопасности, постоянная способность государства и общества обеспечить доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для здоровой жизни.

Комплексная система экономической безопасности территориальных образований (район, область, республика, регион)- это совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории в условиях неопределенности и риска.

Экономическая безопасность предприятия- это состояние наиболее эффективного и системного использования ресурсов предприятия для предотвращения различных угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

Обеспечение экономической безопасности предприятия- процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности предприятия в настоящий момент времени и в будущем.

Способы обеспечения экономической безопасности предприятия- это набор мер и система организации их выполнения и контроля, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия.

Уровень экономической безопасности предприятия- это оценка состояния использования ресурсов предприятия по критериям экономической безопасности.

Цель - идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения».

Риск- возможная опасность непредвиденных потерь, вытекающая из изменения окружающей среды, потребностей потребителей, из-за развития НТП. Как экономическая категория, риск - событие, которое может произойти или не произойти.

Менеджмент риска- это комплекс управленческих воздействий, позволяющих своевременно выявлять всевозможные потери и по возможности сохранить доход и получаемую прибыль.

Финансовый риск предприятия- это риск для его владельцев, состоящий в неустойчивости их доходов с предприятия, а также в том, что вложенный в предприятия капитал может вообще быть потерян при банкротстве предприятия. В определенной мере финансовый риск предприятия - это также риск для его кредиторов, долги которым могут неустойчиво обслуживаться из-за неустойчивых доходов самого предприятия.

Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия- это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Закон – вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное научным сообществом.

Структура – расположение и связь частей, составляющих целое.

Структуры различаются:

по сфере существования на материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические);

по характеру связи на порядковые, композиционные, топологические;

по направленности на субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей на простые и сложные.

Стратегия – способ действий, общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределенной и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега;

Принцип – руководящее положение, основное правило какой-либо системы, теории.

Концепция – основополагающая идея (основные положения) теории; основная точка зрения на предмет.

Миссия - это описание ценностей компании, совокупность которых обеспечивает выстраивание и прослеживание четких взаимосвязей видов деятельности компании с внутренней и внешней средой.

Функция – работа элемента в системе; математическое понятие, отражающее связь между элементами множеств.

Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. К основным видам относят:

природные, экономические (организационные, трудовые, финансовые, материальные) и информационные ресурсы.

Метод – 1) многократно повторенный способ достижения поставленной цели; 2) прием или система приемов (шагов, действий), совокупность определенных операций, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методология – система принципов, методов, механизмов, моделей, методик и алгоритмов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Подход - совокупность однородных методов.

Механизм – совокупность взаимосвязанных действий, обеспечивающая достижение поставленной цели;

Алгоритм – последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального в конечное состояние, записанная с помощью понятных исполнителю команд.

Процесс – последовательная смена состояний, стадий развития рассматриваемого явления, а также определенная совокупность последовательных действий, направленных на достижение некоторой цели.

Критерий – признак, основание, мерило оценки чего-либо. Особо выделяют критерии истинности знания.

Различают

-логические (формальные) и

-эмпирические (экспериментальные) критерии истинности.

Формальным критерием истины служат логические законы: истинно все, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.

Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным.

Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение установленных целей в определенный срок с использованием ограниченного объема ресурсов;

Программа – группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения.

Система – множество взаимосвязанных элементов, функционирующее за счет связей своих элементов как единое целое, а также обладающее специфическим качеством, которое не сводится к качествам отдельных элементов данного целого.

Системный анализ – научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Система управления – множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих комплексное согласованное воздействие субъекта на объект и составляющие его части для достижения его целей.

Система управления хозяйствующим субъектом (предприятием) – 1) совокупность взаимосвязанных подсистем, ориентированных на максимизацию маржинального дохода и эффективное распределение ресурсных потоков на различных уровнях управления хозяйствующим субъектом; 2) совокупность структурных подразделений хозяйствующего субъекта, участвующих в его текущей деятельности, а также взаимосвязей между ними и внешней средой, обеспечивающих повышение конкурентоспособности, формирование и использование ее ресурсного потенциала с максимально возможной эффективностью.

Методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Различают организационные, экономические и социально-психологические методы управления.

Организационные методы управления – способы воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Различают методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Экономические методы управления– способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач.

Социально-психологические методы управления – способы воздействия на объект управления: основанные на использовании социально-психологических факторов; и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе.

Хозяйствующий субъект – физическое и/или юридическое лицо любой формы собственности, осуществляющее деятельность, приносящую доход.

Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Предприятие – 1) самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности;

Производственное объединение – несколько родственных по сфере деятельности предприятий под общим руководством. В состав могут входить фабрики, заводы, научно-исследовательские, конструкторские, технологические и др. организации, имеющие между собой производственные связи и централизованное вспомогательное и обслуживающее производство.

Научно-производственное объединение – единый научно-производственный и хозяйственный комплекс, в состав которого входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные производства и заводы по серийному выпуску продукции.

Комбинат – объединение предприятий связанных технологической цепочкой производства, при которой продукция одного предприятия комбината служит материалом или полуфабрикатом для другого пред­приятия комбината, а также объединение мелких производств, направленных на комплексное обслуживание.

Корпорация (корпоративное образование) – всякое объединение с экономическими целями деятельности; юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо); форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность участников, самостоятельный юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Консорциум – организационная форма временного объединения независимых предприятий и орга­низаций с целью координации их предпринимательской деятельности. Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа, получения заказа. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на определенной территории, представляющее собой часть хозяйственного комплекса всей страны или какого-либо экономического района.

Научно-производственный комплекс наукограда – совокупность организаций, осуществляющих научну­ю, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники. (№122-ФЗ от 22.08.04)

Альянс – союз, объединение (например, государств, организаций) на основе формальных либо неформальных договорных обязательств.

Трест – одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.

Конгломерат– объединение фирм, иногда — юридическое лицо, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики.

Предпринимательская деятельность– самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение дохода от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Рейтинг – числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления

Индекс –символ, указывающий место элемента в совокупности или характеризующий состояние некоторой системы (показатель активности, производительности, развития, изменения чего-либо).

.Коэффициент – числовой множитель при буквенном выражении, известный множитель при той или иной степени неизвестного, или постоянный множитель при переменной величине.

Показатель – обобщенная характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно, выраженная в численной форме; численная характеристика отдельных сторон деятельности.

Различают

-абсолютные (число работающих, оборот и т.п.)

- относительные (соотношение собственного и заемного капитала, основных и оборотных фондов и т.п.) показатели.

Показатели группируют в зависимости от их происхождения и содержания — балансовые, кадровые, производственные, финансовые, плановые и т.п

Различают:

-качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства;

-количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

Экономический показатель – величины, критерии, уровни, измерители, индикаторы, которые позволяют судить о состоянии экономики страны, региона, предприятия, домохозяйства и изменения этого состояния, об экономическом развитии, росте, подъеме или спаде.

Принято различать количественные и качественные показатели, а также единичные и групповые (агрегированные, синтетические, обобщенные).

В зависимости от области применения показатели делятся на аналитические, прогнозные, плановые, расчетные, отчетные, статистические.

Интегральный показатель – обобщенный, сводный, синтетический показатель.

Показатель результатов инновационной деятельности– показатель, входящий в набор показателей, характеризующих результаты внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов и делящиеся на две группы показателей.

Первая группа охватывает показатели удельных весов инновационной продукции в общем ее объеме (в том числе экспортной), новой (вновь внедренной) продукции; усовершенствованной продукции; прочей инновационной продукции. В качестве дополнительного показателя Руководство Осло по статистике инноваций рекомендует также долю продаж за счет продукции, находящейся в стадии освоения серийного производства и поступления на рынок. При исчислении указанных показателей учитываются инновации, внедренные в течение предыдущих трех лет.

Вторая группа охватывает показатели, характеризующие влияние инноваций на результаты деятельности предприятий, которые определяются суммой прибыли от реализации инновационной продукции и ее долей в общей сумме прибыли: объемами продаж инновационной продукции на внешнем и внутреннем рынках и их долями в общих объемах продаж; доступом к новым рынкам сбыта; долей на традиционных рынках сбыта. Сюда входят также показатели, характеризующие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций (затраты на оплату труда, материалы, энергию и др.), повышение фондоотдачи и пр.

Потенциал – 1) совокупность возможностей по достижению целей, средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

Ресурсный потенциал – совокупность ресурсов, имеющихся и которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели.

Экономический потенциал –совокупная способность отраслей народного хозяйства производить продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны.

Диверсификация – мера разнообразия в совокупности, расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта; ориентация на создание многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг.

Диверсификация производства – одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Диверсификация рисков – распределение инвестиций по разным финансовым инструментам. Различают связанную и несвязанную диверсификацию.

Вертикальная диверсификацияозначает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса (производственной цепочки, цепочки создания добавленной стоимости). То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например производитель процессоров начинает производить компьютеры.

Горизонтальная диверсификация – производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом (расширение бренда), либо под новым брендом.

Интеграция (экономическая) –процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.

Дифференциация – это выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам. Ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичные товары конкурирующих производителей как схожие, но все же не полностью взаимозаменяемые( придание товару дополнительных свойств).

Кооперация –форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства...

Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое существенно повышает эффективность действующей системы; нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки, передового опыта и результатов научно-технического прогресса; внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Технические инновации - появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

Технологические инновации возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

Инновационный процесс – процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Укрупненно инновационный процесс можно разделить на две основные стадии:

-первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки,

-вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Инновационный проект – форма организации и управления инновационным процессом (инновационной деятельностью), результатом которой служит конкретная инновация (инновационный продукт).

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения. Цель инновационного проекта - создание новой или изменение существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта. Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.

Инновационный потенциал– совокупность различных видов ресурсов и возможностей, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный потенциал включает: научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации; эксперементальные производства; опытные полигоны; учебные заведения; персонал и технические средства этих организаций.

Инновационная деятельность – 1) деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций; 2) деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования; 3) деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Показатель результатов инновационной деятельности– показатель, входящий в набор показателей, характеризующих результаты внедрения новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов и делящиеся на две группы показателей.

Первая группа охватывает показатели удельных весов инновационной продукции в общем ее объеме (в том числе экспортной), новой (вновь внедренной) продукции; усовершенствованной продукции; прочей инновационной продукции. В качестве дополнительного показателя Руководство Осло по статистике инноваций рекомендует также долю продаж за счет продукции, находящейся в стадии освоения серийного производства и поступления на рынок. При исчислении указанных показателей учитываются инновации, внедренные в течение предыдущих трех лет.

Вторая группа охватывает показатели, характеризующие влияние инноваций на результаты деятельности предприятий, которые определяются суммой прибыли от реализации инновационной продукции и ее долей в общей сумме прибыли: объемами продаж инновационной продукции на внешнем и внутреннем рынках и их долями в общих объемах продаж; доступом к новым рынкам сбыта; долей на традиционных рынках сбыта. Сюда входят также показатели, характеризующие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций (затраты на оплату труда, материалы, энергию и др.), повышение фондоотдачи и пр.

Инфраструктура – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Различают:

-социальную инфраструктуру – совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения;

-транспортную инфраструктуру – совокупность отраслей и предприятий транспорта;

-инженерную инфраструктуру – системы инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

-инфраструктуру экономики – совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом;

-информационную инфраструктуру - систему информационных организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование чего-либо.

Инфраструктура экономики – совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору.

К инфраструктуре экономики относятся сооружения транспорта и связи, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение и т. п. Круг отраслей, относимых к инфраструктуре экономики, определяется по-разному в разных странах. Их общее назначение - упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Некоторые авторы к инфраструктуре экономики относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) инфраструктурой экономики

Наши рекомендации