Преимущества рыночного механизма
Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
§ Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.
§ Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
§ Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
§ Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
§ Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
§ Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.
Недостатки рыночного механизма
§ Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
§ Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
§ Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
§ Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
§ не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
§ Не обеспечивает стабильного
§ Основная проблема, решаемая теорией общественного благосостояния, состоит в выработке критерия оценки желательности или нежелательности того или иного состояния экономики или ее организации, или, если воспользоваться словами поэта, поиск ответа на вопрос, "что такое хорошо и что такое плохо". При этом речь идет о благосостоянии или благоденствии не отдельного субъекта, а всего общества, всех его членов, т. е. об общественном благосостоянии.
Теория общественного благосостояния изучает оптимальное распределение благ между людьми и производственных ресурсов между отраслями, производящими эти блага. Поэтому она тесно связана с теорией общего равновесия. Оптимальность распределения какого-либо ресурса или потребительского блага не может быть определена исходя лишь из частичного равновесия на рынке данного ресурса или блага. Она в решающей степени зависит от ситуации на смежных рынках, от их взаимосвязи и взаимозависимости.
Билет №12
Государственное регулирование экономики. Направления и «рычаги» управления рынком.
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
В широком смысле, государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
§ минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
§ создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
§ обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
§ …
Государство отвечает за:
· Фискальную политику (бюджет, налоги)
· Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
· Регулирование внешней торговли
· Регулирование распределения доходов
· …
Причины регулирования:
- Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)
- Наличие частного и общественного характера производства
- Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)
- Научно-технический прогресс
- Тенденция к монополизации
- Наличие международной конкуренции.
Методы регулирования разделяются на:
· Прямые/ дирижистские;
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения). ( контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
· Косвенные/экономические;
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны. ( денежная политика, контроль за доходами, социальная политика)
Указанные методы взаимосвязаны.
Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:
§ административно-правовые инструменты;
§ финансовая (налоговая) система;
§ кредитно-денежная система государства;
§ государственная собственность;
§ государственный заказ.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
§ Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направленна на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
§ Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.
Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамкам , исходя из интересов различных слоев общества.
Билет №13