Практикум 4. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы политэкономии
Оглавление
Вопросы для обсуждения |
Темы рефератов |
Список необходимой литературы |
Занятие 1
1. Условия и историческая необходимость возникновения учения классиков. Этапы его развития.
2. У. Пети и П. Буагельбер как основоположники классической политэкономии.
3. Физиократия как первая научная экономическая школа. Ф. Кенэ и А. Тюрго. Экономические таблицы.
Занятие 2
1. Экономическое учение А. Смита.
2. Экономическое наследие Д. Рикардо.
3. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя и Т.Р. Мальтуса.
4. Дж. Миль как завершитель классической политической экономии.
5. Марксистская школа в классической политэкономии.
Вопросы для обсуждения
1. Почему Англия оставалась лидером в доработке классической политэкономии?
2. В чем особенности методологии А. Смита?
3. Что понимал А. Смит под «невидимой рукой» и «экономическим человеком»?
4. Какова заслуга Д. Рикардо в разработке теории ренты?
5. Какова у Маркса трактовка капитала?
6. Как соотносятся в теории Сэя стоимость и цена на факторы производства, и чем определяется их стоимость?
7. Как Мальтус и определял прибыль и ссудный процент?
8. С каким противоречием столкнулся Милль при анализе проблемы стоимости?
Темы рефератов
1. Классическая школа, ее основные положения и вклад в дальнейшее развитие экономической мысли.
2. Сравнительный анализ экономического учения У. Петти и П. Буагильбера.
3. Вклад Ф. Кенэ в становление экономической науки (учение о чистом продукте, производительном труде, концепция естественного порядка).
4. Развит и е физиократических воззрений у А.Р.Ж. Тюрго.
5. Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах.
6. Учение Д. Рикардо о заработной плате, прибыли и ренте.
7. Причины бедности населения в учении Т. Мальтуса.
8. Теория Т. Мальтуса и современная практика демографического и экономического развития.
9. Маркс и современность. Современная оценка марксизма.
Список необходимой литературы
1. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с.
2. Афанасьев В.С. Давид Рикардо – М., 1988.
3. Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. – М., 1988.
4. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Дополнительная литература
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.– М: «Дело»,1994.
2. Всемирная история экономической мысли. В 6 т.- М.: «Мысль»,1987–1997.
3. История экономических учений: (современный этап): Учебник (под общ.ред. А.Г. Худокормова). – М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров.– М.: «Дело»,1996.
5. Покидченко М. Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006.
6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М., 1960.
7. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. В 2 т. Т.2. – М.: «Эконов», 1993.
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.1, 2. – М.: Наука, 1993.
Практикум 5. Формирование и эволюция современной экономической мысли
Оглавление
Вопросы для обсуждения |
Темы рефератов |
Список необходимой литературы |
Вопросы для обсуждения |
Темы рефератов |
Список необходимой литературы |
Занятие 1
1. Основные идеи маржинализма.
2. Экономическое учение К. Менгера и его учеников (О. Бем-Баверк, Ф. Визер).
3. Кембриджская школа экономической мысли. А. Маршалл. Американская неоклассическая школа. Дж. Кларк.
4. Экономико-математические концепции У. Джевонса, Л. Вальраса, В. Парето.
Вопросы для обсуждения
1. Сформулируйте законы Г. Госсена.
2. В чем состоят методы маржинального анализа? Их отличие от методов классической школы.
3. Почему первый этап «маржинальной революции» называют этапом субъективного направления?
4. В чем сущность неоклассической теории?
5. Раскройте особенности модели макроэкономического равновесия Л. Вальраса.
6. Что означает «оптимум Парето»?
Темы рефератов
1. Сущность, этапы и особенности маржиналистской революции.
2. Взгляды и основные работы К. Менгера – лидера австрийской школы.
3. Социально-экономические воззрения Л. Вальраса и В. Парето – представителей лозаннской школы.
4. Маржинальные концепции У.С. Джевонса.
5. Вклад англо-американской школы в теорию предельной полезности.