Экономическая, социальная сущность и природа кооперации

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

Реферат на тему:

Кафедра: «Теории и практики кооперации»

«Социально-экономические модели

Советской кооперации»

Студент 1ого Курса

Факультета Информационных Технологий

Группа №11

Чувакин Г.И.

Старший преподаватель

Барков Г.А.

«Москва 2010»

План:

Введение

Социально-экономические основы советской кооперации

3) Социалистические кооперативные принципы

Экономическая, социальная сущность и природа кооперации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Прежде чем говорить о «Социально-экономических моделях кооперации» я бы хотел раскрыть свою тему: «Социально экономические модели» разобрав ее в советские времена, в период правления СССР, и разобрать конкретно «Социально-экономические основы советской кооперации».

В отличие от теории кооперации, теория экономики и организации производства является более прикладной, чем теоретической наукой и основана на детальном изучении экономических явлений и процессов, которые формализуются в более современном виде: в виде формул, графиков, таблиц и т.п.

Длительное время эти науки развивались параллельно: кооперативные принципы задавали общие правила ведения кооперативного хозяйства, а кооперативные предприятия использовали экономические методы в своей практической деятельности.

Но современный уровень развития экономики, характеризующийся созданием общемирового рынка, интеграцией предприятий различных форм собственности привел к парадоксу: предприниматели, стремясь к получению наибольшей прибыли стали активно применять кооперативные принципы (иногда несколько видоизменяя их, иногда в чистом виде), причем более активно, чем кооператоры.

Например, использование кооперативных принципов «Экономического участия членов», «Демократического управления и контроля» позволяют предпринимателям увеличить товарооборот, повысить привлечение средств населения в свой бизнес и т.д.

Использование кооперативных принципов «Забота об обществе», «Информации...», «Членства...» кроме чисто социальных выгод дают дополнительный экономический эффект.

То же самое относится и к другим кооперативным принципам.

Поэтому сегодня в полной мере проявилось противоречие: предприниматели заново открывают для себя те эффективные методы организации и деятельности хозяйств, которые уже более сотни лет повсеместно используются кооператорами.

Второй немаловажный аспект этой проблемы: формализация общих правил ведения кооперативных хозяйств в виде кооперативных принципов не позволяет в полной мере использовать заложенные в них возможности для развития самих кооперативов.

Это вызвано тем, что сегодня кооперативы действуют гораздо в более сложных условиях: для того, чтобы быть конкурентоспособными кооператоры вынуждены применять предпринимательские методы ведения своих хозяйств, что выходит за рамки кооперативных принципов.

Изложенная в пособии теория призвана устранить это противоречие.

Ее основой является формализация структуры каждого кооперативного принципа в терминах экономики и организации производства, что позволяет построить мост между двумя науками и применить к изучению деятельности кооперативов методы современного экономического анализа.

Перед изучением пособия следует ознакомится с некоторыми общими замечаниями:

1. Разночтения в трактовке кооператива как субъекта экономической деятельности позволяют предположить, что кооператив является более сложным экономическим и социальным образованием, чем потребительские или предпринимательские хозяйства, и следовательно, его объективный анализ невозможно выполнить в рамках какой-либо одной экономической или социологической теории.

Поэтому методологической основой теории служат:

  • канадская школа теории кооперации;
  • французская школа политэкономии;
  • немецкая школа экономики и управления;
  • социологическая теория факторов М.М. Ковалевского.

2. В общем виде теория потребительской кооперации основана на следующих концептуальных положениях:

  • структурно-факторное моделирование;
  • социально-экономическое моделирование;
  • компьютерный экономический анализ;
  • социологические исследования.

3. В пособии изложены лишь основы теории кооперации, а именно один из ее разделов, касающийся применения структурно-факторного и, частично, социально-экономического моделирования для создания формализованных моделей кооперативных принципов и кооперативных хозяйств. Детальное изучение остальных разделов теории выходит за рамки общеобразовательного курса.

Экономическая, социальная сущность и природа кооперации

Кооператив как средство социальной и экономической защиты населения в рыночной экономике.

Природная двойственность кооператива как субъекта экономической деятельности. Социально-экономическая модель кооператива. Цель кооператива и методы ее достижения.

Экономическая основа деятельности кооператива. Кооперативная собственность и собственность кооператива. Источники формирования имущества в кооперативах и кооперативных союзах. Вступительные, паевые взносы и вклады членов кооператива. Понятие о собственных и заемных средствах. Субъекты и объекты кооперативной собственности. Присвоение, владение, распоряжение и пользование. Прибыль и ее распределение. Понятие о дивиденде.

Принципы управления и контроля в кооперативе. Участие пайщиков в управлении и контроле как способ реализации их права собственности.Взаимосвязь между собственностью и управлением.

Заключение

Рассмотрев мою тему «Социально-экономические основы(модели) советской кооперации» можно подчеркнуть для себя и сделать вывод что:

Кооперация в общем виде представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий для реализации своих хозяйственных интересов. И в то же время для достижения общих целей в ней органично сочетаются права частной и коллективной собственности. Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно утверждать, что кооперация, как экономическое явление и институт гражданского общества, включает в себя три составляющих: а) кооперация - форма труда, б) кооперация - хозяйственное предприятие, в) кооперация - общественное движение. Причем необходимыми предпосылками ее появления являются развитие рыночных отношений и условия жизни людей, определяемые экономическими, социальными и идеологическими факторами.

Многолетний опыт развития кооперации в нашей стране и за рубежом свидетельствует о том, что потребительская кооперация - органичный структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Функциональное содержание потребительской кооперации, направленно в основном на удовлетворение потребностей сельского населения и определяет ее место в составе АПК. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя.

Современная российская потребительская кооперация рассматривается как совокупность потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных, социальных и иных потребностей их членов. Причем кооперация - это не просто потребительское или предпринимательское хозяйство, а значительно более сложное экономическое и социальное образование, поэтому ее сущность в аграрном секторе состоит в обеспечении условий для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение.

Это, прежде всего, функции по социальному обустройству села. Например, потребительская кооперация отпускает товары населению в долг, содержит убыточные магазины в малонаселенных и отдаленных деревнях, оказывает материальную помощь больным и малоимущим жителям села и др. Более того, именно признание социальной миссии потребительской кооперации в качестве первоочередной стратегии обуславливает ее современное развитие в российском обществе и способствует поддержанию социального равновесия в нем.

Наши рекомендации