Розвиток процесів Г та регіоналізації в Азії, Африці та Америці.

Глобализация хозяйственных процессов и расширение мирохозяйственных связей в целом, а также увеличение объемов общественного производства и перестройка отраслевой структуры, наблюдавшиеся в большинстве стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) на протяжении последних десятилетий 20 в., сопровождались ускоренным ростом их внешнеэкономических связей и повышением роли последних в их хозяйстве, а вместе с тем и упрочением места этих стран во всей системе международных экономических отношений. Прежде всего, во всех рассматриваемых странах заметно вырос абсолютный объем внешней торговли. Так, среднегодовые темпы прироста экспорта во всех странах региона, вместе взятых, составили за период с 1960 по 2001 гг. 11,3%, что превышало соответствующий показатель производства ВВП, рассчитанный в аналогичных ценах, на 3,1 процентных пункта. В свою очередь, среднегодовые темпы прироста импорта достигли за тот же период 11,0% и таким образом превзошли указанный индикатор для ВВП на 2,8 процентных пункта.В целом абсолютный объем экспорта из стран региона в стоимостном выражении увеличился за 1960 – 2003 гг. в 95,9 раза, а импорта – в 83,2 раза, что превышало аналогичные показатели для всех стран мира, вместе взятых, равные соответственно 62,8 и 60,8 раза.Следствием высоких темпов развития внешнеторговых связей и значительного увеличения их абсолютных масштабов в большинстве рассматриваемых стран стало возрастание вклада экспортно-импортных операций этих стран в их национальную экономику. Так, если в 1960 г. доля экспортной торговли стран ЮВА в их ВВП составляла 17,4%, то к 2003 г. она увеличилась до 61,6%, что свидетельствовало об усилении зависимости хозяйства этих стран от состояния их внешнеторговых связей.

В 2003 году отношение объемов торговли за пределы региона к ВВП для Африки составило 45,6%, в то время как для Европы только 12,8%; 13,2% для Северной Америки; 23,7% для Латинской Америки; и 15,2% для Азии. Эти цифры незначительно изменялись напротяжении всего двадцатого века. Средние значения для мира в целом составили 14,9% в 1928 году и 16,1% в 1990 году.В то же время африканский экспорт (так же, как и импорт) составляют лишь незначительную часть мировой торговли. И это та самая причина по которой Африка рассматривается как несущественный в мировой системе регион, не представляющий большой важности (к ней относятся как региону, без которого мир мог бы легко обойтись). Необходимы кардинальные изменения на различных национальных уровнях, идущие дальше того, что обычно предлагается под названием «хорошее руководство» и «политическая многопартийная демократия», как на региональных, так и на глобальных уровнях. Иная модель глобализации появилась бы постепенно из этих изменений, внося коррективы в неудачную попытку интеграции Африки в глобальную систему.

Глобализация означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций создается за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии; в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние предприятия европейских и японских фирм. Если в конце 1970-х гг. с внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к концу 1990-х годов американская экономика уже на четверть зависит от экспорта. Сильные внешнеполитические позиции США, первенство американской модели развития экономики определяют лидерство США в процессе глобализации. Ни одна другая страна мира пока не в состоянии противопоставить более успешную модель роста. США получают преимущества даже от того, что прежние экономические теории во все времена считались недопустимым.

39)Общая оценка эффективности функционирования глобальных регулятотных институтов и проблема их реформирования Для регулирования и решения глобальных проблем человечества международное сообщество создало систему международных организаций, которая насчитывает свыше 4 тысяч, и свыше 300 из них - межгосударств. 1.Межгосударственные (межправительственные) и негосударственные(в основном) организации. (это ассоциации, союзы и фонды).

2.Универсальные, и специализированные (региональные или отраслевые международные организации.). 3.Организации общей компетенции, которые охватывают все сферы политических, экономических, социальных и культурных отношений (ООН, Совет Европы, Лига арабских государств), и специальной компетенции, которые осуществляют сотрудничество в любой определенной сфере (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения).4.Межгосударственные и надгосударствен. организации, решение которых в отличие от решений межгосударственных организаций, непосредственно распространяются на физических и юридических лиц государств - членов организаций (например, Решение ЕС обязательны для всех лиц в странах ЕС). 5.Открытые организации и закрытые (вступление происходит по приглашению первооснователей - НАТО). По направлениям деятельности и объектами регулирования экономические международные организации делятся на: 1)организации, предназначенные для решения комплексных политических, экономических, социальных и экологических проблем. К ним зачисляют организации системы ООН, ОЭСР, Совета Европы и др.; 2)организации, которые регулируют мировые финансовые рынки и международные валютно-финансовые отношения (МВФ, группа Мирового банка и др.); 3)организации, которые регулируют товарные рынки и международные торговые отношения (ВТО, ОПЕК и др.); 4)региональные международные организации (НАФТА, ЕС и др.). Несмотря на тенденцию к усилению интернационального экономического регулирования, международная регулирующая система все еще остается дезинтегрированной, деятельность большинства ее составных частей слабо согласована, а иногда и прямо противоречит одна одной. Решение этой проблемы - в значительном усилении интернациональных регулирующих процессов, повышении степени интеграции разных международных учреждений и координации политики разных государств мира на основе согласованных принципов. Большую опасность представляет на сегодня очевидный дисбаланс между двумя сторонами системы экономической глобализации - между процессами либерализации основных факторов производства в рамках мирохозяйственной системы, с одной стороны, и процессами создания системы международных норм регулирования - со второй. Для повышения эффективности их деятельности неюбходимо учесть: 1)тенденции экономической глобализации не означают, что все страны имеют равное положение относительно формирующейся глобальной системы и будут получать одинаковую выгоду от пребывания в ее рамках: увеличение пропасти в экономическом разрыве богатейших и беднейших стран. 2)сегодня наблюдается очевидный диссонанс между разными уровнями глобального регулирования. Регулирующие механизмы ТНК значительно более развиты, чем механизмы, которые обеспечивают макроэкономическое балансирование разнообразных потоков в рамках мирового хозяйства. 3)Не меньшее разногласие существует между разными сферами регулирования. Это проявляется в очевидном превалировании узко экономических подходов и значительной недоразвитости гуманитарного и экологического основания глобальной регулирующей системы, которая потенциально создает опасные последствия для глобальной экономики будущих столетий. 4)в нынешней глобальной системе регулирования весьма слабы те регулирующие подсистемы, которые обеспечивают функции контроля. Результатом этой неадекватности является значительное распространение транснациональной преступности. 5)слаба согласованность между разными структурами глобального регулирования, которое порождает бессистемность, внутреннюю конфликтность, и приводит к снижению социальной эффективности регулирующих механизмов. (например, неадекватная роль в глобальном экономическом регулировании международной структуры - ООН - в лице ее Экономического и Социального совета, который до сих пор не имеет рычагов для проведения в жизнь принятых им решений.) Безусловно, все эти ограничения и недостатки должны быть тщательно учтены в процессе деятельности относительно важного развития и совершенствования механизмов регулирования глобальной экономики.

Наши рекомендации