Равовые основы организации управления экономикой
Разработку направлений развития законодательства в экономической сфере и формирование самого законодательства связывают с признанием закона как главного акта в правовом регулировании, изменением экономических функций государства, системы и функций органов исполнительной власти всех уровней. Недостатки в экономике и других сферах, определенная недооценка государственного управления на всех уровнях привели к тому, что правотворчество и развитие законодательства в экономической сфере происходят медленно, в отдельных случаях несогласованно. Неэффективной является и реализация принятых законов. У многих руководителей центрального и местного уровней сложилась иллюзия, что решение всех проблем возможно лишь путем принятия соответствующих законов. Наблюдаются недооценка организационных мер, направленных на соблюдение действующего законодательства, ослабление требовательности, дисциплины.
Непродуманной является налоговая политика, наблюдается непрерывное увеличение количества служащих как в экономике, так и в других сферах, администрации и управленческого персонала государственных предприятий (и это при том, что они не работают или же работают не в полную силу, а количество работников, непосредственно занятых производством, значительно сократилось). В экономической сфере создается все больше и больше контролирующих и надзорных структур. Все это, конечно, отрицательно сказывается на экономике, управлении ею и законодательном процессе.
В целом административно-правовое регулирование обеспечения рыночной экономики осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны, оно включает разработку и реализацию системы мероприятий программного руководства, прогнозирования, структурного преобразования народного хозяйства, государственную поддержку экономического и научно-технического потенциала, а с другой — создание правовой и экономической основ социально ориентированного функционирования предприятий, хозяйственных объединений, других организационно-хозяйственных структур, эффективного управления государственным имуществом.
Конституция Украины создала базу для дальнейшего развития экономических отношений в рыночном направлении, уравняв всех субъектов права собственности перед законом. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики.
Основной правовой формой реализации государственной политики в разных сферах являются утверждаемые Верховной Радой Украины общегосударственные программы экономического, научно-технического, национально-культурного развития, охраны окружающей среды. Главной тенденцией развития законодательства об экономике становится комплексный характер регулирования общественных отношений.
Эти программы направлены на создание хозяйственно-управленческого механизма, отвечающего рыночной экономике: гибких организационных структур управления и хозяйствования, предпринимательства, демонополизации, акционирования, функционирования коммерческих банков, финансового оздоровления экономики, укрепления финансово-кредитной системы. Начиная с Концепции перехода Украинской ССР к рыночной экономике, в нашем государстве принят ряд программ — Программа чрезвычайных мер по стабилизации экономики Украины от 3 июля 1991 г.; Об основах национальной экономической политики Украины от 24 марта 1992 г.; Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции от 21 декабря 1993 г. и др. К такому виду актов можно отнести также программы развития регионов, отраслей народного хозяйства.
Сейчас подготовлен проект Программы «Украина — 2010», принятие которого может стать основой дальнейшего экономического роста, идеи национального прогресса.
Законы Украины «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и другие включают в себя предписания административно-правового содержания, предусматривающие сохранение регулятивной роли государства в отраслях общественного производства, развитие и усиление контрольно-надзорных функций государства. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что законов сугубо управленческого характера на сегодняшний день (в сфере экономики) нет, в то время как в плане правового обеспечения экономической реформы разработка нормативных решений всего комплекса управленческих проблем является чрезвычайно актуальной. Это касается таких направлений развития законодательства, которые бы регулировали соотношение централизованных и децентрализованных форм управления экономикой при сохранении регулятивной роли государства в ключевых отраслях общественного производства путем определения четких приоритетов. Важным является разработка публично-правовых норм для надежной защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов.
Актуальной остается проблема закрепления правового положения органов, осуществляющих управление отраслями экономики, исключения ведомственности, которая порождается нормативно-правовыми актами, принятыми министерствами и ведомствами, осуществления согласованности в действиях органов управления экономикой. Недопустимы факты подмены законодательных предписаний инструкциями, приказами, постановлениями, письмами министерств и ведомств.
Важными в системе правовых предписаний, регулирующих экономические отношения, являются акты Президента Украины. Они в определенной мере заполняют правовой вакуум в этой сфере деятельности, содействуют рыночным преобразованиям, проведению экономической реформы, ликвидации в экономике кризисных явлений. Примером этому может служить Распоряжение Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформ и выводу экономики Украины из кризиса». Актами Президента Украины утверждаются положения о соответствующих органах управления и решаются другие важные вопросы в экономической сфере.
Проблемы развития экономики, управления экономикой находятся в центре внимания Кабинета Министров Украины. Свидетельство тому — нормативно-правовые акты Кабинета Министров по экономическим вопросам, установлению правового положения органов управления, разгосударствлению собственности, демонополизации и др.
Вопросы осуществления экономической деятельности находятся в поле зрения министерств и других центральных органов исполнительной власти, которые в той или иной мере имеют отношение к сфере управления экономикой, областных и районных (местных) государственных администраций. Они также решаются на уровне государственных предприятий, их ассоциаций (объединений, комплексов).
Органы местного самоуправления также осуществляют соответствующие функции в сфере управления экономикой. Они управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности, утверждают программы социально-экономического развития, бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, контролируют их выполнение, создают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, осуществляют контроль за их деятельностью.