Образовательные технологии. 1. Цель освоения дисциплины:

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва – 2014

1. Цель освоения дисциплины:

Формирование экономического образа мышления, обеспечивающегопонимание сущности процессов,происходящих в обществе, рационального поведения в условиях рыночных отношений и эффективноеиспользование полученных знаний в жизни и практической деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Экономика» относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 "Педагогическое образование".

Для освоения дисциплины «Экономика» студенты используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в процессе получения полного среднего образования, а также предметами, предшествующими освоению данной дисциплины: «Философия» и «История» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть).

3. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины:

· знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· систему экономических законов и категорий, формы их проявления и использования, структуру микро- и макроэкономической сферы,

· основные экономические механизмы, управляющие микро- и макроэкономическими системами.

уметь:

· использовать в практической деятельности основные понятия и категории экономической теории;

· прогнозировать социально-экономические процессы, осуществлять их качественный и количественный анализ;

· выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам;

· разрабатывать варианты управленческих решений с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий;

· находить и использовать необходимую экономическую информацию.

владеть:

· представлением о процессах и явлениях, происходящих в первичном хозяйственном звене, в стране, в мире, их влиянием на первичные хозяйственные звенья;

· приемами анализа, толкования, описания экономических явлений и процессов в области экономики, способами обработки статистических данных;

· методами разработки и принятия ответственных экономических решений в соответствии с поставленной задачей, объяснении полученных результатов.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), в том числе аудиторных – 54 часа.

Структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы (в академических часах)
Л С ПЗ ЛБ СР
  Раздел 1. Введение в экономическую теорию
1. Тема 1.1 Предмет и метод экономической теории. Основные этапы развития экономической мысли. Микро и макро экономика как часть экономической теории.        
2. Тема 1.2 Базовые понятия экономической теории (часть 1): Потребности, блага, товар, экономические ресурсы (факторы производства), факторный доход, производственные возможности общества, собственность.          
3. Тема 1.3 Базовые понятия экономической теории (часть 2): Рынок, понятие, функции, условия возникновения. Возникновение денег и их функции.          
4. Тема 1.4 Базовые понятия экономической теории 3 часть: Конкуренция, понятие, функции, классификация.              
5. Тема 1.5 Типы и модели экономических систем.      
  Раздел 2. Микроэкономика
6. Тема 2.1. Теория рыночного равновесия (спрос и предложение).          
7. Тема 2.3. Анализ поведения потребителя в рыночной экономике.          
8. Тема 2.4. Предпринимательская деятельность в условиях рынка (часть 1). Предпринимательство, его формы, производственная функция, общий, средний и предельный продукт, принцип замещения факторов производства.          
9. Тема 2.5. Предпринимательская деятельность в условиях рынка (часть 2). Издержки производства, прибыль, ценовая стратегия фирмы, бухгалтерская отчетность.          
10. Тема 2.6. Рынки факторов производства: Рынок труда. Безработица.          
11. Тема 2.7. Рынки факторов производства: Капитал: постоянный и переменный, основной и оборотный. Зарплата              
12. Тема 2.8. Роль и функции государства в современной рыночной экономике          
  Раздел 3. Макроэкономика
13. Тема 3.1. Экономика как макросистема. Основные макроэкономические цели и показатели.              
14. Тема 3.2. Нестабильность и равновесие экономики на макроуровне.          
15. Тема 3.3. Денежный рынок. Банковская система страны.          
16. Тема 3.4. Рынок ценных бумаг      
17. Тема 3.5. Государственное регулирование экономики: госбюджет, налоги.         0,5
  Раздел 4. Переходная экономика
18. Тема 4.1. Переходная экономика: задачи, этапы перехода в Российской Федерации         0,5  
19. Тема 4.2. Реформы 1990 г. в России и их результаты. Причины трансформационного спада.           0,5    
20. Тема 4.3. Приватизация в России: задачи, этапы, экономические и социальные результаты         0,5  
  Всего:      
                     

Содержание дисциплины

Таблица 2.

№   Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
  Раздел 1. Введение в экономическую теорию
1. Тема 1.1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы развития экономической мысли. Микро- и макроэкономика как часть экономической теории Возникновение, становление и современное состояние экономической науки. Предмет экономической науки. Экономические законы. Позитивная и нормативная экономическая теория. Основные функции экономической науки. Методы научного познания. Экономическая теория как система экономических наук. Микро и макроэкономика как части экономической теории. Значение экономической теории для формирования мировоззрения, принятия правильных экономических решений.
2. Тема 1.2. Базовые понятия экономической теории (часть 1). Потребности, блага, товар, экономические ресурсы (факторы производства), факторный доход, производственные возможности общества, собственность Принцип рациональности. Потребности, их классификация. Блага. Экономические ресурсы (факторы производства), факторные доходы. Производственные возможности общества, экономический выбор. Альтернативная стоимость. Собственность, экономическое и юридическое содержание. Формы собственности. Теория пучка прав собственности.
3. Тема 1.3. Базовые понятия экономической теории (часть 2). Рынок: понятие, функции, условия возникновения. Возникновение денег и их функции Рынок, понятие, функции, условия возникновения. Типы рынка. Инфраструктура рынка. Классификация рынков. Товар, его свойства. Возникновение и сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения.
4. Тема 1.4. Базовые понятия экономической теории (часть 3). Конкуренция: понятие, функции, классификация Конкуренция. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции. Рынок совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Олигополия, особенности борьбы на олигополистическом рынке. Монополия. Антимонопольное законодательство.
5. Тема 1.5. Типы и модели экономических систем Хозяйственная деятельность, ее стадии. Экономическая система, ее элементы. Провалы рынка. Административно-хозяйственная система хозяйствования. Смешанная экономическая система, ее современные модели (американская, германская, шведская, японская). Традиционная экономическая система.
  Раздел 2. Микроэкономика
6. Тема 2.1. Теория рыночного равновесия (спрос и предложение) Спрос, величина спроса, кривая спроса, закон спроса. Детерминанты спроса. Предложение, величина предложения, кривая предложения, закон предложения. Детерминанты предложения. Равновесная цена. Типы равновесия. Эластичность спроса и предложения. Влияние государства на рыночное равновесие.
7. Тема 2.3. Анализ поведения потребителя в рыночной экономике Субъекты рынка. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности. Закон убывающей полезности. Ютиль. Аксиомы потребительского предпочтения. Кривая безразличия. Карта безразличия. Бюджетная линия. Условия рационального выбора. Эффект дохода, эффект замещения. Закон Энгеля. Кривые Энгеля. Парадокс Гиффена, товары Гиффена. Влияние на потребителя окружающих его людей.
8. Тема 2.4. Предпринимательская деятельность в условиях рынка (часть 1). Предпринимательство, его формы, производственная функция, общий, средний и предельный продукт, принцип замещения факторов производства Предпринимательство, цель, условия успешной деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство. Хозяйственные товарищества и общества. Корпорации. Государственные предприятия. Предприятия-коммутанты, патиенты, эксплеренты, венчурные компании. Принцы сочетания и замещения факторов производства. Изокванта. Изокоста.
9. Тема 2.5. Предпринимательская деятельность в условиях рынка (часть 2). Издержки производства, прибыль, ценовая стратегия фирмы, бухгалтерская отчетность Издержки производства, их виды. Эффект масштаба, его проявление. Экстерналии, их взаимосвязь с издержками фирмы. Прибыль. Валовой, средний доход, предельный доход. Условия максимизации прибыли. Ценовая стратегия фирмы. Бухгалтерский баланс. Необходимость и значение бухгалтерской отчетности. Аудит, его необходимость.
10. Тема 2.6. Рынки факторов производства: Рынок труда. Безработица Рынок труда, его элементы, участники, функции. Особенности рынка труда. Аутстаффинг. Лизинг персонала. Трудовые ресурсы страны. Занятые. Безработные. Безработица, ее виды: фрикционная, структурная, циклическая безработица. Уровень безработицы. Полная занятость. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда. Биржа труда, направления ее деятельности. Кривая Филлипса.
11. Тема 2.7. Рынки факторов производства. Капитал: постоянный и переменный, основной и оборотный. Заработная плата Марксистское понимание капитала. Всеобщая формула капитала, ее противоречие. Рабочая сила, условия превращения в товар. Свойства товара рабочая сила. Постоянный и переменный капитал. Прибавочная стоимость. Капитал как производственный ресурс. Кругооборот капитала. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Заработная плата, ее формы: повременная и сдельная. Номинальная и реальная зарплата. Необходимость индексации зарплаты.
12. Тема 2.8. Роль и функции государства в современной рыночной экономике Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Функции государства. Провалы государства. Финансовая политика государства, ее направления: фискальная политика, бюджетная политика. Дискреционная фискальная политика. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.
  Раздел 3. Макроэкономика
13. Тема 3.1. Экономика как макросистема. Основные макроэкономические цели и показатели Агрегированные показатели. Баланс народного хозяйства. Система национальных счетов (СНС), структура и функции. Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД). Методы подсчета ВВП. Конечная продукция. Промежуточная продукция. Добавленная стоимость. Валовые инвестиции как барометр состояния экономики. Реальный и номинальный ВВП. Дефлятор ВВП. Индекс цен. ВВП на душу населения.
14. Тема 3.2. Нестабильность и равновесие экономики на макроуровне Совокупный спрос и совокупное предложение. Экономическое равновесие на национальном рынке. Колебания деловой активности. Экономический цикл, его фазы: кризис, депрессия, оживление, подъем. Виды циклов. Длинные волны Кондратьева. Первая попытка макроанализа. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. Экономическое равновесие в схемах К. Маркса. Классическая теории экономического равновесия. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия. Современные трактовки макроэкономического равновесия.
15. Тема 3.3. Денежный рынок. Банковская система страны Денежная система, понятие и типы. Измерение денежной массы. Денежные агрегаты. Предложение денег и спрос на деньги. Государственная политика дорогих и дешевых денег. Ссудный капитал, его источники. Принципы, функции и формы кредита. Коммерческий, банковский, потребительский, сельскохозяйственный, международный, ипотечный кредит. Ссудный процент. Банковская система. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции. Классификация коммерческих банков. Пассивные операции. Активные операции. Банковские услуги. Кредитная эмиссия банков. Мультипликатор депозитов.
16. Тема 3.4. Рынок ценных бумаг Ценные бумаги, понятие, виды. Акция. Курс акций. Облигация, номинальная стоимость, дата погашения, купонный курс. Выпуск и размещение ценных бумаг. Фондовая биржа, ее функции. Операции на фондовой бирже. «Быки», «медведи», «олени». Портфель ценных бумаг. Биржевые показатели. Финансовые бюллетени. Рейтинг ценных бумаг. Шкала надежности ценных бумаг. Международный рынок ценных бумаг, его значение.
17. Тема 3.5. Государственное регулирование экономики: госбюджет, налоги. Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный профицит. Бюджетный дефицит. Способы борьбы с бюджетным дефицитом. Внешний долг, пути его погашения. Налоги. Налоговая система. Объекты и субъекты налогообложения. Виды налогов: прямые налоги и косвенные. Функции налогов. Принципы налогообложения. Системы налогообложения. Способы увеличения налоговых поступлений. Кривая Лаффера.
  Раздел 4. Переходная экономика
18. Тема 4.1. Переходная экономика: задачи, этапы перехода в Российской Федерации Переходная экономика. Задачи переходной экономики. Возможные варианты трансформации. Градуализм. Шоковая терапия. Этапы переходного периода в Российской Федерации. Триединая задача государства в стране с развитой рыночной экономикой.
19. Тема 4.2. Реформы 1990 г. в России и их результаты. Причины трансформационного спада Реформы 1990-х годов в России. Сложность реформирования российской экономики. Банковская реформа. Результаты реформ 1990-х гг. в России. Китайский путь развития экономики.
20. Тема 4.3. Приватизация в России: задачи, этапы, экономические и социальные результаты Приватизация в России: задачи и цели. Этапы приватизации. Ваучерная приватизация. Экономические и социальные результаты приватизации. Причины трансформационного спада. Особенности проведения приватизации в восточно-европейских странах.

Образовательные технологии

1. Классические (традиционные) технологии:

Обзорная лекция – изложение материала, призванное сформировать обобщенное представление по определенным темам.

К таким лекциям относятся следующие:

- «Основные этапы развития экономической мысли» (Раздел I);

- «Роль и функции государства в современной рыночной экономике» (Раздел II);

- «Экономика как макросистема. Основные макроэкономические цели и показатели» (Раздел III);.

- «Переходная экономика: задачи, этапы перехода в Российской Федерации» (Раздел IV).

Семинар – эвристическая беседа – подготовка и выступления студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

К такому типу семинаров относятся следующие:

- «Базовые понятия экономической теории» (Раздел I);

- «Теория рыночного равновесия» (Раздел II);

- «Рынки факторов производства. Рынок труда. Безработица» (Раздел II);

- «Денежный рынок. Банковская система страны» (Раздел III);

- «Приватизация в России: задачи, этапы, экономические и социальные результаты» (Раздел IV).

2. Технологии проблемного обучения:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемы и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.

К таким лекциям относятся следующие:

- «Предмет и метод экономической теории. Микро и макро экономика как часть экономической теории» (Раздел I);

- «Типы и модели экономических систем» (Раздел I);

- «Анализ поведения потребителей в рыночной экономике» (Раздел II);

Бинарная лекция – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей двух различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).

К таким лекциям относятся:

- «Рынки факторов производства: Капитал» (Раздел II);

- «Реформы 1990-х гг. в России и их результаты. Причины трансформационного спада» (Раздел IV)

Практическое (семинарское) занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

К такому занятию можно отнести:

- «Производственные возможности общества. Экономический выбор»

3. Игровые технологии:

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

К таким занятиям относится:

- Деловая игра на семинаре: «Реформы 1990-х гг. в Россия и их результаты».

4. Технологии проектного обучения:

Исследовательский проект – проект, структура которого приближена к формату научного исследования и содержит доказательство актуальности избранной темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, историографии, обобщение результатов, выводы.

Исследовательские проекты по заранее выбранным и согласованным между преподавателем и студентом темам готовятся во время самостоятельной работы, обсуждаются во время «контактных часов» (встреч преподавателя и студентов), оцениваются преподавателем в виде письменной работы без вынесения на защиту.

К числу таких работ можно отнести:

- Рынок: содержание понятия, условия возникновения и развития (Раздел I);

- Сочетание факторов производства и принцип их замещения. Производственная функция (Раздел I);

- Возникновение и сущность денег (Раздел I);

- Теория пучка прав собственности (Раздел I);

- Предпринимательство: виды, формы, этапы становления в России (Раздел II);

- Рынок труда и социальная политика государства (Раздел II);

- Роль государства в рыночной экономике (Раздел II);

- Система национальных счетов и ее значение (Раздел III);

- Классическая и кейнсианская теории экономического равновесия (Раздел III);

- Доходы населения и источники их формирования (Раздел III);

- Национальная экономика: основные показатели развития и их измерение (Раздел III);

- Национальный доход: его распределение и перераспределение (Раздел III);

- Формирование рыночного механизма в условиях переходной экономики (Раздел IV);

- Переходная экономика: сущность, задачи, этапы (Раздел IV).

Творческий проект – проект, направленный на стимулирование активно-познавательной деятельности студентов в ключе рамочного задания, не имеет детально проработанной структуры, ориентируется на логику и интересы участников проекта.

Одним из видов творческого проекта является эссе.

Эссе готовятся во время самостоятельной работы, обсуждаются во время «контактных часов» (встреч преподавателя и студентов), оцениваются преподавателем в виде письменной работы.

К числу таких работ можно отнести:

- Общественные блага. Эффективность обеспечения общественными благами. Проблема «безбилетника» (Раздел I);

- Концепция социальной справедливости (Раздел I);

- Монополия и потери общественного благосостояния. Антимонопольное законодательство: основные принципы (Раздел I);

- Критерии оценки общественного благосостояния (Раздел I);

- Антимонопольная политика в современной России (Раздел I);

- Характеристика естественных монополий в России (Раздел I);

- Роль Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на олигополистическом рынке (Раздел I);

- Лизинг персонала в современной России (Раздел II);

- Анализ предложения введения 60-часовой рабочей недели в России (Раздел II);

- Государственный бюджет. Концепции бюджетной политики (Раздел II);

- Место рынка ценных бумаг в экономике (Раздел III);

- Влияние государственных расходов на совокупный спрос и объемы национального производства (Раздел III);

- Влияние налогов на совокупный спрос и объемы национального производства (Раздел III);

- Социально-экономические последствия инфляции (Раздел III);

- Цикличность как форма экономического развития (Раздел III);

- Переход к рыночной экономике: концепция градуализма(Раздел IV);

- Переход к рыночной экономике: концепция «шоковой терапии» (Раздел IV);

Информационный проект – проект, направленный на стимулирование учебно-познавательной деятельности студента с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации об объекте, систематизация и обобщение информации для ее презентации).

Информационные проекты выполняются отдельными студентами или заранее сформированными студенческими группами, обсуждаются с преподавателем во время «контактных часов». Итоговым продуктом проекта может являться как электронный реферат, снабженный иллюстрациями, так и слайд-шоу и т.д. Для презентации продукта и его обсуждения преподавателем заранее формируется электронный ящик (если нет более совершенных способов обсудить проекты через Интернет) с открытым (известным студентам) логином и паролем, на который присылаются как сами презентации, выполненные в удобных для студентов программах, так и отзывы сокурсников.

К числу таких работ можно отнести:

Электронный реферат:

- Экономические ресурсы (факторы производства) (Раздел I);

- Конкуренция, ее роль в экономике (Раздел I);

- Характеристика современной модели смешанной экономической системы (по выбору: американская, германская, шведская, японская) (Раздел I);

- Предпринимательство: цель, условия успешной деятельности (Раздел II);

- Отличие госкорпораций от ОАО с преобладающим государственным участием (Раздел II);

- Законы Энгеля или «качественные модели поведения» (Раздел II);

- Аутстаффинг, история и перспективы (Раздел II);

- Используя конкретные примеры, покажите, как НТП влияет на структуру занятости (Раздел II);

- Естественен ли «естественный уровень безработицы»? (Раздел II);

- Проанализируйте доходы населения, их источники и уровень жизни (на примере конкретной страны) (Раздел II);

- На основе анализа статистических материалов раскройте проблему дифференциации доходов населения в России (Раздел II);

- Денежная система, понятие и типы (Раздел III);

- Государственная политика «дорогих» и «дешевых» денег (Раздел III);

- Принципы, функции и формы кредита (Раздел III);

- Инфляция, ее особенности в России (Раздел III);

- Приватизация в России: цели, этапы, экономические и социальные результаты (Раздел IV).

Слайд-шоу:

- Предмет и метод экономической теории (Раздел I);

- Возникновение денег и их функции (Раздел I);

- Теория рыночного равновесия (Раздел II);

- Цели, задачи и инструменты фискальной политики (Раздел II);

- Финансовая система страны (Раздел III);

- Распределение бюджетных ресурсов в России (Раздел III);

- Налоги, их виды и функции, принципы налогообложения (Раздел III);.

5. Интерактивные технологии:

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение спорных вопросов с выявлением мнений в студенческой группе.

К такому типу семинаров относятся следующие:

- «Дискуссия о роли рыночного механизма в экономике. Провалы рынка» (Раздел I).

- «Дискуссия о роли аутстаффинга в экономике. Что дает его использование работодателю и работнику?» (Раздел II).

- «Дискуссия о роли государства в регулировании экономики. Фиаско государства» (Раздел III);

- «Дискуссия о необходимости приватизации в России» (Раздел IV).

6. Информационно-коммуникационные технологии:

Лекция-визуализация – сопровождение лекции демонстраций учебных материалов (иллюстрационных, графических, видеоматериалов). Лекция-визуализация – возможная форма проведения обзорных и проблемных лекций, охарактеризованных выше.

К числу таких лекций можно отнести:

- «Рынок ценных бумаг» (Раздел III)

Семинар в форме презентации – использование студентами во время ответов на семинарах-беседах (эвристических семинарах с заранее заданными вопросами и подготовленными ответами) специализированных программных средств.

К числу таких семинаров можно отнести:

- «Базовые понятия экономической теории» (Раздел I);

- «Теория рыночного равновесия» (Раздел II);

- «Рынки факторов производства. Рынок труда. Безработица» (Раздел II);

- «Денежный рынок. Банковская система страны» (Раздел III);

- «Приватизация в России: задачи, этапы, экономические и социальные результаты» (Раздел IV).

Наши рекомендации