Анализ и оценка технико-экономических показателей отрасли.
Роль розничной торговли в развитии экономики России раскрывает ряд показателей, среди которых – доля оборота розничной торговли в валовом внутреннем продукте.
Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В РФ торговая деятельность осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В конце 2015 года функционировало 254,1 тыс. организаций розничной торговли. В период 2011–2015 гг. наибольшее число розничных организаций приходилось на 2014 г. (273,9 тыс. ед.). Их число в последние 5 лет увеличилось на 13,4 %, а в среднем за год – на 3,2 %. В составе организаций преобладают магазины: специализированные (66,2 %) и неспециализированные (27,8 %). Вместе с тем происходит ежегодное незначительное увеличение внемагазинных форм розничной торговли – на рынках, по почте, через телемагазины, Интернет. (Рисунок 1)
Рис. 1. Состав организаций розничной торговли в РФ по типам
Оборот розничной торговли России в 2014 г. превысил 26 трлн руб. и увеличился в текущих ценах за 15 лет в 11,2 раза или на 18,8 % в среднем в год. При этом наблюдается снижение:
1. среднегодовых темпов изменения оборота розничной торговли из пятилетки в пятилетку: в 2000–2005 гг. они составили 124,5 %, а в 2005–2010 гг. – 118,6 %; 2010–2014 гг. – всего 112,4 %;
2. ежегодных темпов изменения с 130,9 % в 2000 г. до 111,3 % в 2014 г.
Оборот розничной торговли на душу населения в 2014 г. составил 180,4 тыс. руб., увеличившись в сравнении с предшествующим периодом на 9,3 %, 2000 г. – в 11,3 раза (табл.3).
Таблица 3. Показатели развития розничной торговли РФ в 2000–2014 гг.
2000г. | 2005г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | |
Оборот розничной торговли в текущих ценах: | |||||||
сумма, млрд руб. | 2352,3 | 7041,5 | 19104,3 | 21394,5 | 23685,9 | 26356,2 | |
цепные темпы изменения, % | 130,9 | 124,8 | 113,1 | 115,7 | 112,0 | 110,7 | 111,3 |
базисные темпы изменения,% | 100,0 | 299,3 | 702,0 | 812,2 | 909,5 | 1006,9 | 1120,4 |
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах: | |||||||
цепные темпы изменения, % | 109,0 | 112,8 | 106,5 | 107,1 | 106,3 | 103,9 | 102,7 |
базисные темпы изменения,% | 100,0 | 168,8 | 257,1 | 275,3 | 292,8 | 304,0 | 314,3 |
Оборот розничной торговли на душу населения: | |||||||
сумма, тыс. руб. | 16,0 | 49,1 | 115,6 | 133,6 | 149,4 | 165,1 | 180,4 |
цепные темпы изменения, % | 125,3 | 113,1 | 115,6 | 111,8 | 110,5 | 109,3 | |
базисные темпы изменения, % | 100,0 | 306,9 | 722,5 | 835,0 | 933,8 | 1031,9 |
Изменения товарной структуры оборота отражают сдвиги, происходящие в структуре товарного потребления населения. В этой связи представляет интерес изучение структурных сдвигов в обороте розничной торговли страны. В структуре оборота розничной торговли РФ наблюдается незначительное преобладание непродовольственных товаров. Доля продовольственных товаров в 2014 г. составила 47,0 %, оставаясь относительно стабильной в последние 15 лет. Вместе с тем в период с 2010 по 2014 годы происходит незначительное снижение удельного веса продуктов питания в совокупном объеме оборота розничной торговли. В 2010 г. он составил 48,5 %, то в 2011 г. – 47,7 %, 2012 г. – 46,6 %, 2013 г. – 47,0 %, 2014 г. – 47,0 %. В структуре розничного товарооборота произошло снижение удельного веса премиум-продукции, помимо продовольствия, доминируют одежда и обувь, транспортные средства, бензин автомобильный, товары красоты и здоровья (рис. 2).
Рис. 2. Товарная структура оборота розничной торговли РФ в 2014 г.
Несмотря на кризис, сложную геополитическую и геоэкономическую ситуацию, розничная торговля РФ остается важной отраслью. Исследованный период характеризуется увеличением доли российского ритейла в валовом внутреннем продукте страны, числа организаций розничной торговли, изменением ее состава, усилением позиций сетевых торговых компаний.