Проблема регулирования кризиса
Все мероприятия по борьбе с кризисом можно разделить на две группы: тактические и стратегические. Тактические мероприятия – конкретные меры, которые необходимо выполнить сразу же при приближении кризиса:
- предотвращение инфляции, недопущение масштабной эмиссии, для этого надо составить и утвердить реальный бюджет, лучше максимально консервативный, рассчитанный на худшие условия. Ограничить другие каналы эмиссии, находящиеся в руках ЦБР;
- улучшение сбора налогов. Это - ключевая проблема;
- восстановление функционирования банковской системы, прежде всего прохождения платежей;
- проведение переговоров о реструктуризации внешнего долга, установление взаимопонимания с МВФ, предложение приемлемой для него экономической программы;
- осуществление мер по дополнительной социальной поддержке граждан, попавших в трудное положение в связи с кризисом.
Финансово-кредитный кризис показал, что в случае нарастания кризисных явлений необходимо предпринять следующие стратегические меры:
- преобладание частной собственности, включая землю; на долю частной собственности должно приходиться на менее 80-85% национального имущества и ВВП (могут возразить, что в Европе ее доля, как правило, ниже, но опыт показывает, что никаких преимуществ это не дает, а минусы все более очевидны);
- надежная защита прав собственности, хозяйственных партнеров, инвесторов, кредиторов, эффективное законодательство и авторитетная судебная система, низкие трансакционные издержки;
- конкурентная среда, свободный вход на рынки, конкурентоспособная продукция;
- открытая экономика, импортные тарифы на уровне 3-5%, устойчивый платежный баланс, опирающийся на развитый экспорт;
- эффективная система социальной защиты, построенная по принципу разделения ответственности между государством, работодателями и гражданами, доля граждан в финансировании системы социальной защиты - примерно 50%;
- накопительная пенсионная система, развитая система частного страхования, в том числе медицинского;
- устойчивая банковская система, наличие финансово-инвестиционных институтов, обеспечивающих мобилизацию и перераспределение капиталов в сферы наиболее эффективного приложения;
- сильное, но небольшое государство, обеспечивающее разработку и неукоснительное соблюдение законов: правовое государство, законопослушные граждане. Государство обеспечивает также стабильность национальной валюты и сбалансированность бюджета. Доля государственных расходов - не более 30-35% ВВП, а в период, когда необходимы высокие темпы экономического роста, - 25% ВВП.
- гражданское общество: высокая ответственность граждан за состояние общественных дел и демократических институтов, развитое местное самоуправление.
Очевидно, что нам еще далеко до реализации этих требований. Можно и не выполнять все, но тогда эффективной борьбы с кризисом не получится.
Те меры, которые мы перечислили выше – идеал. Посмотрим, что предприняло правительство в условиях кризиса. Основные направления действий были следующими.
1. Прежде всего, необходимо преодолеть бюджетный кризис. В течение не менее трех предстоящих лет федеральный бюджет должен сводиться с первичным профицитом в 2,5-3% ВВП, чтобы все убедились: правительство всерьез намерено отдавать долги. Если даже удастся добиться реструктуризации внешнего долга так, чтобы ежегодные платежи составляли не более 7-9 млрд. долл., все равно это очень тяжелая нагрузка на истощенную экономику. Отсюда следует, что ни существенное сокращение налогового бремени, ни активная промышленная политика, опирающаяся на государственные инвестиции, в данный период нереальны.
2. Сбор налогов - задача исключительной важности. Первичный профицит бюджета на указанном уровне будет возможным, если налоговые и прочие его доходы составят не менее 12-13% ВВП. Величина вполне достижимая, столько собирали в 1995-1996 гг., правда, с учетом КО, КНО и прочих взаимозачетов. Однако ныне эти цифры выглядят чересчур оптимистичными. На 1999 год запланировано 11,8%, а специалисты предсказывают 9,4-9,7%. Тем не менее резервы есть, только их надо искать не в повышении ставок налогов или введении новых (типа экспортных) пошлин, не в увеличении бремени предприятий, а в переносе нагрузки на потребление и на налоговое администрирование.
3. Сокращение государственных расходов. Речь идет о снижении не только фактического финансирования, но и обязательств государства, сохранение которых приводит к увеличению долгов бюджета. Если фактические расходы федерального бюджета в 1998 г. составили примерно 14% ВВП, то обязательства - около 25%. В их числе унаследованные еще от советской эпохи, но также принятые бывшим Верховным Советом РСФСР и Государственной думой обязательства в пику негуманным реформаторам, включая индексацию зарплаты бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или отставку и т.д. Кроме того, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива, энергии и т.п. Если же брать бюджет расширенного правительства, включая территориальные бюджеты и внебюджетные социальные фонды, то общий объем обязательств государства составит примерно 45-50%, что абсолютно непосильно для российской экономики сейчас.
Наличие таких обязательств, которые не выполняются, порождает неплатежи и подрывает авторитет государства. Здесь мы как раз видим, что чем больше государство, тем оно слабее. Когда заходит речь о снижении налогов, то сначала надо говорить о снижении обязательств государства. Однако сокращение государственных расходов без проведения структурных реформ, соответствующих изменившимся условиям, будет крайне болезненным.
4. Реформы в социальной сфере. В их числе: военная, жилищно-коммунальная, пенсионная, реформы в системе социальной защиты (переход к пособиям по нуждаемости), в образовании и здравоохранении. Хотелось бы еще раз подчеркнуть: они не блажь реформаторов, желающих реформировать ради самого процесса реформирования. Не будет реформ, сокращение расходов все равно произойдет, но в самой болезненной форме: через провалы, беды и социальные конфликты, подрыв государства.
5. К реформам в социальной сфере, непосредственно ведущим к сокращению обязательств государства, надо добавить реформы, призванные обеспечить структурную перестройку и повышение эффективности экономики: в сфере трудовых отношений с целью легализации реального рынка труда и создания действенных правовых механизмов защиты прав трудящихся; в отраслях естественных монополий; реформу предприятий, то есть их реструктуризацию с целью либо обеспечения их конкурентоспособности и перехода в новый рыночный сектор, либо ликвидации; реструктуризацию банковской системы.
6. Перестройка системы межбюджетных отношений с целью укрепления финансовых основ Федерации и усиления заинтересованности регионов в сокращении федеральных трансфертов и повышении эффективности использования бюджетных средств, в продвижении рыночных реформ.
7. Бескомпромиссная борьба с преступностью, перевод в легальное русло большей части теневой экономики.
Правительство РФ в первые месяцы своей деятельности в целом занималось в основном указанными первоочередными делами, хотя и потратило какое-то время на осознание их приоритетности. Однако очевидных успехов не было.
Можно ли говорить о поражении российских рыночных реформ в итоге августовского кризиса 1998 года? Если понимать поражение в терминах отката назад, реставрации командной системы, то нельзя.
В целом же для российских реформ кризис 1998 года - отступление или, может быть, точнее, остановка, пауза. Она очень опасна, поскольку может затянуться на 10-15 лет, в течение которых страна будет находиться в промежуточном, переходном состоянии, лишенная сильных импульсов развития.
Заключение
Итак, понятие кризис имеет много уровней и трактовок. Выражение "кризис" происходит от греческого слова "crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации".
Финансовый кризис - расстройство финансовой системы страны, которое сопровождается ростом темпов инфляции, кризисом неплатежей, резким, как правило, снижающимся колебанием валютных курсов, оттоком иностранных инвестиций. Финансовые кризисы порождаются и связаны с экономическими кризисами перепроизводства и недопроизводства.
Под финансово-кредитным кризисом подразумевается падение пирамиды долгов и следующие за этим падением банкротства финансовых организаций, парализующие всю экономику.
Рассмотрев особенности финансово-кредитного кризиса 1998 года в РФ можно сделать следующие выводы. Вопреки распространенному мнению финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 года практически никак не связан с рыночными реформами он явился результатом не чьей-то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоятельств, многие из которых складывались против нас. В России реформы неизбежно должны были идти трудно и сопровождаться усилением социального недовольства. В основе кризиса лежит проводившаяся с 1994 г. нерешительная и безответственная бюджетная политика. Доходы бюджета во все большей степени не соответствовали обязательствам государства, а разрыв заполнялся заимствованиями.
Меры, принятые правительством С. Кириенко, при всех отягчающих последствиях избавили страну от иллюзий, поставили ее на почву реальности, оказавшейся намного менее благоприятной, чем нам казалось.
Финансовый кризис 1998 года имел существенное воздействие на экономику: обусловлена необходимость реструктуризации банковской системы, сжатие рынка госбумаг заставит банки обратиться к реальной сфере; снята опасность чрезмерного политического влияния олигархов в значительной мере вследствие ослабления их позиций; коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам по сравнению с производством. Распределение населения по доходам теперь должно стать более справедливым и равномерным; девальвация рубля, нанеся удар по банкам, импортопотребляющим отраслям и населению, открыла возможности для ряда других отечественных отраслей.
Все мероприятия по борьбе с кризисом можно разделить на две группы: тактические и стратегические. Тактические мероприятия – конкретные меры, которые необходимо выполнить сразу же при приближении кризиса: предотвращение инфляции, недопущение масштабной эмиссии, для этого надо составить и утвердить реальный бюджет, лучше максимально консервативный, рассчитанный на худшие условия. Ограничить другие каналы эмиссии, находящиеся в руках ЦБР; улучшение сбора налогов. Это - ключевая проблема; восстановление функционирования банковской системы, прежде всего прохождения платежей; проведение переговоров о реструктуризации внешнего долга, установление взаимопонимания с МВФ, предложение приемлемой для него экономической программы; осуществление мер по дополнительной социальной поддержке граждан, попавших в трудное положение в связи с кризисом.
Список использованной литературы
· Аганбегян А. Финансовый кризис: причины и последствия // Ведомости. - 1999. - 30 апр. - С.6.
· Аникин А.В. О типологии финансовых кризисов // Вестник Московского ун-та. Сер.6. Экономика. - 2001. - № 4. - С.43-54.
· Балацкий Е. Международный финансовый кризис 1997-1999 гг. и российская экономика // Экономист. - 2000. - № 5. - С.86-96.
· Барсукова С.Ю. Кризис 1998 года и российский бизнес // ЭКО. - 2000. - № 4. - С.95-103.
· Борисов С.М. Финансовый кризис и внешняя зависимость России // Деньги и кредит. - 1998. - № 10. - С.37-49.
· Борисоглебская А.А. Мировой финансовый кризис // США: экономика, политика, идеология. - 1998. - № 5. - С.33-46.
· Быков А. Мировой финансовый кризис и его уроки для России // Независимая газета. - 1998. - 14 окт. - С.12.
· Вопросы формирования антикризисной политики. – М., 1998.
· Дмитриев М.Э. Финансовый кризис и социальная защита // Общественные науки и современность. - 2000. - № 3. - С.16-31.
· Доронин И.Г. Международный финансовый кризис: Причины и последствия // Деньги и кредит. - 1999. - № 2. - С.34-39.
· Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис // Вопросы экономики. - 1998. - № 12. - С.12-31.
· Королев И. Мировая экономика после финансового кризиса // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 7. - С.41-49.
· Кризис в России в контексте мирового финансового кризиса. – М., 1998.
· Медведев Ж.А. Причины и последствия финансового кризиса в России // ЭКО. - 1999. - № 3. - С.11-27.
· Панфилов В.С. Финансовый кризис: Требования к реформированию налоговой системы // Проблемы прогнозирования. - 1999. - № 1. - С.3-16.
· Попов В. Почему рухнул рубль. Правительство Кириенко сконцентрировалось на долговом кризисе, которого, по сути, и не было // Независимая газета. - 1999. - 19 янв. - С.9.
· Росс Дж. Основы российского финансового кризиса // Проблемы прогнозирования. - 1997. - № 6. - С.49-67.
· Фондовый рынок и государство: перспективы оздоровления российской экономики. – М., 1999.
Приложение
Хронология российского финансово-кредитного кризиса 1998 года.
Дата | Событие |
17.08.98 | Обнародовано Заявление правительства о наборе антикризисных мер. Правительство и ЦБ повысили верхнюю границу валютного коридора. До конца года планировалось удерживать курс рубля в диапазоне от 6 до 9,5 рублей за доллар. |
17.08.98 | Правительство ввело ограничения для резидентов РФ на осуществление валютных операций капитального характера: объявлен мораторий сроком на 90 дней на выплаты по возврату финансовых кредитов. |
17.08.98 | ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99г. будут переоформлены в новые ценные бумаги. До завершения переоформления государственных ценных бумаг приостановлены торги на рынке ГКО-ОФЗ. |
17.08.98 | Московский представитель ЕБРР Нил Парисон заявил, что до 2003 года ЕБРР намерен осуществить 110 инвестиционных программ в российских регионах на общую сумму $4 млрд. |
17.08.98 | ЦБ повысил ставку по кредиту overnight (однодневный кредит) до 250% годовых, (14 августа ставка составляла 150%). |
17.08.98 | Коммерческие банки могут теперь купить доллары на ММВБ только при условии предварительного депонирования рублевых средств. |
17.08.98 | Ельцин назначил Б. Федорова зам. председателя правительства - руководителем Госналогслужбы. Федоров будет курировать вопросы макроэкономики и управления государственным долгом. |
17.08.98 | В Москву прибыла делегация МВФ. Меры принятые правительством и ЦБ дают основания полагать, что второй транш стабилизационного кредита будет получен в заранее обговоренные сроки, заявил Чубайс после встречи с делегацией МВФ. |
18.08.98 | Минфин достиг договоренности с правительством об обслуживании долга перед физическими лицами по ГКО и ОФЗ. |
18.08.98 | 12 крупнейших банков (СБ, ВТБ, ВЭБ, ОНЭКСИМ, НРБ, МЕНАТЕП, МОСТ, Инкомбанк, МФК, Альфа-банк, СБС-АГРО, Российский кредит) одобрили действия правительства и ЦБ, подписали соглашение о взаимной поддержке и взаиморасчетах, ЦБ их поддержит. |
18.08.98 | На межбанковском валютном и фондовом рынках деловая активность находится на очень низком уровне. Торги на рынке государственных ценных бумаг по прежнему не проводятся. |
18.08.98 | Fitch IBCA снизило рейтинг России по долгосрочным заимствованиям в иностранной валюте с ВВ- до В- и оставило негативный прогноз рейтинга. Fitch IBCA считает решение России девальвировать рубль правильным. |
18.08.98 | Standard&Poor's понизило рейтинг РФ по заимствованиям в иностранной валюте с В- до ССС, банкам Возрождение, Альфа-банк, Инкомбанк, Российский кредит, СБС-Агро, Альба-Альянс присвоен долгосрочный партнерский рейтинг NM (не имеющий значения). |
18.08.98 | Standard and Poor's понизило долгосрочные рейтинги валютных заимствований 3 российским банкам - Российский Кредит, СБС-АГРО, Альфа-Банку с ССС до СС. Прогноз рейтинга негативный. |
18.08.98 | Fitch IBCA понизило долго- и краткосрочные рейтинги 14 ведущим российским банкам и индивидуальные рейтинги 13 банкам. Рейтинги МЕНАТЕПа, Национального резервного банка, Альфа-банка, "Российского кредита", ОНЭКСИМБанка снижены до ССС. |
18.08.98 | Fitch IBCA понизило рейтинги СБС-АГРО, Инкомбанка, МДМ-банка, Диалогбанка, Пробизнесбанка, Торибанка до ССС-; Межкомбанка, Мосбизнесбанка, Росэстбанка до СС. Рейтинг Сбербанка оставлен на уровне ВВ-. |
18.08.98 | Fitch IBCA понизило долгосрочные рейтинги нефтедобывающим компаниям Татнефть и Сибнефть с ВВ- до В-. Прогноз рейтингов негативный. |
18.08.98 | Moody's понизило долгосрочный кредитный рейтинг РФ и всем еврооблигациям, эмитентами которых являются российские компании, с В2 до Саа1. Прогноз рейтинга негативный. |
18.08.98 | Банк Москвы приобрел контрольный пакет акций Мосбизнесбанка. |
18.08.98 | ЦБ понизил ставку по кредиту overnight (однодневный кредит) до 150% годовых. 17 августа ставка overnight составляла 250%, 14 августа - 150% годовых. |
18.08.98 | В ГД прошло с участием представителей экономических комитетов ГД, правительства и ЦБ (М.Задорнов, Д.Васильев, С.Алексашенко, А.Казьмин, А.Смоленский) по вопросам финансового положения страны. |
19.08.98 | Распоряжением Банка России курс покупки наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли не должен отклоняться от курса продажи более чем на 15%. |
19.08.98 | ЦБ истратил на поддержку валютного курса рубля около $3,8 млрд, заявил председатель ЦБ С.Дубинин. |
19.08.98 | Мингосимущества и РФФИ отложили аукцион по продаже 5% "Газпрома" пока РФФИ не получит меморандума о намерении участвовать в нем от 2 групп инвесторов, в которые входят 5 крупных западных корпораций. |
19.08.98 | ФКЦБ распространила распоряжение "Об условиях возобновления торгов организаторами торговли 19 августа 1998 года". |
19.08.98 | Thomson BankWatch понизило рейтинг кредитного риска РФ с В+ до В-, а также кредитные рейтинги 27 российским банкам.. |
19.08.98 | Fitch IBCA опубликовало результаты исследования о состоянии суверенного внешнего долга РФ, он составляет $141 млрд., $90 млрд. из которых были унаследованы российским правительством от советского правительства. |
19.08.98 | Визит очередной миссии МВФ по мониторингу российской экономики для решения вопроса о предоставлении России второго транша стабилизационного кредита в размере свыше $4 млрд ожидается в начале сентября. |
20.08.98 | ЦБ распространит госгарантии на вклады населения во всех кредитных организациях. В связи с этим ЦБ обратился ко всем банкам заключить соглашения с Банком России до вступления в действие закона о гарантировании вкладов. |
20.08.98 | Сбербанк выразил готовность подписать с крупнейшими банками соглашение, позволяющее их клиентам по желанию переводить свои счета в любой из банков-участников соглашения. |
20.08.98 | Встреча С. Кириенко с иностранными инвесторами. С российской стороны приняли участие А. Чубайс, Б. Федоров, М. Задорнов, С. Дубинин. |
20.08.98 | Черномырдин не возражает против своего возвращения в Белый дом и готов возглавить кабинет министров в случае отставки премьера. |
20.08.98 | Правительство распространило официальное заявление "Об условиях погашения отдельных видов государственных ценных бумаг", оно погасит внутренние государственные ценные бумаги с номиналом в рублях со сроком погашения до 31 декабря 1999г. новыми ценными бумагами. |
20.08.98 | Обмен государственных долговых обязательств ГКО и ОФЗ на новые ценные бумаги будет проходить с разбивкой на 3, 4 и пять 5 равными долями, сообщил С.Кириенко. |
20.08.98 | Благодаря действиям ЦБ темпы роста курса доллара на ММВБ замедлились, объем его долларовой интервенции оценивается в $130 млн. |
23.08.98 | Президент отправил в отставку премьер-министра С. Кириенко и кабинет министров. |
24.08.98 | Ельцин назначил В. Черномырдина и.о. премьера. В. Черномырдин выдвинул Президенту требования о том, что премьер должен непосредственно контролировать силовиков. |
24.08.98 | Банка России снизил нормативы обязательных резервов для коммерческих банков по рублям и валюте на 1% до 10%. |
24.08.98 | Moody's понизило долгосрочный валютный рейтинг 11 банкам с Саа1 до Саа3: Альфа-Банк, Альба-Альянс, Автобанк, МЕНАТЕП, Газпромбанк, Нац. Резервный банк, Российский Кредит, СБС-АГРО, Юнибест, Объединенный Экспортно-Импортный, Внешторгбанк. |
25.08.98 | Мост-банк, ОНЭКСИМ-банк и МЕНАТЕП объявили о своем слиянии. На первом этапе будет создан холдинг, в который банки внесут по 51 % своих акций. Возглавит холдинг председатель правления ОНЭКСИМ-банка М.Прохоров. |
25.08.98 | И.о. премьера Черномырдин подписал "Постановление правительства о погашении государственных долговых обязательств со сроками погашения до 31 декабря 1999 года.", они будут погашены Минфином путем 3 новых выпусков госбумаг сроком 3-5 лет. |
26.08.98 | ЦБ признал несостоявшимися торги по доллару на ММВБ в связи с несбалансированностью спроса и предложения Спрос превысил предложение на $270 млн, курс составил 8,26 руб за $. Курс немецкой марки вырос на 69% и составил 7,6 руб. |
26.08.98 | Зам.директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер назвал правительственный план реструктуризации внутреннего долга России "чрезвычайно негативным и достойным сожаления фактом". |
27.08.98 | По сообщению Банка России, объем золотовалютных резервов РФ на 21 августа 1998 года составлял $13,4 млрд., (14 августа - $15,1 млрд.) |
27.08.98 | Денежная масса России за 1 полугодие 1998г. сократилась на 1,3% - с 374,1 млрд. руб. до 369,2 млрд. руб. В июне этот показатель уменьшился с 370 млрд руб до 369,2 млрд руб, - на 0,2%. |
27.08.98 | Fitch снизило кредитные рейтинги России - по долгосрочным заимствованиям с В- до ССС, по краткосрочным - с В до С. Одновременно, рейтинги РФ были выведены из списка стран с тенденцией к понижению рейтинга. |
28.08.98 | Банк России принял решение о начале выпуска краткосрочных бескупонных облигаций Банка России. Первый аукцион по размещению новых гособлигаций на сумму 1 млрд. руб. со сроком обращения 2 недели состоится 2 сентября. |
31.08.98 | ГД не утвердила В.Черномырдина на должность председателя правительства РФ. За проголосовали 94 депутата при необходимом кворуме в 226 голосов. |
31.08.98 | Государственный таможенный комитет усилил контроль за вывозом-ввозом иностранной валюты физическими лицами. |
01.09.98 | В Москву по приглашению Б.Ельцина с официальным визитом прибыл президент США Билл Клинтон. |
01.09.98 | ЦБ объявил свое решение по защите вкладов населения в наиболее крупных банках. Вкладчикам предложено добровольно или оставить свои вклады в коммерческих банках, или перевести их в Сбербанк. |
02.09.98 | в Москву для проведения ежеквартального мониторинга состояния российской экономики прибыла миссия МВФ. |
02.09.98 | МВФ может задержать предоставление России следующего транша стабилизационного кредита из-за кризиса на российском финансовом рынке, заявил первый зам.директора МВФ Стенли Фишер. |
02.09.98 | Западные кредиторы заявили российскому руководству, что схема выплаты задолженности по просроченным ГКО-ОФЗ является "неприемлемой" и может иметь "серьезные негативные последствия" для отношений России с иностранными инвесторами. |
02.09.98 | Крупнейшие держатели российских еврооблигаций начали подготовку к конференции в Лондоне для выработки единой стратегии на случай, если Россия откажется от выплаты процентов по выпущенным облигациям. |
02.09.98 | ЦБ официально объявил о своем отказе поддерживать курс рубля к доллару в пределах верхней границы "валютного коридора". За июль-август ЦБ, стремясь поддержать курс рубля, продал более $9 млрд. из своих валютных резервов. |
03.09.98 | Объем золотовалютных резервов РФ на 28 августа составил $12 млрд. 700 млн. с 21 по 28 августа резервы сократились на $700 млн, более чем на 5%, а по сравнению с началом года - почти на 29%. |
07.09.98 | ГД повторно отклонила кандидатуру Черномырдина на должность премьера. За проголосовало 138 депутата. |
07.09.98 | Президент подписал политическое соглашение междуПрезидентом РФ, СФ и ГД ФС РФ и Правительством РФ, одобренное СФ и завизированное Черномырдиным. |
08.09.98 | Явлинский предложил компромиссную кандидатуру на пост премьера - Е.Примаков, и.о. министра иностранных дел, а Зюганов - Лужкова. |
10.09.98 | Потребительские цены в РФ с 1 по 7 сентября выросли на 35%. В августе инфляция достигла 15%, что явилось max месячным значением за период с начала 1995 г. Темпы среднесуточного прироста цен в текущем месяце увеличились более чем в 10 раз. |
10.09.98 | Золотовалютные резервы РФ с 28 августа по 4 сентября сократились на $400 млн. (с $12,7 млрд. до $12,3 млрд.) - примерно на 3,2%, или на 31% по сравнению с началом года ($17,8 млрд). |
11.09.98 | Евгений Примаков утвержден ГД в должности председателя правительства РФ. |
11.09.98 | Б.Ельцин принял отставку главы ЦБ С.Дубинина и предложил ГД утвердить на пост главы ЦБ В. Геращенко. ГД утвердила В. Геращенко на этом посту. |
12.09.98 | Б.Ельцин назначил Е.Примакова председателем правительства РФ, Ю.Маслюков - первый зам. премьера, И.Иванов - министр иностранных дел, И.Сергеев - министр обороны, С.Степашин - министр внутренних дел и С.Шойгу - глава МинЧС. |
14.09.98 | Чрезвычайная встреча в Лондоне министров иностранных дел и министров финансов стран-членов "большой семерки", а также МВФ, Всемирного банка и ЕС, обсуждавших проблемы российской экономики и пути выхода из финансового кризиса. |
15.09.98 | А.Шохин согласился на предложение премьер-министра Е.Примакова занять пост вице-премьера, отвечающего за финансовую политику. |
15.09.98 | Moody's понизило кредитные рейтинги 11 российских банков: Альфа-Банк, Альба-Альянс, Автобанк, МЕНАТЕП, Газпромбанк, Национальный Резервный Банк, Российский кредит, СБС-АГРО, Юнибест, ОНЭКСИМ, Внешторгбанк. |
15.09.98 | Образована делегация РФ для проведения переговоров с иностранными кредиторами. Ее руководителем утвержден заместитель министра финансов Михаил Касьянов. |
15.09.98 | Страны "большой семерки" полностью поддерживают курс руководства РФ по реформированию национальной экономики и готовы сотрудничать с Москвой по укреплению макроэкономической ситуации в России. |
16.09.98 | Мэр Москвы Ю.Лужков вновь подчеркнул необходимость пересмотра результатов приватизации. |
16.09.98 | ЦБ предложил обменять замороженные гособлигации - ГКО и ОФЗ - на облигации Банка России, а также на незамороженные ОФЗ-ПД. Это касается только кредитных организаций - дилеров на рынке ГКО, ОФЗ. |
17.09.98 | Объем золотовалютных резервов РФ с 4 по 11 сентября не изменился - $12,3 млрд, по сравнению с началом года он уменьшился на 31%. С начала августа ЦБ израсходовал более $6 млрд. из своих золотовалютных резервов. |
17.09.98 | Standand & Poor's объявило о решении понизить долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте с ССС до ССС-. Краткосрочный рейтинг сохранен на уровне С. Рейтинговый прогноз негативный. |
17.09.98 | ЕБРР и Всемирный банк прекратили реализацию программы развития финансовых учреждений в России. |
17.09.98 | ГНС начала процедуру банкротства 28 компаний, имеющих крупные налоговые долги. |
22.09.98 | Россия ужесточает меры по контролю за производством алкогольной продукции, в правительстве сформирована комиссия, которая будет заниматься вопросами контроля за производством алкогольной продукции. |
24.09.98 | Золотовалютные резервы России с 11 по 18 сентября сократились на $300 млн. (более, чем на 2%) - с $12,3 млрд. до $12 млрд. По сравнению с началом года этот показатель снизился почти на 33%, тогда он составлял более $17 млрд. |
24.09.98 | Согласно информации Госкомстата потребительские цены в России с 1 по 21 сентября выросли более, чем на 45%, инфляция за август 1998г. составила 15%. |
28.09.98 | А.Шохин подал в отставку с поста вице-премьера, отвечающего за финансовую политику. |
30.09.98 | На начало сентября потери России от задержек с возвращением валютной выручки от российского экспорта составили $3,4 млрд. |
30.09.98 | Начались переговоры Минфина и ЦБ с крупнейшими западными и российскими инвесторами по вопросу реструктуризации задолженности по ГКО/ОФЗ. Инвесторам предложены основные принципы реструктуризации долга. |