Интеграция в азиатско-тихоокеанском регионе
Азиатско-Тихоокеанский экономическое сотрудничество (АТЭС).Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных условиях - наиболее динамичный в мире, во многом благодаря бурному экономическому росту азиатских новых индустриальных стран.
В 1989 году по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана организация - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. АТЭС была основана как форум обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди направлений работы - проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил ведения бизнеса в тихоокеанском бассейне.
При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Восточной Азии - Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), на сегодняшний день участниками форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 году присоединился Гонконг, Китай, и о. Тайвань, в - 1993 году Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 году - Чили, в 1998 году - Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 года) моратория на приём новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а так же Латинской Америки высказали желание влиться в её ряды.
Учитывая высокие темпы развития большинства участников и их огромный ресурсный потенциал АТЭС входит в число влиятельнейших группировок мира.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу XXI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% миррового товарооборота, а их ВВП превышал 56% общемирового.
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 года в Австралии. Были выработаны ключевые принципы организации и определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.
На втором саммите, состоявшемся в Индонезии в ноябре 1994 года, была принята "Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС ", в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся - к 2020г.
На третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995г.) была определена тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам - членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения целей сотрудничества: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств ВТО, посредничество в спорах. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.
На ежегодных саммитах глав государств и правительств стран АТЭС принимаются ключевые документы, определяющие дополнительную стратегию развития организации, утверждается объем работ и финансирование.
Многие считают, что вследствие разброса "весовых категорий" стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе невозможно создать устойчивый интеграционный блок. Несколько лет назад ряд стран-участников во главе с США постарались свести смысл деятельности АТЭС к созданию гигантской зоны свободной торговли. Однако на первый план выдвигается лишь сотрудничество. Пока это сотрудничество довольно пассивно и выражается в основном в проведении встреч на различных уровнях, в подготовке проектов и организации семинаров.
Особенностью интеграционных процессов в азиатско-тохоокеанском регионе является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень объединения которых различна и имеет свою специфику.
АСЕАН-Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация, куда вошли Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже — Бруней и Вьетнам.
За два десятилетия после образования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация, но в экономическом плане результаты развития интеграционных процессов не были достигнуты. Практически не продвинулось вперед промышленное сотрудничество. Доля АСЕАН во всем объеме внешней торговли стран — членов АТЭС несущественна. Сами страны — члены группировки развиваются весьма динамично. В то же время взаимодополняемости экономик не наблюдается.