Делится по-нашему Соседи и GiveMeALift


У нас sharing economy уже не воспринимают как вновь прибывшее явление.
Один из самых успешных проектов — вебсайт «Соседи» — позволяет пользователям Facebook и Vkontakte найти жилье в кругу друзей и друзей своих друзей. Проект предлагает создать объявление о поиске квартиры или комнаты, рассказать о себе и поместить приятную глазу инфографику на стену профиля. Методом Шейров и лайков объявление распространится в сети, где его уже может встретить потенциальный арендатор. Главное преимущество этого метода поиска жилья — узкая выборка объявлений, которая охватывает только тех людей, которым ты или твои друзья могут довериться. Объявления распространяются не только в соцсетях, но и сохраняются на сайте, где они доступны для любого заинтересованного арендатора.

Другой интересный сервис занял нишу, на которую мог положить глаз гигант перевозок Uber. Приложение GiveMeALift объединяет проблемы пассажиров, которые портят себе нервы пробками и общественным транспортом, и водителей, для которых затратно и одиноко ежедневно выполнять привычные маршруты в одиночку. Как пассажир, так и водитель может оставить заявку о своем маршруте, а уже приложение сопоставит их направления и соединит тех людей, которым удобно проехаться вместе. Только за два осенних месяца киевляне провели около четырех тысяч поездок, а это — более 20 000 километров. Расчет между двумя сторонами остается делом пассажира и водителя. Однако даже если в договоренности фигурирует оплата, для обеих сторон карпулинг является экономней и комфортней, чем такси или общественный транспорт.

Пока разработчики GiveMeALift предлагают приложение только для Android, но проект все еще находится в стадии разработки и в этом году его обещают существенно улучшить. Например, авторы проекта говорят, что сейчас активно работают над разработкой механизма предварительного планирования маршрута. То есть скоро появится возможность запланировать свою поездку на работу и с работы, а система в течение всего дня будет искать вам попутчиков, существенно повышая шансы на успех.

Эту философию разделяет онлайн-платформа обмена временем и работой Economy of Hours (или просто Echo). Сегодня она объединяет около трех тысяч человек, которые свободно и самостоятельно торгуют своим временем и трудовыми навыками. Один трудочас стоит столько же, сколько любой другой, независимо от того, в чем состоит работа: чистке того же ковра или разработке фирменного дизайна.


Отечественные сайты («Довезу!», «Подвезу», «Попутчик» и др.), основанные на поиске попутчиков.

Blablacar – люди экономят на совместных поездках между городами. Принцип тот же: водители, у которых есть в машине свободные места, ищут попутчиков, чтобы окупить дорогу. Для пассажиров такие поездки обходятся минимум на 30–40% дешевле самого дешевого вида транспорта.

При этом проекты по близкой тематике (к примеру, тот же http://darudar.org/ — сервис, через который можно дарить ставшие ненужными вещи) уже прочно заняли свою нишу, а вот в плане совместного пользования вещами всё только начинается.

Зачем вам своя машина?

Другое популярное направление «совместной экономики» – каршеринг (car sharing) – краткосрочная аренда автомобилей. Идея простая, как с перфоратором: вы не покупаете собственный автомобиль, а арендуете машины у тех, у кого они есть, тогда, когда они по-настоящему нужны. Самые популярные в мире каршеринговые сервисы: Zipcar, RelayRides, Getaround. У нас они пока не работают. Первый подобный сервис в России запустила московская Anytime в 2013 году, а в Петербурге в 2014-м появился StreetCar (но в конце 2015-го он приостановил работу из-за финансовых проблем). В обоих случаях машину в аренду (от 6 рублей за минуту) предоставляют компании. То есть это не в чистом виде совместная экономика.

Первый «социальный» каршеринг – когда люди через сайт арендуют машины напрямую друг у друга – начал работать в России примерно год назад. Он называется Darenta. В Петербурге на этом сервисе (при проверке на текущую дату) было зарегистрировано около 30 машин: начиная от «Волги» за 1800 руб/день, заканчивая белым «Ягуаром» за 46 тысяч рублей в день. Похожие сервисы есть и для аренды велосипедов.

Эксперты прогнозируют, что к 2020 году каршерингом будут пользоваться более 26 миллионов человек в мире. Он, к тому же, полезен для здоровья. Потому что больше приходится ходить пешком, отказываясь от личного авто.

Еще один крупнейший сервис – sharing economy – сдача и аренда жилья на короткий срок, когда люди сдают собственные квартиры (или обмениваются ими на время отпуска). Самый известный – портал Airbnb – работает и в России. На Airbnb более трехсот предложений по аренде жилья от петербуржцев, цены начинаются от 818 рублей.

Наши рекомендации