Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).
Лабораторная работа не предусмотрена учебным планом.
8. Примерная тематика курсовых работ.
Курсовая работа не предусмотрена учебным планом.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельное изучение дисциплины полагается осуществлять на основе тематического плана (таблицы 1,2) и планирования самостоятельной работы студентов (таблица 4,5) с использованием следующих рекомендаций:
1. Ознакомление с лекционным материалом, проработка основной и дополнительной литературы (см. п. 11 разделы «Основная литература», «Дополнительная литература», «Программное обеспечение и Интернет-ресурсы»).
2. Составление логических схем и презентаций по изучаемому материалу.
4. Подготовка к семинарским занятиям с учетом рекомендаций по вопросам для подготовки и обсуждения (см. п.6).
5. Выполнение текущей контрольной работы (см. п.9 раздел «Тематика и методические рекомендации по выполнению контрольных работ»).
Тематика и методические рекомендации по выполнению контрольных работ:
Вариант 1.
1. Сравнительная характеристика различных методик мотивации труда
2. Учет трудового вклада работников в конечные результаты деятельности, его мотивирующее воздействие.
3. Дифференциально-диагностический опросник мотивации профессиональной деятельности.
Вариант 2.
1. Особенности мотивации трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
2. Критерии и методы оценки эффективности трудовой деятельности, их использование при стимулировании труда.
3. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности».
Вариант 3.
1. Развитие теории и практики мотивации и стимулирования труда в России.
2. Личность как субъект мотивации (самомотивация).
3. Методика «Определение трудоголика».
Вариант 4.
1. Разработка системы мотивации в современной организации.
2. Мотивация персонала на этапах трудовой карьеры.
3. Методика «Опросник профессиональной готовности».
Вариант 5.
1. Технология формирования целей и принципов политики организации в области мотивации трудовой деятельности.
2. Мотивы соучастия персонала в деятельности организации.
3. Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности».
Вариант 6.
1. Мотивационный профиль и выбор мотивирующих мероприятий.
2. Мотивационный профиль сотрудника, значение и методы его выявления при построении системы мотивации.
3. Методика «Выявление установок труд-деньги».
Вариант 7.
1. Премиальные системы: сущность, значение, построение и развитие.
2. Моральное вознаграждение персонала, его значение в современном обществе, направления и методы реализации.
3. Методика «Мотив власти».
Вариант 8.
1. Признаки лояльности персонала, их выявление, формирование и развитие.
2. Виды дополнительного материального вознаграждения и их использование для мотивации трудовой деятельности.
3. Методика «Склонность к определенному стилю руководства».
Вариант 9.
1. Компенсационная политика современной организации.
2. Современные модели оплаты труда и перспективы их использования в российских компаниях.
3. Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя».
Вариант 10.
1. Материальное стимулирование – основа системы вознаграждения персонала.
2. Методы социальной мотивации персонала и их эффективное использование в успешных российских компаниях.
3. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания».
Согласно учебному плану, студенты выполняют письменную контрольную работу.
Контрольная работа состоит из двух частей: двух теоретических вопросов и анализа одной из методик мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с последним номером зачетной книжки.
Список литературы (не менее 5 источников) - приводятся только те источники, которые реально были использованы в процессе написания контрольной работы, с момента их издания должно пройти не более пяти лет, по тексту работы обязательны ссылки на источники информации согласно данному списку литературы. В случае использования Internet и/или мультимедийных источников список литературы должен включать адрес электронного сайта и/или название мультимедийного диска.
Приложения позволяют облегчить восприятие работы и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, документы, содержащие первичную информацию и пр.
Оформление контрольной работы должно соответствовать следующим основным требованиям.
Объем контрольной работы - не менее 20 и не более 25 страниц печатного текста (кегль - 14, межстрочный интервал - 1,5, выравнивание по ширине, абзацный отступ - 1,25). Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения текста по всей работе, не должно быть помарок, подчеркиваний, сокращений слов, за исключением общепринятых.
Текст контрольной работы располагается на одной стороне каждого листа белой бумаги формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: верхнее и нижнее - 20 мм; левое - 30 мм; правое - 1,5 мм.
Каждая основная структурная часть контрольной работы начинается с нового листа. Названия всех структурных частей располагаются на отдельных строках, пишутся симметрично основному тексту, отделяются от него 1-2 межстрочными интервалами и имеют порядковую нумерацию, обозначенную арабскими цифрами. Заголовки основных структурных частей печатаются прописными буквами, прочие заголовки - строчными буквами. Заголовки всех структурных частей не подчеркиваются, точка в конце названия не ставится, переносы слов не допускаются.
Страницы нумеруются арабскими цифрами внизу, по центру. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится, но включается в общую нумерацию. Таким образом, впервые нумерация проставляется на листе введения как 3 страница работы.
Таблицы, рисунки, диаграммы должны иметь название, ссылку на источник, из которого заимствовались и сквозную нумерацию.
Ссылки на источники, используемые в тексте контрольной работы, следует приводить непосредственно по тексту в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника по списку использованной литературы и номера страницы, на которой в данном источнике находится заимствованный материал. В случае отсутствия ссылок при фактическом использовании материалов из сторонних источников, контрольная работа к проверке приниматься не будет.
При оформлении списка использованной литературы применяется алфавитный способ группировки, то есть все источники, включая нормативные, законодательные акты, учебники, сборники, статьи и пр., располагаются в алфавитном порядке с учетом требований ГОСТ.
Приложения помещаются на страницах, следующих за списком использованной литературы, располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте контрольной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь содержательный заголовок и порядковый номер.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Особенности мотивации и стимулирования трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
2. Развитие теории и практики мотивации и стимулирования труда в России.
3. Разработка системы мотивации и стимулирования труда в современной организации.
4. Мотивационный профиль и выбор мотивирующих мероприятий.
5. Признаки лояльности персонала, их выявление, формирование и развитие.
6. Компенсационная политика современной организации.
7. Материальное стимулирование – основа системы вознаграждения персонала.
8. Современные модели оплаты труда и перспективы их использования в российских компаниях.
9. Виды дополнительного материального вознаграждения и их использование для мотивации трудовой деятельности.
10. Премиальные системы: сущность, значение, построение и развитие.
11. Методы социальной мотивации персонала и их эффективное использование в успешных российских компаниях.
12. Моральное вознаграждение персонала, его значение в современном обществе, направления и методы реализации.
13. Мотивационный профиль сотрудника, значение и методы его выявления при построении системы мотивации.
14. Мотивация персонала на этапах трудовой карьеры.
15. Критерии и методы оценки эффективности трудовой деятельности, их использование при стимулировании труда.
16. Учет трудового вклада работников в конечные результаты деятельности, его мотивирующее воздействие.
Реферат - это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
Цель реферата состоит в развитии таких навыков как системный анализ и умение критически переосмысливать чужие идеи.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА «КАРТА ПАМЯТИ ПО МОДУЛЮ»[1]
«Карта памяти по модулю» - это графическое представление теоретической части всех тем отдельного модуля учебной дисциплины - используется, чтобы обучающийся имел возможность закрепить и вспомнить при необходимости структуру, содержание и логику построения данного модуля.
Рекомендации по созданию «карты памяти по модулю»:
1. бегло просмотрите основные положения тем учебного модуля;
2. начните с главной идеи - предпочтительно, чтобы она была изображена в виде символа - в центре страницы, затем нарисуйте отходящие от нее ветви;
3. старайтесь использовать для обозначения каждого пункта только одно слово и/или символ, - по одной важной идеи для каждой ветви;
4. размещайте взаимосвязанные пункты на одной и той же основной ветви, чтобы каждый из них ответвлялся в сторону как отдельная веточка;
5. применяйте различные цвета (карандаши, маркеры) для изображения отдельных
идей;
6. нарисуйте столько картинок и символов, сколько сможете, приветствуется использование свободных ассоциаций и не шаблонный подход;
7. составляйте «карты памяти по модулю», сидя в спокойном месте, не отвлекаясь не менее 30 мин.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА)
1. Сущность и функция мотивации труда
2. Классификация трудовых мотивов
3. Мотивационная модель достижения цели через потребности
4. Содержательные теории мотивации: А. Маслоу, Ф. Герцберга, К. Альдерфера, Д. МакКлеланда
5. Процессуальные теории мотивации: К. Левина, В. Врума и Д. Аткинсона, Л. Портера и Э. Лоулера, С. Адамса, Д. МакГрегора, Б. Скиннера
6. Диспозиционная модель (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов и др.)
7. Российские концепции мотивации: анализ методик мотивации труда
8. Современное состояние разработки научно-практических проблем трудовой мотивации в России и зарубежных странах
9. Сущность мотивационного механизма
10. Элементы внешней и внутренней среды, воздействующие на мотивацию труда персонала организации
11. Методы мотивации
12. Структуры, ответственные за эффективную мотивацию в организации
13. Мотивационные ресурсы управления организацией
14. Закон Йоркса-Додсона
15. Закон оптимума-пессимума Н.Е. Введенского
16. Оптимум мотивации и силы мотива
17. Факторы, влияющие на силу мотива
18. Роль похвалы, морального поощрения и порицания, наказания
19. Материальное поощрение (вознаграждение)
20. Соревнование как стимулирующий фактор
21. Влияние присутствия других людей
22. Влияние успеха и неудачи
23. Социально-психологический климат
24. Влияние общественного внимания (моральных стимулов)
25. Привлекательность объекта потребности
26. Привлекательность содержания деятельности
27. Наличие перспективы, конкретной цели
28. Прогноз и активность человека
29. Функциональные состояния
30. Диагностика методов, форм и элементов мотивации и оплаты труда
31. Изучение мотивации сотрудников и их удовлетворенности трудом
32. Принятие управленческих решений по результатам внешних и внутренних диагностических исследований
33. Основные компоненты программы мотивации персонала
34. Основные подходы к классификации персонала
35. Методы оценки должностей
36. Основные системы и формы оплаты труда, дополнительных льгот и нематериальной мотивации
37. Основные шаги по разработке системы мотивации и оплаты труда, по внедрению новой системы мотивации и оплаты труда
38. Процедура мониторинга
39. Ключевые показатели эффективности системы мотивации и оплаты труда
40. Мотивационный аудит: мотивационные и демотивационные факторы
41. Понятие и виды деструктивной мотивации
42. Сущность и особенности микрополитической мотивации
43. Основные факторы микрополитической мотивации
44. Механизм микрополитической мотивации в современной России
45. Пути ослабления микрополитической мотивации