Социально-экономические последствия инфляции. Невысокие темпы инфляции способствуют увеличению прибы­лей и оживлению рыночной конъюнктуры и поэтому могут положи­тельно сказываться на экономическом

Невысокие темпы инфляции способствуют увеличению прибы­лей и оживлению рыночной конъюнктуры и поэтому могут положи­тельно сказываться на экономическом развитии, но при высоком уровне роста цен и длительном характере инфляция превращается в величайшее экономическое зло.

Инфляция дезорганизует хозяйство: неравномерный рост цен усиливает диспропорции в экономике, искажает структуру потре­бительского спроса, обостряет товарный голод, подрываег стимулы к накоплению, обесценивает их, ведет к снижению реальных доходов населения и расслоению общества, падению уровня жизни, В услови­ях инфляции резко сокращаются инвестиции, особенно долгосроч­ные, что отрицательно сказывается на экономическом росте.

Безработица — это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффектив­но использовать один из важнейших факторов производства — труд.

Основными формами безработицы являются: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.

Фрикционная безработица охватывает работников, которые ищут или ждут получения работы в ближайшее или будущее вре­мя.

Структурная безработица вызвана действием научно-техни­ческого прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, географического распределения рабочих мест.

Циклическая безработица вызвана спадом производства. Она затрагивает все сферы и отрасли экономики.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением. Охватывает наиболее профессионально неподго­товленную часть трудовых ресурсов.

Уровень безработицы— это доля безработной части трудо­вых ресурсов общества:

Уровень Количество безработных

безработицы Численность трудоспособного населения

Если фактический уровень безработицы превышает естествен­ный, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциаль­ных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американ­ским экономистом Артуром Оукеном.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенци­ального на Ь% (параметры Оукена, установленные эксперимен­тальным путем). По расчетам Оукена, в 60-е годы XX века в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Разность между фактическим и естественным уровнями безра­ботицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Закон Оукена гласит, что превышение фактического уров­ня безработицы на1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВНП в среднем на 3%.

основные принципы налоговой системы:

' всеобщность — охват налогами всех экономических субъек­тов, получающих доходы;

• стабильность—устойчивость видов налогов и налоговых ста­
вок во времени;

равнонапряженность (платежеспособность) — взимание на­
логов по идентичным (одинаковым) для всех налогоплателыци ков ставкам в доле от дохода и прибыли для того, чтобы относи­тельная нагрузка была примерно равна для субъектов с разны­ми группами доходов;

° обязательность — принудительность налога, неизбежность его выплаты;

• социальная справедливость — установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в при­мерно одинаковые условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприя­тия и группы населения.

Графически эффект Лаффера отображен на кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставки налога (рис. 30).

В результате анализа кривой Лаффера можно прийти к следую­щим выводам:

0 при ставке налога, равной нулю, поступления в бюджет прекра­щаются;

0 при ставке налога, равной 100%, — поступлений в бюджет так­же нет, поскольку в этом случае легальная экономика трансфор­мируется в «теневую»;

0 при ставке налога, не выходящей за пределы 50% (оптимальная ставка), — достигается максимальная величина налоговых по­ступлений.

Суть так называемого «эффекта Лаффера» состоит в том, что в краткосрочном периоде уменьшение ставки подоходного нало­га до оптимального уровня приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном — к их увели­чению, т.к. возрастут стимулы к трудовой и предприниматель­ской деятельности, сократится «теневой» оборот и, соответ­ственно, расширится сфера легальной экономики.

Взаимозависимость между темпом роста цен и долей занятости. Соотношение этих двух параметров в краткосрочном периоде описывается кривой А. Филлипса (рис. 28).

Кривая Филлипса показывает взаимное изменение уровней безработицы и инфляции в экономике и означает, что инфляция высока при низкой безработице и низка при высокой безработице.

В краткосрочном периоде существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. Снижение безработицы увели­чивает совокупный спрос и одновременно вызывает напряжен­ность на рынках труда (спрос увеличился, а свободной рабочей силы нет) и товаров (производство не может быть расширено). Превышение спроса над возможностями расширения производ­ства, дефицит рабочей силы, вызывающий необходимость повы шать заработную плату, и следовательно, увеличение издержек производства ведут к росту цен, т.е. порождают инфляцию. Наобо­рот, снижение цен имеет своим следствием падение доходности производства, сокращение его масштабов, что, естественно, вызы­вает рост численности безработных.

Объяснение заключается в следующем. Высокая безработица вынуждает рабочих по найму соглашаться на меньшую заработную плату. Это в свою очередь вызывает замедление роста цен. В то же время, если предложение на рынке труда довольно высокое и уро­вень безработицы низкий, то наемным работникам легче выторго­вать себе такое повышение заработной платы, которое опережает рост производительности труда и тем самым поднимает цены. Та­ким образом, низкая безработица вызывает тенденцию к более высо­кой инфляции, в то время как высокая безработица сопровождается низкой инфляцией.

Кривая Филлипса дает возможность найти компромисс между темпом инфляции и уровнем безработицы, оценить последствия проведения того или иного курса.

Безработица — это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица означает неспособность государства эффектив­но использовать один из важнейших факторов производства — труд. Причинами безработицы являются: падение темпов экономического роста, технический прогресс, структурная перестройка экономики, инфляция, демографическая политика государства.

Основными формами безработицы являются: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, застойная.

Фрикционная безработица охватывает работников, которые ищут или ждут получения работы в ближайшее или будущее вре­мя.

Структурная безработица вызвана действием научно-техни­ческого прогресса, существованием диспропорций в развитии отраслей, географического распределения рабочих мест.

Циклическая безработица вызвана спадом производства. Она затрагивает все сферы и отрасли экономики.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, перенаселением. Охватывает наиболее профессионально неподго­товленную часть трудовых ресурсов.

Закон Оукена гласит, что превышение фактического уров­ня безработицы на1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВНП в среднем на 3%.

Закон Оукена — экономический закон, устанавливающий коли­чественную зависимость между темпами экономического роста (увеличением или уменьшением ВНП — валового национального продукта) и темпами изменения уровня безработицы (увеличение или уменьшение доли безработных в составе совокупной рабочей силы страны).

Согласно закону Оукена ежегодный прирост реального валового национального продукта примерно на 2,7% удерживает долю без­работных на постоянном уровне. Каждые дополнительные два про­центных пункта прироста реального валового национального про­дукта уменьшают долю безработных на один процентный пункт. Наоборот, каждое дополнительное сокращение темпов прироста валового национального продукта на два процентных пункта вызы­вает рост нормы безработных на один процентный пункт.

Отсюда следуют два важных положения.

Первое положение: определение величины роста валового национального продукта необходимо только для того, чтобы предотвратить рост нормы безработицы. Численность рабочей силы каждый год увеличивается, а в условиях научно-техниче­ской революции эффективность ее использования возрастает, т.е. ее использование становится более производительным. По этим причинам от 2,5 до 3% ежегодного прироста реального валового национального продукта необходимо для создания новых рабочих мест, что поможет удержать безработицу на прежнем уровне.

Второе положение: закон Оукеиа описывает изменение доли безработных в зависимости от изменения темпов прироста валово­го национального продукта. Более быстрый рост валового нацио­нального продукта сокращает безработицу, тогда как отдельное падение темпов роста валового национального продукта увеличи­вает долю безработных.

Если темпы прироста увеличиваются, например, с 3 до 5%, то доля безработных уменьшается примерно на один процентный пункт. В свою очередь уменьшение нормы прироста с 4 до 2% уве­личивает долю безработных примерно на один процентный пункт.

Как правило, в свободной рыночной экономике реально сущест­вующая занятость ниже естественного уровня, и государство вы­нуждено оказывать социальную поддержку безработным.

Наиболее эффективными способами сокращения безработицы являются: обеспечение устойчивого экономического роста, разум­ная политика государства по регулированию социально-экономи­ческих процессов.

Экономический цикл (цикл деловой активности)— это регу­лярно повторяющиеся периоды в развитии национальной эконо­мики. Экономический цикл включает в себя ряд последовательно сменяющих друг друга фаз экономической активности, выражаю­щих неравномерность развития национальных хозяйств и эконо­мического процесса в целом.

Циклы экономической активности неодинаковы и различаются по своей продолжительности, по длительности отдельных фаз, по высоте максимума и глубине минимума. Циклы развития общест­венного производства можно классифицировать в соответст­вии с их продолжительностью. Следует выделить кратко­срочные,среднесрочные идолгосрочные циклы.

Краткосрочные циклы— это колебания рыночной конъюнк­туры, изменения соотношения «спрос — предложение» под влия­нием сезонных факторов. Особенно наглядно такие циклы прояв­ляются в сельскохозяйственном производстве, гостиничном и туристическом бизнесе.

Среднесрочные циклы— это циклы воспроизводства основно­го капитала и соответствующего изменения рыночной конъюнкту­ры. Характер изменения среднесрочных экономических циклов во многом зависит от того, какой фазе долгосрочного цикла они соот­ветствуют.

Долгосрочные циклы,или «длинные волны».

Циклы экономической активности относятся кмалым экономи­ческим циклам продолжительностью до 10 лет. Они развиваются на фоне больших циклов экономического развития продолжитель­ностью до 50-60 лет. Они состоят из двух волн колебаний эконо­мической конъюнктуры, каждая из которых длится до 30 лет. В ос нове больших циклов экономического роста лежат революцион­ные изменения в технике и технологии, структуре потребностей и производства.

Цикл экономической активности состоит из четырех последо­вательных фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем (рис. 24).

Главное значение в экономическом цикле имеет фаза кризиса, в которой выражены основные черты и противоречия циклическо­го процесса воспроизводства.

Кризис — это резкое нарушение существовавшего равновесия в результате нараставших диспропорций. Происходит сокраще­ние спроса, избыток предложения. Трудности со сбытом приво­дят к сокращению производства и росту безработицы. Снижение покупательной способности населения еще больше осложняет сбыт. Курсы ценных бумаг падают, наступает волна банкротства и массового закрытия предприятий. На данной стадии падение де­ловой активности достигает низшей точки. В фазе кризиса объем производства снижается до минимального уровня, растет безрабо­тица. «Кризис» завершается наступлением «депрессии».

Депрессия, или застой. На этой фазе наступает определенная стабилизация. Падение макроэкономических показателей — ВВП, объема промышленной продукции и других — останавливается. Цена, заработная плата, безработица стабилизируются на опре деленном уровне. Ставка ссудного процента понижается, т.к. деловая активность невысока и спрос на деньги относительно невелик. Фаза депрессии характеризуется медленными или нулевы­ми темпами роста производства, присущими застойному состоянию экономики. На данной стадии деловая активность минует низшую точку падения.

Оживление — эта фаза характеризуется периодом медлен­ного роста после некоторой стабилизации. Эта фаза цикла, как правило, не бывает ярко выраженной, с резким и четким началом, но здесь все экономические показатели, отражающие состояние экономики, получают тенденцию положительного роста. Посте­пенно увеличиваются цены, занятость, заработная плата, при­быль, ставка ссудного процента. В фазе оживления темпы роста повышаются, растут объемы производства, инвестиции и заня­тость приближаются к максимуму предыдущего цикла. В период оживления деловая активность растет, достигая высшей точки пре­дыдущего цикла. Оживление переходит в фазу подъема.

Подъем — происходит рост всех макроэкономических показа­телей. Растущие цены компенсируются ростом заработной пла­ты и прибыли, весь объем выпущенной продукции поглощается растущим спросом, повышается уровень занятости, и трудовые ресурсы становятся лимитирующим фактором дальнейшего раз­вития. Фаза подъема через некоторое время достигает высшей точки предыдущего цикла, которая и называется процветанием или бумом.

Земля — это ресурс, который не производится, а существует как природный объект, который количественно ограничен.

Поскольку предложение земли совершенно неэластично, ее цена полностью определяется спросом на нее. В этом случае кривая спроса для потребителей является кривой предельного продукта, выраженного в денежной форме. Предельный продукт от земельно­го участка уменьшается по мере увеличения его площади и фикса­ции инвестированной рабочей силы и физического капитала в ре­зультате действия закона убывающей доходности. Поэтому кривая спроса имеет нисходящий характер (рис. 18).

Как показано на рисунке, кривая предложения земли имеет вид абсолютно вертикальной линии. В условиях относительной неэлас­тичности предложения земли, ее ресурсов и недвижимости как факторов производства рыночный спрос выступает важнейшим условием ценообразования.

Земельная рента — это часть прибыли, возникающей при ис­пользовании невоспроизводимого производственного фактора — земли. Выделяют две формы земельной ренты — дифференциаль­ную и абсолютную.

Дифференциальная рента — это рента с более выгодным участ­ком земли. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента П. Условиями возникновения дифференциальной ренты I являются различия в плодородии отдельных участков земли и различия в местополо­жении участков земли по отношению к рынку сбыта. Дифферен­циальная рента //связана с дополнительными вложениями в землю.

Дифференциальная рента возникла как результат ограниченно­сти земли, поэтому цена производства сельскохозяйственной продукции определяется условиями производства не на средних и лучших участках, а на худших, т.к. продукт, полученный только с лучших и средних участков, не достаточен для покрытия об­щественного спроса. В результате образуется дополнительная прибавочная стоимость, представляющая собой разность между ценой производства на худших участках (общественная цена про­изводства) и индивидуальной ценой производства на средних и лучших участках.

Дифференциальная рента II возникает на основе интенсивного ведения хозяйства, дополнительного вложения капитала (удобре­ния, орошения, осушения и других дополнительных мер).

Абсолютная земельная рента связана с наличием частной соб­ственности на землю. Условием абсолютной ренты является низ­кое органическое строение капитала в сельском хозяйстве.

Таким образом, главным условием образования земельной ренты являются:

• ограниченность плодородных земель;

• монополия на землю как объект собственности или как объект
хозяйствования;

• низкое ограничение строения капитала в сельском хозяйстве.

Земельная рента — это часть прибыли, возникающей при ис­пользовании невоспроизводимого производственного фактора — земли.

Земля — это ресурс, который не производится, а существует как природный объект, который количественно ограничен.

• В условиях.рыночной экономики земля приобретает товарную

форму: она покупается и продается.

Поскольку, владея землей, собственник постоянно получает до­ход в виде ренты, то он продает свой участок за такую сумму, которая, будучи положенной в банк, будет приносить ему доход не меньший, чем полученная им рента.

Цена земли зависит от двух главных величин:

• размеров земельной ренты, которую может получить земле­
владелец, став собственником данного участка;

• ставки ссудного процента.

Таким образом, цена земли представляет собой капитализи­рованную земельную ренту.

Цена земли — капитальная земельная рента, которая, будучи превращенной в капитал (денежные средства, вырученные от про­дажи земельного участка), приносит доход в виде процента, равно­го по величине размеру ренты. На основе частной собственности на землю возникают купля и продажа земли. Земельные участки имеют определенные цены. Однако цена земли отличается от цен обыкновенных товаров. Земля — это благо природы, а не про­дукт труда. Тем не менее она принимает товарную форму, она продается и покупается. Земельные участки отныне наряду с арен­дой продаются гражданам и юридическим лицам в Российской Фе­дерации.

Спрос— это желание и способность покупателей приобрес­ти какое-либо количество товара или услуг по данной цене, в дан­ное время. При этом необходимо четко разграничить два экономи­ческих понятия: «спрос» и «потребности». Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.

Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других това­ров (товаров-заместителей), доходов покупателей и их вкусов.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на ко­торый будет предъявляться спрос, при каждом уровне цен может быть представлена в виде графика (рис. 12).

Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Между ценой товара и объемом спроса на него существует об­ратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической тео­рии получила название «закона спроса»; чем выше цена, тем меньше величина спроса.

Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены

На изменение спроса влияют следующие неценовые факторы:

° изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортив­ную обувь связано с тем, что среди молодежи стало модно но­сить эту обувь каждый день; ° число покупателей;

° изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: ме­бель, бытовую технику, высококачественные продукты пи­тания;

° изменение цен на другие товары, особенно на товары-замени­тели. Так, рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин;

° изменение структуры населения. Например, старение населе­ния. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

Когда изменяются неценовые факторы, при каждой цене коли­чество товаров, которые покупатели желают приобрести, меняется. Следовательно, меняется и весь спрос: кривая спроса сдвигается влево или вправо. Если спрос растет, то кривая спроса сдвигается вправо, а если падает— влево.

Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов покупателей.

Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэф­фициент эластичности спроса. Он определяется как отношение процента изменения объема спроса к проценту изменения цены.

Если обозначить цену как Р, а величину спроса — как Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Кэ равен:

Кэ =∆Q(%)/∆Р(%)

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объ­ема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

1. Эластичный спрос — спрос, для которого коэффициент
эластичности больше единицы (Кэс > 1); процент изменения вели­
чины спроса больше процента изменения товара.

2. Спрос имеет единичную эластичность в том случае, когда
коэффициент эластичности равен единице (Кэс =1); процент изме­
нения величины спроса равен проценту изменения цены.

3. Неэластичный спрос, или низкая эластичность — коэффи­
циент эластичности такого спроса меньше единицы (К^ < 1); про­
центное изменение больше процентного изменения объема спроса.

4. Совершенно неэластичный спрос — случай, когда измене­
ние цены не влечет за собой изменения величины спроса на товар
(К^ = 0); величина спроса одинакова при любых ценах.

5. Совершенно эластичный спрос — случай, когда изменение
величины спроса не требует изменения цены товара; случай, когда
покупатели готовы покупать весь имеющийся на рынке товар по
неизменной цене.

Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спро­са может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (па­дает), цена постоянна, Кэ = ∞.

Эластичность спроса зависит от многих факторов:

• наличия товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных
товаров является соль, ее нельзя ничем заменить;

• удельного веса стоимости товара в бюджете потребителя;

• размера дохода покупателей. При этом цена не меняется, изме­
няется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее
спрос на него;

• качества товаров. Чем выше качество, тем менее эластичен
спрос;

• степени необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши — более эластичен; ° размера запасов товара;

• потребительского ожидания.

Эластичность предложения — это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение процента изменения объема предложения к проценту изменения цены товара.

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предло­жения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предло­жения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, — предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополни­тельного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия произ­водства.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковре­менный, среднесрочный и долговременный. В краткосрочном пе­риоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продук­ции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна пе­рестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период элас­тичность предложения достигает максимальной величины, в крат­косрочный период она абсолютно неэластична.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установле­нию рыночной (равновесной) цены.

Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Равновесная цена— это такая цена, при которой объем спро­са равен объему предложения, и этот объем является соответ­ственно равновесным.

Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффектив­ность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.

В графической модели рынка экономическое равновесие до­стигается в точке пересечения кривых спроса и предложения. Так, в точке С объем предложения Qs будет равен объему спроса QD, благодаря чему устанавливается цена равновесия Ре, одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов (рис. 14).

На изменение рыночной цены влияют:

• возникающий неудовлетворительный спрос — ведет к повыше­
нию цен;

• избыточное предложение — приводит к снижению цен до уров­
ня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновес­ная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок являет­ся сбалансированным. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая, другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей из­менить ситуацию на рынке.

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и пред­ложения:

• возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;

• уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;

• возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;

уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.

Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров уменьшения или увеличения спроса, увеличе­ния или уменьшения предложения. Исходя из этого, формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:

1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равно­
весного количества товаров;

2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены,
и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равно­
весной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равно­
весной цены и уменьшение равновесного количества товаров.
Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.

На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и пред­ложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию, на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономиче­ской системы в целом.

Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конк­ретных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не дос­тигается.

И все же на практике согласно закону равновесия спроса и пред­ложения формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.

В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, во­левым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия.

Важным элементом рынка труда является заработная плата, т.е. цена труда.

Существуют различные определения заработной платы. Одним из самых распространенных является следующее: заработная плата — денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд, регулируемое трудовым дого­вором.

В зависимости от того, кем является работодатель, или в зависи­мости от характера оказываемых услуг заработная плата может называться по-разному: жалование (гражданских чиновников), де­нежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руко­водителей кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д.

Существуют две формы заработной платы: повременная и сдельная.

Повременная заработная плата зависит от отработанного времени и квалификации работника, т.е. это оплата труда за про­работанное время, зависящая от квалификации работника. Эта фор­ма заработной платы применяется в условиях регламентированных, заданных технологических режимов, поэтому в эпоху научно-тех­нической революции она стала преобладающей.

Сдельная заработная плата(или поштучная) устанавлива­ется в зависимости от объема и качества произведенной про­дукции,т.е. это оплата труда за количество и качество произведен­ной продукции.

Каждая форма заработной платы имеет свои системы заработ­ной платы (табл. 3).


Повременная форма заработной платы имеет две основные системы. Простая повременная определяется только почасовой ставкой и фактически отработанным временем в зависимости от ква­лификации. Повременно-премиальная система предполагает еще и премию за достижение каких-либо повышенных показателей.

Сдельная форма оплаты труда имеет четыре системы. Прямая сдельная — оплата труда производится по неизменным расценкам и независимо от степени выполнения нормы выработки. Сдельно-прогрессивная система предусматривает два уровня поштучных расценок: обычные (по выпуску продукции в пределах норм выра­ботки) и повышенные (за выпуск изделий сверх норм). Сдельно-премиальная система оплаты по неизменным расценкам предус­матривает премирование за достижение определенных трудовых показателей. Аккордная оплата труда (от лат. accordo — договор, соглашение) — это заработная плата по договору, которым уста­навливаются общая сумма заработка за определенный объем, сро­ки и качество выполненных работ, кроме того, предусмотрено премирование за определенные показатели работы.

Тарифная система носит обязательный характер для отраслей, финансируемых из государственного бюджета (единая тарифная система ETC), и устанавливается правительством.

Рынок— это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок как конку­рентный механизм, управляющий движением спроса и предло­жения и отражающий их взаимодействие через систему цен.

В широком значении рынок — это такая организация общест­венного производства, при которой производители товаров ориен­тируются на спрос покупателей, сами решают:

• когда, в каком количестве и какие товары производить;

• как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);

• для какого потребителя производить товары.

Для нормального функционирования рынка необходимы опре­деленные условия, основными из которых являются:

• свобода предпринимательской деятельности;

• конкуренция (совершенная и несовершенная);

• свободное ценообразование;

• наличие необходимых структурных элементов рынка (спрос,
предложение, цена);

• развитие инфраструктуры рынка;

• стабильная финансовая и кредитно-денежная система;

• наличие различных форм собственности.

Функции рынка

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказы­вает большое влияние на все стороны жизни общества. Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.

Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систе­му экономически обособленных товаропроизводителей и потре­бителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами свой деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгод­ной является та или иная технологическая и экономическая взаи­мосвязь между конкретными участниками общественного произ­водства:

Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воз­действием рынка на все сферы экономики и прежде всего на произ­водство. Рынок дает ответ на вопросы: что? как? для кого произво­дить? Рынок немыслим без конкуренции.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия произ­водителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услу­ги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам произ­водства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очи­щает общественное производство от экономически неустойчи­вых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает «зеленый свет» более предприимчивым и эффективным.

Классификация рынков

Современный рынок отличается сложной структурой. Для луч­шего понимания сущности рыночных отношений ученые-эконо­мисты предлагают следующую классификацию рынков (рис. 9).


В системе рыночного регулирования главную роль контроли­рующего механизма играет конкуренция. Именно конкуренция заставляет производителей удовлетворять общественные по­требности наилучшим образом. Механизм рыночной конкурен­ции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствова­нию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

Рыночная экономика доказала свою высокую эффективность при решении следующих задач:

• обеспечение взаимосвязи производства и потребления;

• общественная оценка результатов труда самостоятельно хозяй­ствующих субъектов;

в свободное ценообразование;

° «оздоровление» (санация) экономики;

° всеобщность конкуренции.

Инфраструктура рынка — комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к обес печению бесперебойного функционирования рыночного механизма и непрерывности воспроизводственного процесса при реализа­ции товаров и услуг на основе цен, достигаемых на рынке равнове­сием платежного спроса и предложения. Развитая инфраструкту­ра рынка создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стои­мости.

Инфраструктура обладает способностью быстро реагировать на сигналы, идущие от спроса к предложению. Это дает возмож­ность рынку оперативно справляться с возникающими диспропор­циями и дефицитами в экономике, а значит, поддерживать в ней необходимое равновесие.

Основными институтами инфраструктуры рынка явля­ются: коммерческие банки, фондовые биржи, страховые компа­нии, аудиторские конторы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро.

Наши рекомендации