Какова последовательность проектирования БД?
Этапы проеᶤктирования и создания базы данных опреᶤдеᶤляются слеᶤдующеᶤй послеᶤдоватеᶤльностью:
- построеᶤниеᶤ информационно-логичеᶤской модеᶤли данных преᶤдмеᶤтной области;
- опреᶤдеᶤлеᶤниеᶤ логичеᶤской структуры реᶤляционной базы данных;
- конструированиеᶤ таблиц базы данных;
- созданиеᶤ схеᶤмы данных;
- ввод данных в таблицы (созданиеᶤ записеᶤй);
- разработка неᶤобходимых форм, запросов, макросов, модулеᶤй, отчеᶤтов;
- разработка пользоватеᶤльского интеᶤрфеᶤйса.
В процессе разработки модели данных необходимо выделить информационные объекты, соответствующие требованиям нормализации данных, и определить связи между ними. Эта модель позволяет создать реляционную базу данных без дублирования, в которой обеспечивается однократный ввод данных при первоначальной загрузке и корректировках, а также целостность данных при внесении изменений.
При разработке модели данных могут использоваться два подхода. В первом подходе сначала определяются основные задачи, для решения которых строится база, выявляются потребности задач в данных и соответственно определяются состав и структура информационных объектов. При втором подходе сразу устанавливаются типовые объекты предметной области. Наиболее рационально сочетание обоих подходов.
Процесс выделения информационных объектов предметной области, отвечающих требованиям нормализации, может производиться на основе интуитивного или формального подхода. Теоретические основы формального подхода были разработаны и полно изложены в монографиях по организации баз данных известного американского ученого Дж. Мартина.
При интуитивном подходе легко могут быть выявлены информационные объекты, соответствующие реальным объектам. Однако получаемая при этом информационно-логическая модель, как правило, требует дальнейших преобразований, в частности преобразования много-многозначных связей между объектами.
Рассмотрим формальные правила, которые могут быть использованы для выделения информационных объектов:
• на основе описания предметной области выявить документы и их атрибуты, подлежащие хранению в базе данных;
• определить функциональные зависимости между атрибутами;
• выбрать все зависимые атрибуты и указать для каждого все его ключевые атрибуты, т. е. те, от которых он зависит;
• сгруппировать атрибуты, одинаково зависимые от ключевых атрибутов. Полученные группы зависимых атрибутов вместе
• с их ключевыми атрибутами образуют информационные объекты. При определении логической структуры реляционной базы данных на основе модели каждый информационный объект адекватно отображается реляционной таблицей, а связи между таблицами соответствуют связям между информационными объектами.
• В процессе создания сначала конструируются таблицы базы данных, соответствующие информационным объектам построенной модели данных. Далее может создаваться схема данных, в которой фиксируются существующие логические связи между таблицами. Эти связи соответствуют связям информационных объектов.
• После формирования схемы данных осуществляется ввод непротиворечивых данных из документов предметной области.
• На основе созданной базы данных формируются необходимые запросы, формы, макросы, модули, отчеты, производящие требуемую обработку данных базы и их представление.
• С помощью встроенных средств и инструментов базы данных создается пользовательский интерфейс, позволяющий управлять процессами ввода, хранения, обработки, обновления и представления информации базы данных.
Практическая часть
Вариант 5
1. Реализуйте следующие таблицы средствами СУБД Access (приведите структуры таблиц):
Данные об отгрузке изделий из цеховых накладных
№ накладной | Код изделия | № цеха | Количество изделий, комплектов, шт. |
Справочник готовой продукции
Наименование изделия | Код изделия | Единица измерения изделия, комплекта | Цена за единицу изделия, комплекта, руб. |
Мясорубка | Шт. | ||
Термос | Шт. | ||
Спец. Продукция №1 | Шт. | ||
Спец. Продукция №2 | Шт. |
2. Установите связи между таблицами (приведите схему данных), объясните тип связи.
3. На основании таблиц создайте отчет «Отгрузка готовой продукции цехами на склад».
4. Создайте запрос для получения информации об отгрузке для любого, задаваемого в запросе изделия (запрос с параметрами). Приведите созданный запрос в режиме конструктора.
Решение
Структура таблицы «Отгрузка» приведена на рисунке 1.
Рис.1. Таблица «Отгрузка» в режиме конструктора
Структура таблицы «Готовая продукция» приведена на рисунке 2.
Рис.2. Таблица «Готовая продукция» в режиме конструктора
Рис.3. Таблица «Отгрузка»
Рис.4. Таблица «Готовая продукция»
Рис. 4. Схема данных
На рисунке 4 изображена схема данных, таблица «Готовая продукция» имеет ключевое поле «Код изделия» то есть, значения в этом поле уникальны и не могут повторяться. По этому при связи с таблицей «Отгрузка» по полю «Код изделия» образуется связь «Один ко многим».
Рис. 5. Отчет об отгрузках в режиме просмотра
Рис. 6. Отчет об отгрузках в режиме конструктора
Рис. 7. Запрос об отгрузках в режиме конструктора
Список используемой литературы
1. Обухов Н. П. Разработка баз данных в Microsoft Access— СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2013 г.- 92 с.
2. Кошелев В.Е. Access 2003. Практическое руководство— М.: Бином-Пресс, 2012г.- 464 с.
3. Базы данных [Электронный ресурс] url: http://ksfei.blogspot.ru/2010/01/15.html
4. Использование программы "1С: Бухгалтерия предприятия 8.0" [Электронный ресурс] url: http://www.be5.biz/ekonomika3/105636.htm