ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Методические рекомендации
Методические рекомендации
По выполнению и защите
Выпускной квалификационной работы
для специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность»
Вологда – 2016
Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы для специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. - 58 с.
Составители:
Боровиков С.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права
и криминологии;
Кириловская Н.Н., к.ю.н., доцент, начальник кафедры государственно-правовых дисциплин;
Колпакова Л.А., к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности;
Завитова С.В., к.ю.н., доцент, начальник кафедры административно-правовых дисциплин;
Мельникова Н.А., к.ю.н., доцент кафедры административно-правовых дисциплин;
Моторова Н.В., преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин;
Перебинос Ю.А., к.и.н., доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин;
Потапов А.М., к.ю.н., доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными;
Софронова С.А., к.ю.н., доцент, начальник юридического факультета.
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о высшем образовании и локальными нормативными актами Вологодского института права и экономики ФСИН России. Рекомендации предназначены для выпускников юридического факультета, обучающихся по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность». Методические рекомендации содержат систематизированное изложение основных требований, предъявляемых к подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы.
Рассмотрены и одобрены на заседании совета юридического факультета от 31.10.2016, протокол № 3.
© Вологодский институт права
и экономики ФСИН России, 2016.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |||||
Введение .............................................................................................................. | |||||
1. Организация выполнения выпускной квалификационной работы………. | |||||
1.1.Этапы и сроки выполнения ………………………………………… | |||||
1.2.Выбор и утверждение темы ………………………………………... | |||||
1.3.Руководитель и консультанты ……………………………………... | |||||
1.4.Задание и график выполнения ……………………………………... | |||||
1.5.Обязанности обучающегося при выполнении выпускной квалификационной работы …………………………………………….. | |||||
1.6.Подготовка к защите ……………………………………………….. | |||||
1.7.Защита выпускной квалификационной работы…………………… | |||||
1.8. Критерии оценки выпускной квалификационной работы……….. | |||||
2. Структура и содержание выпускной квалификационной работы……….. | |||||
2.1.Основные требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе ……………………………………………... | |||||
2.2.Основные элементы выпускной квалификационной работы ……. | |||||
3. Оформление выпускной квалификационной работы……………………... | |||||
3.1.Общие правила оформления текста ……………………………….. | |||||
3.2.Оформление цитат ………………………………………………….. | |||||
3.3. Оформление библиографических ссылок (сносок) ……………… | |||||
3.4.Оформление списка использованных источников………………... | |||||
3.5.Оформление таблиц и иллюстраций………………………………. | |||||
3.6.Оформление приложений …………………………………………. | |||||
4. Приложения ………………………………………………………………… | |||||
1. Бланк задания на выполнение выпускной квалификационной работы …………………………………………………………………… | |||||
2. Бланк плана-графика ………………………………………………… | |||||
3. Бланк отзыва научного руководителя………………………………. | |||||
4. Оценочный лист научного руководителя …………………………... | |||||
5. Бланк рецензии ………………………………………………………. | |||||
6. Оценочный лист рецензента ………………………………………… | |||||
7.Бланк листа нормоконтроля …………………………………………. | |||||
8. Образец оформления титульного листа ……………………………………… | |||||
9. Образец оформления оглавления …………………………………… | |||||
10. Образец оформления введения, заключения…………………….. | |||||
11.Образец оформления списка использованных источников………………………………………...................................... | |||||
12. Общепринятые сокращения ………………………………………... | |||||
13. Примерный план выступления на защите ………………………… | |||||
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. №273-ФЗ, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001.65 «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) специалист), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» от 29.06.2015 № 636, и являются составной частью государственной итоговой аттестации выпускников Вологодского института права и экономики ФСИН России, завершающих обучение по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».
Требования к выпускной квалификационной работе определяются федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования; Положением о подготовке выпускных квалификационных работ по программа бакалавриата и специалитетав федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (Приказ ВИПЭ ФСИН России от 1.04.2016 №121).
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы должны продемонстрировать должный уровень овладения выпускником необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, подтвердить сформированность компетенций, позволяющих самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность.
В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы выпускник должен продемонстрировать овладение следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
1) общекультурные компетенции:
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
(ОК-10);
способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15);
способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16);
2) профессиональные компетенции в области правотворческой деятельности:
способность разрабатывать нормативные акты, участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности (ПК-1);
3) профессиональные компетенции в области правоприменительной деятельности:
способность разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);
4) профессиональные компетенции в области экспертно-консультационной деятельности:
способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
5) профессиональные компетенции в области оперативно-служебной деятельности:
способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10);
способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-26);
6) профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности:
способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);
способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);
способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований
(ПК-35);
7) профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
способность проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36);
способность осуществлять правовое информирование и воспитание
(ПК-37).
Уровень формирования отдельных профессиональных компетенций определяется вариативно, с учетом темы выпускной квалификационной работы:
профессиональные компетенции в области оперативно-служебной деятельности:
способность выявлять, пресекать уголовные преступления и административные правонарушения (ПК-12);
способность раскрывать преступления (ПК-13);
способность осуществлять производство дознания по уголовным делам (ПК-14);
способность организовывать и осуществлять розыск лиц (ПК-15);
способность обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-16);
способность осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и иные виды административных производств (ПК-17);
способность применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-18);
способность осуществлять профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования закономерностей преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений (ПК-19);
способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-20);
способность использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности
(ПК-21);
способность эффективно использовать при выполнении профессиональных задач криминалистическую и специальную технику, применяемую в деятельности правоохранительных органов (ПК-24);
способность соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-27);
способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-28);
профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности:
способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-30);
способность выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-31);
способность осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с муниципальными органами охраны общественного порядка, трудовыми коллективами, гражданами, со средствами массовой информации (ПК-32).
Настоящие рекомендации определяют основные требования к содержанию выпускной квалификационной работы, обозначают ее структуру, требования к оформлению, подготовке и защите. Освещены и некоторые иные вопросы, имеющие значение как для обучающихся, так и для научных руководителей и рецензентов выпускных квалификационных работ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Этапы и сроки выполнения
Разработка выпускной квалификационной работы осуществляется в сроки, определенные графиком учебного процесса в рабочем учебном плане по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность».Условно последовательность всех работ, связанных с выполнением исследования,можно разбить на следующиеэтапы:
Предварительный: выбор темы, получение задания на выполнение работы; подбор и изучение литературы (нормативных правовых актов, монографий, статей и т.п.), а также, при необходимости, практических материалов (материалов деятельности органов и учреждений ФСИН России, иных правоохранительных органов); составление плана работы; составление плана-графика выполнения работы;
Основной: написание работы; представление работы научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нем замечаний;
Заключительный: получение положительного отзыва научного руководителя, представление работы на кафедру; рецензирование работы; защита работы в государственной экзаменационной комиссии.
На предварительном этапе обучающийся осуществляет предварительный выбор темы выпускной квалификационной работы. В соответствии свыбранной темой начальник кафедры назначает научного руководителя выпускной квалификационной работы. При необходимости начальник кафедры может дополнительно назначить научного консультанта. Окончательная формулировка темы выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем (консультантом), после чего обучающийся подает рапорт на имя начальника факультета, в котором он просит закрепить за ним научного руководителя и выбранную тему. Заявленная тема выпускной квалификационной работы утверждается приказом начальника института.
Одновременно обучающийся с научным руководителем (консультантом) составляет примерный перечень вопросов, подлежащих разработке, определяются основные источники научной и учебно-методической литературы, требующие изучения при подготовке и написании выпускной квалификационной работы. После этого научный руководитель оформляет задание на выполнение выпускной квалификационной работы и передает его обучающемуся.
Обучающийся должен изучить рекомендованную научным руководителем литературу (нормативные правовые акты, монографии, учебники, статьи, а также практические материалы) и составить примерный библиографический список тех источников, которые используются при написании выпускной квалификационной работы. На данном этапе начальник кафедры производит утверждение задания на выполнение выпускной квалификационной работы (приложение 1) и плана-графика (приложение 2), а обучающийся совместно с научным руководителем разрабатывает индивидуальный план-задание для прохождения преддипломной практики в соответствии с темой выпускной квалификационной работы (см.: Программу и методические рекомендации по прохождению преддипломной практики). Данный план-задание также подлежит утверждению начальником кафедры.
На основном этапе обучающийся изучает научную литературу и законодательство по теме исследования, в период преддипломной практики осуществляет сбор и обобщение фактического материала.
В период, предусмотренный графиком учебного процесса на выполнение выпускной квалификационной работы, проводится исследовательская работа в соответствии с утвержденным планом-графиком, осуществляется написание и оформление материалов выпускной квалификационной работы, после чего окончательный вариант представляется научному руководителю.
На заключительном этапе обучающийся должен получить положительный отзыв от научного руководителя, пройти предварительную защиту на кафедре. После кафедральной предзащиты обучающийся представляет выпускную квалификационную работу на рецензирование квалифицированным сотрудникам органов исполнения наказания, других организаций, учреждений и ведомств, а также лицам из числа профессорско-преподавательского состава института или других образовательных учреждений. Рецензент утверждается на заседании кафедры по представлению научного руководителя. Рецензент в установленной форме составляет рецензию на выпускную квалификационную работу и заполняет оценочный лист. После получения положительной рецензии обучающийся готовит текст выступления к публичной защите выпускной квалификационной работы и оформляет иллюстративный материал (презентации, схемы, таблицы, диаграммы), используемый им во время публичной защиты. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется в период государственной итоговой аттестации.
Выбор и утверждение темы
Тема выпускной квалификационной работы выбирается обучающимся самостоятельно в соответствии с тематикой, разработанной кафедрой, и индивидуальными научными предпочтениями (интересами). Выпускник может самостоятельно предложить кафедре тему выпускной квалификационной работы, не включенную в примерную тематику, или несколько изменить ее название, обосновав при этом важность и целесообразность разработки.
При выборе темы учитываются следующие обстоятельства:
- соответствие темы планируемому месту прохождения преддипломной практики;
- возможность использования конкретных материалов базы преддипломной практики для подготовки выпускной квалификационной работы;
- соответствие темы научным интересам обучающегося, проявленным им ранее при подготовке научных докладов, статей, курсовых работ.
Тема должна отвечать требованиям актуальности, иметь практическое значение для уголовно-исполнительной системы, соответствовать профилю кафедры, на которой выполняется научное исследование. Формулировка темы должна быть краткой, отражать суть выпускной квалификационной работы, содержать указание на объект и предмет исследования.
В рапорте на имя начальника факультета указывается выбранная тема выпускной квалификационной работы. Данный рапорт подписывается научным руководителем и согласовывается с начальником кафедры. На основании рапорта тема выпускной работы и научный руководитель закрепляются за выпускником приказом ВИПЭ ФСИН России.
Обучающийся, изъявивший желание изменить тему выпускной квалификационной работы, обязан письменно ходатайствовать перед начальником кафедры об этом, подробно изложив причины данного решения. В случае признания данных причин уважительными, начальник кафедры должен обосновать необходимость изменения темы в рапорте, который согласовывается с заместителем начальника института по учебной работе. Тема выпускной квалификационной работы может быть изменена только приказом начальника института. После утверждения руководством института соответствующих изменений обучающийся имеет право предъявить к защите выпускную квалификационную работу по новой теме. Изменение темы выпускной квалификационной работы допускается только до прохождения процедуры предзащиты.