Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Памятка

для студентов направления 080100 «Экономика»,

занимающихся изучением дисциплины «Микроэкономика»

По модульно-рейтинговой системе

Лекции- 35 час

Семинары -70 час

Экзамены (1, 2 семестр)

СРС- 111 час

1. Цели курса «Микроэкономика» и требования к результатам его усвоения

Ос­нов­ны­ми це­ля­микур­са «Микроэкономика» яв­ля­ют­ся:

- об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная пер­во­на­чаль­ная эко­но­ми­че­ская под­го­тов­ка, по­зво­ляю­щая сту­ден­там ори­ен­ти­ро­вать­ся в ос­нов­ных про­бле­мах эко­но­ми­ки и даю­щая воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но про­дол­жить эко­но­ми­че­ское об­ра­зо­ва­ние в магистратуре, вести расчетно-экономическую, аналитическую и научно-исследовательскую работу;

- пер­во­на­чаль­ная про­фес­сио­наль­ная под­го­тов­ка, обес­пе­чи­ваю­щая воз­мож­ность эко­но­ми­че­ски ра­цио­наль­но вес­ти ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­скую, преподавательскую и пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность на пред­при­яти­ях и в уч­ре­ж­де­ни­ях лю­бой фор­мы соб­ст­вен­но­сти;

- фор­ми­ро­ва­ние со­вре­мен­но­го эко­но­ми­че­ско­го мыш­ле­ния на ос­но­ве вы­ра­бот­ки пред­став­ле­ний об ок­ру­жаю­щем ми­ре, о струк­ту­ре и функ­ци­ях ос­нов­ных звень­ев эко­но­ми­ки, о ло­ги­ке и эф­фек­тив­но­сти эко­но­ми­че­ских про­цес­сов, прин­ци­пах при­ня­тия оп­ти­маль­ных эко­но­ми­че­ских ре­ше­ний, пра­во­вых и эти­че­ских ос­но­вах функ­цио­ни­ро­ва­ния и взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­тов эко­но­ми­ки.

В результате изучения курса «Микроэкономика» в первом и во втором семестрах обучающийся должен:

знать:

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты микроэкономического анализа;

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

- методы построения моделей поведения, эконометрических явлений и процессов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;

-основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

- рассчитывать на основе типовых методик экономические и социально-экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

владеть:

- методологией экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.

Содержание дисциплины

В соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса АФ РАНХиГС изучение дисциплины «Микроэкономика» осуществляется в течение первого и второго семестров. Учебным планом предусмотрены следующие формы промежуточного контроля: экзамен в первом и во втором семестрах.

В процессе изучения дисциплины «Микроэкономика» будут рассмотрены следующие темы.

СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 1:

Лекции – 8 час.; семинары - 14 час.; СРС – 24 час; 3 теста, домашнее задание

Те­ма 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА:

Ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия эко­но­ми­че­ской нау­ки. Осо­бен­но­сти эко­но­ми­че­ских воз­зре­ний в тра­ди­ци­он­ных об­ще­ст­вах. Сис­те­ма­ти­за­ция эко­но­ми­че­ских зна­ний, пер­вые тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы. Фор­ми­ро­ва­ние и эво­лю­ция со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской мыс­ли. Вклад рос­сий­ских уче­ных в раз­ви­тие ми­ро­вой эко­но­ми­че­ской мыс­ли. Предмет и методология экономической теории.

Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ:

Потребности, ресурсы, выбор. Экономический кругооборот. Основные экономические институты. Основные экономические проблемы. Экономические системы общества.

МОДУЛЬ 2:

Лекции – 7 час.; семинары - 16 час.; СРС – 21 час; 2 теста

Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК:

Спрос и предложение. Равновесие на рынке товара. Эластичность спроса и предложения.

Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:

Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения. Ординалистский подход к анализу потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Бюджетные ограничения. Потребительский выбор. Эффект изменения цены.

СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3:

Лекции – 14 час.; семинары – 22 час.; СРС – 2 час; 3 теста

Те­ма 5. ФИРМА И ПРОИЗВОДСТВО:

Экономическая природа фирмы. Гражданский кодекс РФ об основных организационных формах предпринимательства. Производство в экономической теории. Производственная функция в долгосрочном периоде

Тема 6. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ:

Экономические издержки производства, их структура и виды. Анализ динамики издержек производства. Выбор факторов производства, минимизирующих издержки

Тема 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ:

Сущность, функции, виды и роль в механизме. Функционирования классического рынка. Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции и его эффективность. Рыночная монополия.

МОДУЛЬ 4

Лекции – 6 час.; семинары - 18 час.; СРС – 1 час; тест

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Спрос на факторы производства и правило. Использования ресурсов. Понятие капитала. Рынок капитала и его структура. Спрос, предло­жение и равновесие на рынке. Заемных средств дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений. Рынок труда и заработная плата. Рынок земельных ресурсов и его особенности. Предпринимательство и прибыль. Функции прибыли в экономике. Распределение доходов.

3. Литература и учебно-методические материалы

Основная литература:

1.Микроэкономика: учебник для вузов/С.С. Тарасевич, П.И.Гребенник, А.И.Леусский. – М.:ЮРАЙТ, 2011. – 541 с.

2. Кожекин, Ю.П. Экономическая теория: учебное пособие. /Ю.П.Кожекин, И.Н.Сычева.- Алт.гос.техн.ун-т им. И.И.Ползунова. – 3-е изд. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 290 с.

3. Носова, С.С. Экономическая теория для бакалавров/С.С.Носова, Новичкова В.И.. – М.:КНОРУС, 2011. - 368 с.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – 9-е изд., стер. –М.:КНОРУС, 2011. – 624 с.

2 Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики /Р.М.Нуреев. –М.: Норма, 2008. – 576 с.

3. Нуреев, Р.М. Сборник задач по микроэкономике //Р.М.Нуреев. – М.:Норма – Инфра-М, 2002. – 428 с.

4. Симкина, Л.Г. Микроэкономика для бакалавров: учеб. Пособие /Л.Г.Симкина. – М.:КНОРУС, 2011. – 368 с.

5. Сычева, И.Н. Практикум по микроэкономике /И.Н.Сычева, Ю.А.Тихомирова; Алтайский филиал РАНХиГС. – Барнаул: АЗБУКА, 2013. – 133 с.

6. Экономическая теория. Микроэкономика -1,2 /Под ред. Г.П.Журавлевой. Изд-во: Дашков и Ко, 2011. – 936 с.

4. Методические рекомендации по применению МРС при изучении дисциплины «Микроэкономика»

Модульно –рейтинговая система организации образовательного процесса и оценки качества учебной деятельности студентов (далее МРС) нацелена на улучшение качества образовательного процесса за счет повышения мотивации обучающихся к максимально успешному освоению образовательной программы и объективности выставляемых оценок. В соответствии с требованиями МРС

Для оценки знаний студентов по курсу «Микроэкономика» используется 100-балльная шкала рейтинговых оценок.Это означает, что на всех этапах и во всех формах оценки учебной дея­тельности студентов в ходе освоения ими дисциплины (при проведении внутрисеместровых контрольных ис­пытаний, экзаменов и т.д.) наряду с традиционными вузовскими оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» используются более дифференцированные рейтинговые показатели в 100-балльной шкале. Алгоритм пересчета 100-балльной рейтинговой оценки в академическую 4-х балльную представлен в таблице 1.

Таблица 1. - Пересчет 100-балльной рейтинговой оценки в академическую (4-балльную).

100-балльная шкала Традиционная шкала
0÷49 неудовлетворительно
50÷74 удовлетворительно
75÷84 хорошо
85÷100 отлично

Традиционная шкала используется только в зачётных книжках.

В любой период изучения курса «Микроэкономика» успевае­мость студента оценивается также в 100-балльной шкале в виде текущего рейтинга Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru , который вычисляется по формуле: Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru ,

где Ri – рейтинговая оценка за i-ое контрольное испытание ( Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru ), pi – вес этого контрольного испытания ( Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru ), а суммирование прово­дится по всем контрольным испытаниям с начала семестра до времени вы­числения Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru .

В таблице 2 представлен график запланированных на 1 и 2 семестры контрольных испытаний по курсу «Микроэкономика».

Таблица 2. - График контрольных испытаний по дисциплине «Микроэкономика»

Семестр

Тема Контрольное испытание Вес в итоговом рейтинге
  1 семестр    
1. Экономика как наука Тест* 0,1
Домашняя работа** Тест по истории экономических учений 0,15 0,1
2. Базовые экономические понятия   Тест   0,1
3. Спрос, предложение и рынок   Тест   0,15
4. Поведение потребителя в рыночной экономике   Тест   0,1
Экзамен ***   0,3
  2 семестр  
5. Фирма в рыночной экономике   Тест*   0,1
6. Производство и издержки Домашняя работа ** Тест 0,1 0,15
7. Конкуренция и монополия   Тест   0,15
8. Рынок факторов производства Тест   0,1  
Экзамен ***   0,4

Примечания:

* Все тесты проводятся в течение 80 мин. и включают 10 заданий.

** Каждый студент выполняет домашнюю работу: в первом семестре - по истории экономических учений (объем работы не более 5 печатных листов формата А-4); во втором - в виде расчетного задания по видам издержек производства фирмы. Переписывание домашней работы с целью повышения оценки не разрешается.

*** На экзамене в течение 60 мин. каждый студент выполняет по 8 заданий из разных тем, аналогичных заданиям, включенным в тесты текущего контроля, а также решает две задачи. К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по всем контрольным точкам.

Результат тестов текущего и итогового контроля оценивается по 100-балльной системе следующим образом:

все ответы правильные – 100 баллов

1 ответ неправильный – 90 баллов

2 ответа неправильные – 80 баллов

3 ответа неправильные – 70 баллов

4 ответа неправильные – 60 баллов

5 ответов неправильные – 40 баллов

6 ответов неправильные – 30 баллов

7 ответов неправильные – 20 баллов

8 ответов неправильные – 15 баллов

9 ответов неправильные – 10 баллов

10 и более ответов неправильные – 0 баллов

Зная свои оценки и их веса, студент имеет возможность самостоятельно вычислять значение текущего рейтинга Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru по курсу «Микроэкономика».

Значения текущего рейтинга Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru доводятся до сведения студентов в период аттестаций текущей успеваемости, а также перед итоговым испытанием (экзаменом), когда Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru превращается в семестровый рейтинг по дисци­плине Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru .

В текущей рейтинговой оценке Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru учитывается также академическая активность студентов на семинарских занятиях. Поощрительные баллы (бонусы) за активное участие в семинарских занятиях (выступления, доклады, обсуждение конкретных ситуаций и др.) - Ба начисляются преподавателем индивидуально каждому студенту и могут составить за семестр до 10 баллов.

Кроме того, посещаемость занятий также оценивается дополнительными баллами Бп, определяемыми по схеме:

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru

где П - процент посещений студентом обязательных занятий по дисциплине от общего числа обязательных занятий с начала семестра.

Дополнительными баллами стимулируется также научно-исследовательская работа студентов, их участие в олимпиадах по предмету, выступления на научных студенческих конференциях и т.д. - Бн (до 10 баллов).

Порядок вычисления суммарного семестрового рейтинга Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru определяется по формуле:

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru = Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru + Ба + Бп + Бн

Повышение семестрового рейтинга по учебной дисциплине до начала экзаменационной сессии может быть достигнуто за счёт пересдач контрольных испытаний после полу­чения на них неудовлетворительных оценок (в соответствии с регламентом пересдач, зафиксированным в п. 5 памятки).

Студенты, имеющие по результатам систематической и успешной ра­боты в семестре высокие значения семестрового рейтинга Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru , обеспечивают себе значительные преимущества в период сдачи экзаменов. Автоматически, без экзаменационного испытания, итоговая оценка по микроэкономике выставляется студентам, успешно выполнившим все контрольные точки учебного плана и получившим семестровый рейтинг не менее 85 баллов.

Итоговый рейтинг по микроэкономике Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru с учетом сдачи экзамена вычисляется по формуле:

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru где α – вес итогового испытания Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru , а Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru - его рейтинговая оценка.

Последняя формула для расчёта Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru применяется только в случае, когда студент допущен к экзамену и сдал его с положитель­ной оценкой (более 39 баллов). Если на экзамене получена неудовлетвори­тельная оценка (39 баллов и менее), то Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru

Пример вычисления суммарного рейтинга R. Пусть студент Петров Иван Васильевич в первом семестре получил следующие оценки по текущим контрольным испытаниям по микроэкономике:

тест по теме 1 – 50 баллов,

дом. работа - 70 баллов

тест по ИЭУ - 50 баллов

тест по теме 2 – 60 баллов,

тест по теме 3 – 70 баллов,

тест по теме 4 – 80 баллов,

оценка за тест на экзамене – 80 баллов.

На 1-й аттестации (после изучения тем первого модуля) его текущий рейтинг равен: Rтек = (50х0,1 + 70х0,15 + 50х0,1 + 60х0,1) / (0,1 + 0,15 + 0,1 + 0,1) = 26,5 / 0,45 = 59

Перед началом сессии вычисляется семестровый рейтинг:

Rтек = (50х0,1 + 70х0,15 + 50х0,1 + 60х0,1 + 70х0,15 + 80х0,1) / (0,1х4 + 0,15х2) = 64

За семестр студент посетил 85% обязательных занятий, поэтому БП=8

За активность на семинарских занятиях студент получает бонусы в размере 10 баллов.

Итого, суммарный семестровый рейтинг равен:

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru = 59 + 10 + 8 = 77

Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен:

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru =77 х (1 – 0,3) + 80 х 0,3 = 78

В зачётку выставляется оценка «хорошо».

Так как по учебному плану дисциплина «Микроэкономика» изучается в двух первых семестрах, то в приложение к диплому вносится одна усреднённая оценка – финальное значение рейтинга по дисциплине Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru :

Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru ,

где Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru – итоговый рейтинг по дисциплине в i-ом семестре, Ti – трудоёмкость (в зачетных единицах) дисциплины в i-ом семестре. Трудоемкость курса «Микроэкономика» в соответствии с учебным планом АФ РАНХиГС составляет в первом семестре 3,5 зачетных единицы или 126 академических часов), а во втором – 2,5 зачетных единицы (90 академических часов).

Например, если итоговый рейтинг студента в первом семестре составил 78 баллов, а во втором - 85 баллов, то Тема 9. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА - student2.ru = (78х3,5 + 85х2,5) / 6 = 485,5/6 = 81 балл («хорошо»).

Наши рекомендации