Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг.

Бюджетный дефицит – сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). Бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит». Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т. е. он возникает в результате его планирования в связи с выполнением определенных социально-экономических программ. Покрытие данного вида дефицита происходит за счет внутреннего финансирования: кредитов Центрального банка, выпуска государственных ценных бумаг. Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит государственного бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам. По первой причине не обеспечиваются статьи доходов, по второй – увеличиваются статьи расходов государственного бюджета.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. Рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним: кредитование Центральным банком в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

Государственный долг – 1) общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков; 2) сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов посредством выпуска правительственных займов.

В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные.

В зависимости от срока погашения различают капитальный и текущий долги; в зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы, различают внутренний и внешний долг;

Внутренний долг – задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством. Внешний долг – задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран.

Экономические последствия государственного долга:

– теряется часть национального продукта, падает престиж страны;

– сокращается запас капитала в экономике (отвлечение капитала для приобретения облигаций и векселей ведет к уменьшению акционерного капитала, что сокращает выпуск продукции и уровень жизни в будущем);

– процентные платежи по долгу обременительны для населения, т. к. покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег;

– выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев;

– для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью;

– рост внешнего долга усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины государственного долга с объемом ВВП, расчет задолженности на душу населения. Рассчитываются два показателя, характеризующие платежеспособность страны. Один показывает отношение величины внешнего долга к сумме валютной выручки (в расчете за год), второй соотносит годовой размер по долгу с объемом валютных поступлений за год. Критическим значением этого показателя считается 25%.

28. Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты.

Денежно-кредитная политика – деятельность государства по разработке и осуществлению мероприятий по регулированию кредитно-денежных отношений в стране. Осуществляется Центральным банком страны. Цели кредитно-денежной политики: стимулирование роста реального внутреннего валового продукта (ВВП); обеспечение низкого уровня безработицы и стабильности цен; поддержание стабильного курса национальной валюты.

Цели реализуются с помощью определенного набора инструментов кредитно-денежной политики:

– операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций);

– изменение резервной нормы – воздействие Центрального банка на размеры банковских резервов коммерческих банков;

– изменение учетной ставки – изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки берут кредиты у Центрального банка;

– лимиты кредитования – установление ограничений по отдельным видам кредитов.

Существуют два вида кредитно-денежной политики:

1) политика дорогих денег – сокращение роста денежной массы и ограничение темпов инфляции в стране через рост резервной нормы, увеличения учетной ставки и продажи ценных бумаг на открытом рынке;

2) политика дешевых денег – увеличение денежного предложения через снижение учетной процентной ставки, сокращение резервной нормы, скупки государственных ценных бумаг, что ведет к удешевлению кредита, стимулированию роста внутреннего валового продукта (ВВП).

Политика дорогих денег проводится в условиях подъема экономики, а политика дешевых денег – в фазах спада и депрессии. Эффективность кредитно-денежной политики проявляется в изменении темпа роста цен и реального объема внутреннего валового продукта (ВВП).

Содержание, показатели, типы и факторы экономического роста.

Экономический рост – процесс расширения производственных возможностей общества в результате увеличения предложения ресурсов – факторов производства, в качестве которых сегодня рассматриваются природные ресурсы, созданные природой; капитал или материальные объекты и финансовые ресурсы, созданные людьми; трудовые ресурсы; научные, интеллектуальные и информационные ресурсы. Этот процесс характеризуется увеличением массы разнообразных создаваемых потребительских стоимостей (благ) в экономике в связи с ростом потребностей общества.

Типы экономического роста:

– экстенсивный рост обеспечивается за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов на прежней технической основе;

– интенсивный рост достигается благодаря повышению качества факторов производства без дополнительного увеличения их количества, т. е. за счет роста их производительности.

В качестве конечной цели экономического роста всегда провозглашается благосостояние населения. С этих позиций экономический рост – развитие национальной экономики, при котором темпы роста реального национального дохода превышают темпы роста населения.

Источники экономического роста: труд, земля, капитал, НТП.

В настоящее время в качестве показателей для оценки и анализа экономического роста используются: ВВП или НД на душу населения; отраслевая структура национальной экономики; производство основных видов продукции на душу населения; уровень и качество жизни населения; показатели экономической эффективности.

К показателям производства основных видов продукции, являющихся базисными для роста и развития экономики, относятся производство электроэнергии на душу населения, выплавка стали, производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон и ряда других. Важнейшим показателям является производство в стране на душу населения таких основных продуктов питания, как зерно, молоко, мясо, сахар, картофель. Сопоставление фактического производства продовольствия с рациональными нормами их потребления позволяют судить о качестве пищевого рациона населения страны. Близкими названным являются показатели наличия или производства в стране на 1 тыс. человек населения или на одну семью таких товаров, как холодильники, стиральные машины, телевизоры, легковые автомобили, компьютеры, мобильные телефоны и другие товары. Уровень жизни населения включает показатели: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», средняя продолжительность жизни, уровень образования и квалификации трудовых ресурсов, число врачей и учителей на 10 тыс. человек населения, обеспеченность населения жильем.

Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического роста и развития, т. к. показывают прямо или косвенно качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала страны и ее трудовых ресурсов. К ним относятся: производительность труда в целом по стране, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств; капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции; фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.

В последние годы все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные Международным Валютным Фондом (МВФ) и принятые в СНС. Они применяются для соизмерения цен и издержек в обрабатывающей промышленности страны и по отношению к средневзвешенным соответствующим показателям развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:

– удельные затраты на зарплату (в расчете на 1 единицу продукции);

– удельные затраты на рабочую силу, т. е. выпуск продукции на отработанный человеко-час;

– показатели удельных расходов всех первичных факторов производства, т. е. удельные издержки по элементам добавленной стоимости;

– сравнительный уровень оптовых цен промышленности;

– сравнительный уровень экспортных цен промтоваров.

Факторы экономического роста:

1) внутренние факторы (человеческий капитал, природные ресурсы, производственный, инновационный и инвестиционный потенциалы страны, емкость внутреннего и внешнего рынков, совокупный спрос, институциональная среда);

2) внешние факторы (международное разделение труда и глобализация, специализация и кооперация национальной экономики; членство страны в различных экономических и военно-политических союзах и блоках, от которого может зависеть предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и инвестициях или введение эмбарго на поставки продукции и даже объявление торговой войны).

30. Социальная политика: понятие, цели, функции. Уровень и качество жизни.

Социальная политика – комплекс мер и программ, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение здоровья и качества жизни народа, обеспечение социальной и политической защищенности в различных жизненных ситуациях. Целью социальной политики является создание условий для всестороннего и гармоничного развития всех членов общества, предоставление им социальных прав и гарантий в различных жизненных ситуациях.

Направления социальной политики государства: регулирование доходов населения; политика в сфере труда и занятости; социальная поддержка и защита отдельных групп населения; развитие отраслей социальной сферы и инфраструктуры; улучшение демографической ситуации; охрана здоровья и экологическая безопасность.

Принципы социальной политики: социальной справедливости; равноправия; верховенства социальной политики; целевой принцип; адекватности уровню развития общества; солидарности; адресности.

Основные функции социальной политики:

1) Воспроизводственная функция включает в себя постоянное возобновление населения страны; воспроизводство рабочей силы и профессиональных качеств работающих групп населения; воспроизводство социальной структуры общества. Особое значение в воспроизводственном процессе населения страны имеют такие показатели, как прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.

2) Функция социальной защиты включает в себя три основных структурных элемента: социальную помощь, социальные гарантии, социальное страхование.

Социальная помощь – выделение денежных и материальных средств людям дополнительно к регулярно получаемым доходам. Осуществляется в виде пособий, субсидий, льгот, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Выделяют виды социальной помощи: 1) универсальная (выделяется всем гражданам в виде дотирования жилищно-коммунальных услуг, общественного транспорта, выпуска социально значимых товаров (учебников); 2) категориальная (охватывает определенные группы населения, например пенсионеров, инвалидов, студентов); 3) адресная (оказывается людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в помощи в связи с состоянием здоровья (предоставляется конкретно нуждающимся по заявлению).

Социальные гарантии – минимальный уровень социальной защиты, который постоянно обеспечивается государством в виде государственных социальных стандартов в области образования, здравоохранения, ЖКХ, бесплатных социальных услуг, социальных пособий для удовлетворения основных потребностей граждан на минимальном уровне. Социальные гарантии распространяются и на людей, занятых в сфере общественного воспроизводства, посредством установления и соблюдения норм в области оплаты труда, соблюдении прав работников при приеме на работу и увольнении, соблюдении нормативов о продолжительности рабочего дня, отпуска, санитарно-гигиенических требований к рабочему месту.

Социальное страхование – накопление денежных средств, предназначенных для использования в сфере медицины, пенсионного обеспечения, оплаты инвалидности, безработицы, несчастных случаев. Источником финансирования системы социального страхования являются страховые взносы, уплачиваемые населением, работниками и работодателями. Возникает гарантированная система материального обеспечения, в случае необходимости, нетрудоспособным, больным и безработным гражданам.

3) Функция социального развития, связанная с возрастающей ролью государства в обеспечении благ в отраслях нематериальной сферы: в образовании, здравоохранении, культуре и др., продукция которых представляет собой инвестиции в человеческий капитал.

О состоянии сферы социальной политики свидетельствуют такие показатели, как уровень и качество жизни.

Уровень жизни – фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей большинства населения на протяжении длительного периода. Учитывается обеспеченность жильем, наличие имущества, уровень доходов, состояние здравоохранения, доступность образования, условия труда и отдыха, общественная безопасность и др. Чем меньше расходов идет на питание в общих доходах семьи, тем выше уровень жизни населения. Динамика и структура расходов семьи – барометр экономической ситуации. Во время экономического роста покупаются товары длительного пользования, услуги отдыха, образования. Во время кризиса – оплачиваются товары первой необходимости, медикаменты, услуги транспорта.

О благосостоянии граждан в стране можно судить по обобщающему показателю качества жизни. Качество жизни – интегрированный показатель, обобщающий основные качественные характеристики жизни населения. По мере продвижения прогресса в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) учитывает: доходы на душу населения, уровень грамотности и образованности взрослого населения, ожидаемую продолжительность жизни при рождении.

ООН ежегодно рассчитывает ИРЧП по 177 странам, который отражает уровень социального развития государств. Республика Беларусь занимает 68 место и входит в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. По уровню грамотности взрослого населения (99,6%) Беларусь опережает такие страны, как Италия, Испания, Греция и др. Вместе с тем ожидаемая продолжительность жизни при рождении является невысокой (у мужчин – 67 лет, у женщин – 72 года), но наблюдается тенденция к ее повышению. Особенностью является то, что сравнительно невысокий уровень жизни в Республике Беларусь сочетается с высокой грамотностью и образованностью населения.

В мире существует 2 подхода к социальной политике: государственный патернализм и либеральный подход.

Государственный патернализм ориентирован на финансирование социальных вопросов за счет государственного бюджета. Основная роль в решении социальных проблем принадлежит госучреждениям. Все граждане имеют равные права на бесплатное медицинское обслуживание, на бесплатное образование, социальное обеспечение (без страховых видов этих отношений).

Либеральный подход предусматривает, что экономически сильные индивиды в состоянии сами позаботиться о своем социальном положении. За счет собственных доходов они самостоятельно оплачивают расходы по коммунальным услугам, образованию, значительную часть расходов на лечение и пенсионное страхование. Пользователями социальной помощи являются только бедные, нуждающиеся в поддержке граждане, не имеющие возможности обеспечить достойный уровень проживания.

Несмотря на все особенности социальной политики в разных странах, их системы имеют общие тенденции развития: переход от государственного патернализма к либеральному подходу. В результате реформирования социальных систем в большинстве стран происходит смещение акцентов в социальной сфере: большая ответственность за решение социальных вопросов возлагается на самих граждан. Однако ряд вопросов решается государством.

В Республике Беларусь выделяют следующие приоритетные направления государственной социальной политики: всестороннее гармоничное развитие человека; формирование эффективной системы здравоохранения; внедрение прогрессивных и современных форм образования; развитие малых и средних городов; обеспеченность жильем малоимущих граждан; охрана и улучшение окружающей среды. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики позволит создать высокий уровень благосостояния работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудноспособных граждан, возможность самореализации и развития личности.

Особенности социальной политики в Республике Беларусь:

– защита населения от обнищания;

– защита стабильности рабочих мест как основного источника дохода;

– обеспечение доступности получения услуг образования и медицины;

– обеспечение многоуровневой системы социальной защиты (для работающих и социально неактивных категорий населения);

– создание адресной системы социальной защиты;

– упорядочение льгот;

– налоговые льготы для предприятий, создающих рабочие места для инвалидов, молодых женщин и молодежи;

– регулярный пересмотр минимальной заработной платы, уточнение стоимости минимальной потребительской корзины;

– развитие страховой медицины.

Наши рекомендации