Антидемпинговые меры как инструмент защиты внутреннего рынкаевразийского экономического союза

Процессы интернационализации в мировой экономике привели к значительному росту международной торговли и обострили конкуренцию между ее участниками. Российские компании, получившие свободу выхода на внешние рынки, сразу столкнулись с определенными сложностями конкурентной борьбы, методы которой со стороны иностранных фирм не всегда являются добросовестными.

В современных условиях становится все более сложным добиваться и наращивать в какой-либо отрасли конкурентные преимущества. Свободное перемещение капитала, технологий, рабочей силы ведет к выравниванию условий конкуренции, обостряет борьбу за рынки. Чтобы иметь конкурентные преимущества, необходимо использовать комплекс условий и факторов по всему периметру соперничества на внешних рынках.

Среди недобросовестных методов конкуренции широко применяется демпинг – продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Слово заимствовано в английском языке в начале 20 века. Впервые фиксируется в словаре Ушакова в 1935 году. «Продажа товаров на иностранном рынке по цене ниже себестоимости, то же, что бросовый экспорт» [6]. Демпинг как явление широко проявился в период великой депрессии 30-х годов, т.к. кризис перепроизводства совпал с массовой безработицей, снижением платежеспособного спроса населения и падением инвестиционной активности со стороны компаний.

Новая волна демпинга пришлась на 70-е годы, которые связаны со значительным ростом международной торговли, появлением новых индустриальных стран, таких как Япония, а позднее Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань. Азиатские модели развития экономики с преимущественной ориентацией на внешние рынки привели к проявлению экспортного демпинга. Особую роль в этом направлении занял Китай. Уверенно занимая позицию крупнейшей мировой фабрики начиная с 90-х годов прошлого века, КНР начала широко использовать демпинговый механизм в международной конкуренции.

Демпинг стал предметом международного соглашения о тарифах и торговли еще с конца 60-х годов XX века. Это привело к последовательному созданию в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ соглашений по применению статьи VI ГАТТ: Антидемпинговый кодекс - 1969 года (Кеннеди-раунд); Антидемпинговый кодекс – 1979 года (Токио-раунд) и, наконец, к вошедшему в состав ВТО Антидемпинговому кодексу – 1994 года (Уругвайский раунд) [3].

В настоящее время правовое регулирование антидемпинга осуществляется на двух уровнях: международном и национальном. В свою очередь, международный уровень правового регулирования образован универсальными международными договорами и международными договорами с ограниченным кругом участников. Для России важным шагом в вопросах антидемпингового регулирования стал Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред.04.06.2014) [2]. Принятие этого закона диктовалось необходимостью приведения национального законодательства в области внешней торговли к нормам и правилам ВТО.

На сегодняшний день вопросы антидемпингового регулирования в Российской Федерации решаются на уровне ЕАЭС. Протокол №8 к Договору о ЕАЭС определяет применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам в целях защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе [1].

Таможенный кодекс ЕАЭС, который на начало 2017 года подписали четыре из пяти стран ЕАЭС, пока еще не вступил в силу. В главе 12 проекта Таможенного кодекса вопросам специальных, антидемпинговых и компенсационных мер отведено семь статей. Они направлены на защиту внутреннего рынка, возникновению и прекращению обязанностей по уплате пошлин, срокам и порядку уплаты пошлин, возврату обеспечения и взысканию неуплаченных сумм.

Особенностью применения указанных антидемпинговых мер является необходимость расследования с целью исключения произвольного или необоснованного их введения. Ключевым моментом расследования является установление серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения вследствие возросшего импорта. Используется понятие «нормальная» стоимость товара, которая сопоставляется с экспортной ценой.

Органом, проводящим расследование является Евразийская экономическая комиссия и ее Департамент защиты внутреннего рынка. По данным указанным на сайте ЕЭК на начало 2017 года 17 (семнадцать) действующих антидемпинговых мер и 3 (три) активных проводимых расследований. Среди действующих мер - 9 (девять) направлены на взаимоотношения с Китаем, 6 (шесть) – с Украиной. В числе государств, к которым действуют меры антидемпингового регулирования, Индия, Федеративная Республика Германия, Итальянская Республика, Турецкая Республика. Новые расследования проводятся по отношению к Украине и ЕС. Из 17 (семнадцати) мер, 10 (десять) затрагивают металлы и изделия из них. Кроме того, включены изделия нефтехимии и химической промышленности. Единичные меры затрагивают легковые коммерческие автомобили и гусеничные бульдозеры[5].

В результате, демпинг сегодня по-прежнему представляет угрозу для экономики Российской Федерации и ее союзников. Антидемпинговые меры, которые используются в ЕАЭС, в полной мере соответствуют нормам ВТО и осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Вступление России в ВТО пока не привело экономику России к росту, но ограничило возможность защиты отраслей промышленности, нуждающихся в поддержке, способами таможенно-тарифного регулирования. В этих условиях применение нетарифных мер регулирования в протекционистских целях является необходимым и оправданным. Вместе с тем, вмешательство государства в экономику имеет риски поддержки неэффективных предприятий с низкой производительностью труда, отсутствием перспективы успешной конкуренции с иностранными производителями. Протекционистские меры демотивируют компании на принятие мер по технологическому обновлению, принятие других мер для повышения конкурентоспособности.

В этой связи процесс формирования экономической политики и практических мер по ее реализации должен быть более открытым и транспарентным. Государственная поддержка должна иметь определенные временные горизонты, быть увязана с планами отраслей и предприятий по адаптации к новым условиям их функционирования.

Необходимы более подробные и ясные критерии для принятия протекционистских мер, процедур. Постоянные меры по защите внутреннего рынка оправданы, если цель их установления сопряжена с безопасностью (национальная безопасность, экономическая, технологическая, информационная, продовольственная и т.д.), поддержанием определенного уклада жизни для значительной (сельское хозяйство) или, наоборот, малочисленной (народные промыслы) группы населения.

Меры, направленные на повышение конкурентоспособности отраслей промышленности, в том числе вновь создаваемых или находящихся в стадии становления отраслей, должны иметь срочный характер, на период, необходимый для выхода отраслей на устойчивый уровень конкурентоспособности. Все принимаемые меры должны периодически оцениваться на их эффективность и результативность, корректироваться в сторону снижения или смягчения. Наиболее сложные для инициирования и длительные в принятии являются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры [4].

Поддержка государствами своих производителей иными способами (прежде всего, промышленные субсидии, барьеры для доступа иностранных товаров на рынок способами, принимаемыми в одностороннем порядке) наиболее уязвимо для России, которая является членом ВТО. Кроме этого, такие меры не приводят к созданию единого внутреннего рынка, что является целью Договора о Евразийском экономическом союзе, поскольку оказывают протекционистское влияние не только по отношению к товарам третьих стран, но также к товарам других членов Таможенного союза.

Полное открытие рынка для конкуренции с иностранными товарами может нанести ущерб национальным интересам России с позиций национальной безопасности, вызвать массовую безработицу, причинить вред созданию новых отраслей. В этой связи применение мер по защите внутреннего рынка является необходимым в системе управления экономическими отношениями.

Таким образом, применение антидемпинговых мер – один из действенных инструментов защиты рынка ЕАЭС от импорта товаров, наносящих ущерб национальному производству. Антидемпинговые меры применяются узко и направленно, их действие распространяется на товары, происходящие из конкретной страны, а в некоторых случаях размер антидемпинговой пошлины зависит от конкретного производителя в стране происхождения товара.

В то же время, повышение барьеров для импорта и создание «парниковых» условий для отечественных товаропроизводителей имеет негативный эффект в виде повышения цен на продукцию и снижения ее потребительской привлекательности, поскольку без конкурентной среды товаропроизводитель не мотивирован на инновации и улучшения.

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения 12.02.2017)

2. Федеральный закон "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред.04.06.2014) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45398/ (дата обращения 12.02.17)

3. Антидемпинговый кодекс: [Сайт] Всероссийская академия внешней торговли. URL: http://www.vavt.ru/wto/wto/Antidemping (дата обращения 13.02.17)

4. Информационно-поисковая система «Единый портал внешнеэкономической информации Российской Федерации» [Сайт] URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/restrictive_measures/anti_d umpi ng/ (дата обращения 20.02.17)

5. Специальные защитные и антидемпинговые меры, действующие на

территории ЕАЭС [Сайт]: Официальный сайт ЕЭК. – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/investigations/Measures.aspx (дата обращения 20.02.17).

6. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940// под. ред. Д.Н. Ушакова. Т.1: [Сайт]// Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор URL:http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp (дата обращения 13.02.17).

Наши рекомендации