Рынок как саморегулируемая система.

Основная оценка-разделение труда

Рынок-система экономических отношения в сфере обмена(в условиях общественного разделения труда) между производителями и потребителями по поводу учёта и признания с помощью денег затрат производителя на уровне общественно необходимых затрат(на уровне стоимости(а не индивидуальных).

Закон стоимости на рынке проявляет себя как закон цен(меновая форма), тем самым в основе цены лежит стоимость, а цена находится под влиянием рыночных факторов, отклоняя цену выше или ниже.

Законы рынка(факторы)-спрос и предложения

Спрос

Всегда исходит от потребителя и означает потребность, подкреплённую деньгами.

Платёжеспособный спрос – у потребителя деньги есть, но у него хватает или не хватает этих денег на покупку данного товара.

Анализ рынка:

Наличие благ(объем продукции) и цена на неё.

Закон спроса-величина спроса зависит от цены: чем выше цена, тем ниже спрос и наоборот.

Величина спроса(количество товара или услуг, которое покупатель может купить при данной цене за определенный промежуток времени) зависит только от цены.

График

Неценовые факторы изменения самого спроса.

Параллельное передвижение кривой спроса

1) Наличие на рынке потребителей( чем их больше, тем больше спрос)

2) Потребительские предпочтения (подражание другим, демонстративное поведение, срочность приобретения блага)

3) Рейтинг полезности(велика роль рекламы)

4) Уровень дохода и спрос на товары высшей и низшей категории(не имеет отношения к качеству товара): чем выше доход, тем выше спрос на товары высшей категории

5) Размер рынка данного товара и наличие на нем сопряжённых товаров(взаимозаменяемых и взаимодополняемых)

6) Изменение в ожидания потребителя (связан с доходом ценами на рынке): при повышении дохода повышается спрос и наоборот; при ожидании понижения цен снижается спрос и наоборот

7) Учёт потребителем фактора дополнительных затрат и выгод при покупке товара (срок гарантии, доставка)

8) Основной закон теории маржинализма( предельной или дополнительной полезности): с покупкой каждой очередной единицы идентичного товара то полезность снижается

Предложение

Исходит от производителя(его интерес при меньших затратах)

Выручка-объем проданного товара на цену данного товара.

Предложение- те товар, которые поставил производитель на рынок, которые находятся на складе и в пути(готовая).

Чем выше цена, тем больше величина предложения(предложение зависит только от цены).

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ЦЕНЫ

График.

Неценовые факторы изменения предложения:

1) Число производителей

остальные факторы влияют через издержки(через затраты производителя)

2) Уровень техники в производстве: если техника совершенная, производительность труда повысилась, уменьшилась стоимость единицы продукции, на рынке ничего не изменилось, остаточные деньги идут на расширение производства и увеличение предложения.

3) Изменение цен на взаимозаменяемые товары( качество используемых ресурсов, погодные условия)

4) Налоговая политика в отношении бизнеса

Равновесная ситуация и равновесная цена

График

Равновесная ситуация- спрос = предложение, цена совпала со стоимостью ( возможность покрыть все издержки и все равно получить прибыль)

Ценовая эластичность(понятие Альфреда Маршала)-(выход на величину выручки)

Изменение в процентах рыночных величин(цена и объем продукции).

Коэффициент эластичности = изменение объёма продаж в % / изменение цены товара в%

При росте цены на 1% величина спроса сократится больше, чем на 1%

Коэффициент > 1- эластичный спрос

Коэффициент < 1- неэластичный спрос.

Товары неэластичного спроса- товары первой необходимости, стоимость незначительна для семейного бюджета, товары безальтернативные или трудно заменяемые.

Товары эластичного спроса-предметы роскоши, стоимость ощутима для семейного бюджета, легко заменяемые товары.

Исходя из определения самого рынка, главной фигурой на рынке является потребитель, на нем есть конфликт интересов производителя и потребителя(отсюда закон о защите прав потребителя).

Если нет конкуренции, то нет и рынка

Конкуренция- борьба предпринимателей с целью реализации своего интереса(извлечение большей прибыли и оттеснение других с рынка сбыта и захватить рыночные факторы: сырья и трудовых ресурсов)

Исторически возникает как внутриотраслевая свободная(на рынок не составляет труда войти и выйти) рыночная конкуренция.

Внутриотраслевая свободная конкуренция- существует большое количество относительно небольших предприятий, производящих идентичную продукцию и поставляют их на рынок в объёмах, не превышающих значительно поставки других предпринимателей. В связи с этим не один из производителей не может определяющим образом воздействовать на рыночную цену, и она складывается под влиянием соотношения спроса и предложения. Конкуренция ведётся за деньги покупателя =>Товара должно быть больше, чем денег.

Метод победы в конкуренции-конкуренция преимущественно ценовая(предприниматель может несколько снизить цену, для привлечения покупателей, выручка вырастет). Другие конкуренты не проиграют(их выручка будет такая же).см письменное задание по общественно необходимым затратам труда. Нужно снизить индивидуальные затраты на производство единицы продукции, для этого необходимо повысить производительность труда, внедряя в производство более эффективную технику. Поэтому конкуренция способствует внедрению технического прогресса.

Межотраслевая конкуренция.

Возникает естественным образом. Здесь конкурируют производители, капитал которых вложен в разные отрасли на рынке. Для предпринимателя важно, в какую отрасль разместить капитал, чтобы получить большую прибыль.

Норма прибыли показывает степень эффективности вложения капитала (в различных отраслях она различна, т.к. различные количества капитала, скорости его возврата, средств труда).

Тяжёлая промышленность Лёгкая промышленность
Капиталовложение > Капиталовложения
V возврата капитала < V возврата капитала
Ср производства > Ср производства
Норма прибыли < Норма прибыли

Метод ведения межотраслевой конкуренции– переливание капитала из отрасли в отрасль(т.к. норма прибыли постоянно меняется).

Акционерная форма собственности этому способствует.

Новая отрасль=>дефицит новой продукции=>высокие цены=>многие идут в отрасль=>им нужен капитал=> выпуск акций=>доказать, что товар нужно

Курс акций = (дивиденд / норма ссудного процента % )*100%

Те, кто организует акционерное обществ, получают учредительную прибыль(формула!!!).

Последствия экономической конкуренции на свободном рынке:

1) Развитие производственных сил

2) Поддержание соотношения между отраслями=> развитие любой сферы

3) Дифференциация товаропроизводителей (санирующая функция -убирает неспособных выдержать конкуренцию)

Банкротство- объявление государством предприятия несостоявшимся(если неспособно платить налоги и неспособность выплачивать заработную плату)

4) Сама конкуренция ведёт к своему отрицанию (могут возникать монополии-власть одного или немногих) Монополия бывает:

· Естественной – нельзя распространить

· Технической(технологической) – разрушаема(сохранение промышленной тайны)

· Организационная – по воле государства или объективно

Формы соглашения: в кратком плане.

Под влиянием монополий меняется рынок.

Типы рынков в условиях монополизации производства:

1) Рынок олигополии – 95% производства и поставок продукции приходится на первые 4 фирмы(политика жёстких цен, лидерство в ценах, патентные улы)

2) Монополистическая конкуренция – не более 25% приходится на первые 4 фирмы, а на 8 первых до 50% (те производители, которые изучив потребительские предпочтения и откликнулись на них – монопольные)

3) Рынок чистой монополии- на рынке единственный производитель продукции(возможно в условиях отсутствия взаимозаменяемых товаров) – прямой диктат цены, вводят практику демпинговых цен- резкий сброс цены, здесь существует недобросовестная конкуренция – конкуренция несвободная, она тормозит технический прогресс.

Принят антимонопольный закон: запрет демпинговых цен, сговоры в ценах, горизонтальное слияние фирм, ограничено вертикальное слияние фирм (монопсония-монополия одного поставщика).

Монополия может защищаться государством, если она выпускает чрезвычайно важный для государства продукт(на определённое время).

Есть юридические барьеры для проникновения на монополистический рынок(авторское право, товарные знаки, патенты).

Монополия может проводить ценовую дискриминацию – политику дифференциации цен на один и тот же товар(не в связи с разным уровнем издержек и качеством товара). Она связана с готовностью некоторых потребителей на рынке платить за товар по цене выше рыночной.

Условия становления и развития рынка (развёрнутый план стр. 12 вопрос 8)

Наши рекомендации