Тема 1. Предмет и метод статистики. Сводка и группировка.
Введение
Курс «Статистика» является базовой дисциплиной в подготовке экономистов, формирующей у них умение и навыки экономико-статистического исследования и имеющей большую практическую направленность. Статистика разрабатывает систему показателей, которая характеризует с различных сторон деятельность секторов, отраслей и предприятий экономики. Она вскрывает закономерности развития явлений, выявляет соотношение между ними, позволяет анализировать тенденции развития и на их основе прогнозировать будущие уровни и соотношения между финансовыми показателями.
Целью курса «Статистика» является ознакомление студентов со статистической методологией сбора и анализа экономической информации, системой статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов в условиях рыночных отношений.
Задачи дисциплины заключаются в следующем:
1. изучение существующей в РФ системы показателей статистики на всех уровнях экономики;
2. обучение студентов практическому применению методов статистического исследования;
3. ознакомление студентов с реальными параметрами, характеризующими экономическую деятельность субъектов на территории РФ;
4. развитие навыков работы со статистическими данными и использованием разнообразных источников статистической информации.
Изучение данного курса закладывает основу для дальнейшего изучения других экономических дисциплин, использующих статистические методы и методологию исчисления статистических показателей.
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольную работу.
Контрольная работа носит комплексный характер и охватывает основные методы статистического анализа. При выполнении работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради или распечатана на бумажном носителе в формате А4 на компьютере и представлена в срок;
- контрольная работа должна выполняться в той последовательности, которая установлена в содержании задания;
- решение следует обязательно сопровождать необходимыми формулами;
- по окончании решения каждой задачи следует четко формулировать полные выводы;
- таблицы следует оформлять в соответствии с правилами, установленными ГОСТом;
- список литературы, использованной при написании контрольной работы, необходимо привести в ее конце.
Задания контрольной работы разбиты на темы в соответствии с учебным планом. В каждой теме представлены необходимые формулы для вычислений. Работу следует выполнять по вариантам. В каждой теме номер варианта соответствует номеру задачи. Выбор варианта осуществляется в зависимости от начальной буквы фамилии:
Начальная буква фамилии студента | Номер варианта |
А, Д, И, Н, С, Х, Щ | |
Б, Е, К, О, Т, Ц, Э | |
В, Ж, Л, П, У, Ч, Ю | |
Г, З, М, Р, Ф, Ш, Я |
По окончании изучения курса студенты должны:
- знать сущность показателей статистики;
- знать методологию исчисления важнейших показателей статистики финансов;
- уметь систематизировать и обобщать информацию, анализировать структуру и тенденции развития процессов и явлений экономической деятельности на всех уровнях экономики РФ, прогнозировать эти процессы и явления;
- приобрести навыки самостоятельной работы с исходными данными;
- уметь использовать статистическую информацию при дальнейшем освоении специальных экономических дисциплин.
Методические указания написаны в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям.
Методические указания
Тема 1. Предмет и метод статистики. Сводка и группировка.
Статистика — общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
Особенностью статистики, в отличие, например, от математики, является то, что она исследует количественную сторону общественных явлений в единстве с их качественной стороной. Поэтому она опирается на понятия тех наук, количественную сторону которых она исследует.
Основные задачи статистики состоят в следующем:
1) изучение уровня, структуры и динамики массовых социально-экономических явлений;
2) изучение взаимосвязи массовых социально-экономических явлений и процессов;
3) количественная и качественная характеристика новых явлений, процессов и закономерностей;
4) совершенствование системы сбора, обработки информации, системы организации статистического наблюдения.
Предметом статистики является количественная сторона качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей. Другими словами, статистика изучает размеры, объемы, уровни, количественные соотношения явлений общественной жизни.
Статистическая информация, отобранная в ходе массового наблюдения, является первичной, при этом данные представляются по каждой единице. Полученная статистическая информация не является обобщенной. С ее помощью нельзя сделать выводы в целом об объекте и отдельных его частях без предварительной обработки имеющихся данных. Для целей статистического анализа полученную информацию необходимо обобщить (сжать) и представить в виде сводных (обобщенных) показателей, чаще всего в табличной форме. Выполняется данная операция с помощью сводки и группировки.
Сводка — это ряд последовательных операций по обобщению и обработке первичной информации, выполняемых с целью выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Сводка является особой стадией статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения. Проведение сводки включает 3 этапа:
• предварительный контроль материалов, т.е. проверку исходных данных;
• группировку данных по заданным признакам, определение производных показателей;
• оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации.
Задачи сводки - систематизация первичных данных и получение сводных характеристик объекта. Результатом сводки являются подробные данные, отражающие в целом всю совокупность.
Группировка данных производится в соответствии с программой сводки для того, чтобы впоследствии представить полученную информацию в виде, доступном для восприятия.
Группировка — объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.
Результаты группировки оформляются в виде группированных таблиц, делающих информацию обозримой.
Группировки различают:
• по задачам систематизации данных;
• по числу группировочных признаков;
• по используемой информации.
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
• выделения социально-экономических типов явлений;
• изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
• выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
По числу группировочных признаков различают простые (по одному признаку) и сложные (по нескольким признакам — комбинированные и многомерные).
Комбинированные группировки строятся путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками.
Многомерные — строятся с помощью специальных алгоритмов, когда осуществляется поиск скопления в К-мерном пространстве, где каждый объект — точка, т.е. построить многомерную группировку — найти скопление точек.
По используемой информации различают первичные и вторичные группировки.
Первичные группировки производятся на основе исходных данных, полученных в результате статистических наблюдений.
Вторичные — результат объединения или расщепления первичной группировки.
Статистическая группировка данных осуществляется в следующем порядке:
1 этап
Выбор признака, который закладывается в основание группировки. Разбивка единиц совокупности на отдельные группы проводится по группировочному признаку, его часто называют основанием группировки. В качестве основания группировки используются существенные признаки как количественные, гак и качественные.
2 этап
Определение количества групп (зависит от задач исследования и вида признака).
При построении групп по качественному признаку количество групп обычно соответствует числу градаций, типов, видов, состояний признака. Например, в случае проведения группировки населения по полу можно образовать только две группы: мужчины и женщины.
Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными.
При определении количества групп необходимо стремиться к тому, чтобы были учтены особенности изучаемого явления. Поэтому количество групп должно быть оптимальным, в каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности, что отвечает требованию закона больших чисел.
При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большое число групп, так как они будут малочисленны, а показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными. Степень колеблемости учитывается так: чем больше разность между наибольшим и наименьшим значением признака, тем больше следует образовывать групп. Существует эмпирическое правило: чем больше групп, тем точнее будет воспроизведен характер исследуемого объекта. Кроме того, в одну группу не должно попасть более половины всех единиц совокупности, а средние iруппы должны содержать больше единиц, чем крайние.
Определить количество групп можно эмпирическим (опытным) путем или используя формулу Стерджесса: n=1+3,322ln N;
где п - число групп;
N - число единиц совокупности.
3 этап
Определение величины интервала группировки.
Интервал - это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, называемую шагом, а также верхнюю и нижнюю границы.
Верхняя граница - наибольшее значение признака в рассматриваемом интервале, нижняя граница наименьшее значение признака.
Величина равного интервала определяется по формуле
где h - величина равного интервала;
R - размах вариации, R ~ Хтях ~Xmin;
Хтах , Хтт - соответственно максимальное и минимальное значения признака в совокупности;
п - количество групп.
Полученную величину интервала (шаг интервала) принято округлять.
Правило округления: дробные числа округляются до десятых (0,1); если размер шага имеет целых две значащие цифры и дробную часть, в этом случае округляют до целых. Целые трехзначные цифры округляются до ближайшего числа, кратного 10. Например, 678 следует округлить до 680.
Формулы для вычислений
Показатель | Формула |
Размер интервала |