Денежно-кредитная система.

Форма организации денежного обращения в стране, сложившиеся исторически и закрепленная законодательно, образует денежную систему. Гос-во определяет след. элементы денежной системы:

- национальную денеж. един. (рубль, доллар и тд.)

- масштаб цен

- виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу

- порядок эмиссии и обращения денег (обеспечение, выпуск, изъятие из обращения и т.д.)

- формы безналичного и платежного оборота

-госуд-ные институты, осуществляющие регулирование денежного обращения.

Движение денег обслуживает кредитная система – совокупность кредитных отношений и учреждений, выполняющих специфические ф-ции по аккумуляции и распределению временно свободных денежных средств.

В настоящее время кредитная система развитых стран состоит из 3 звеньев, критериями выделения которых служит функциональная специализация отдельных институтов. Высший уровень представлен центральным банком страны. Второй – коммерческими банками. Третий уровень образуют специализированные кредитно-финансовые учреждения. Центральный банк вместе с коммерческими образуют банковскую систему.

8. Денежная масса: структура, денежные агрегаты. Денежный рынок.

Денежный рынок–это система экономических отношений между продавцами и покупателями денег, опосредуемых через спрос на них и их предложение.

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которые обеспечивают обращение товаров и услуг в народном хозяйстве любой страны и которые имеют частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации, частные фирмы) и государство.

Под предложением денег понимается общее количество денег, находящееся в обращении. Для анализа структуры денежной массы в экономической науке используют понятие «денежный агрегат». Под денежным агрегатомпонимают виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности. В экономической науке их обозначают буквами М0, М1, М2, М3.

-М0 (наличные деньги в обороте) – наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства.

-М1—М0 плюс переводные депозиты до востребования юридических и физических лиц – резидентов РБ.

-М2 (денежная масса в национальном определении) – М1 плюс другие депозиты (срочные депозиты) юридических и физических лиц – резидентов РБ в белорусских рублях.

-М2* (рублевая денежная масса) – М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц – резидентов РБ в белорусских рублях.

-М3 (широкая денежная масса) – М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц – резидентов РБ.

Основными компонентами предложения денег являются бумажные деньги и чековые вклады. Предложение денег в стране контролируется государством, на практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.

Денежный спрос складывается только из трансакционного спроса на сделка, без учета спроса на финансовые активы.

Трансакционный спрос (спрос на деньги для сделок) определяется количественным уравнением обмена, известного в двух вариантах: уравнение Фишера и кембриджское уравнение.

Уравнение обмена (уравнение Фишера):

MV=PY,

M – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен (индекс цен);

Y – объем выпуска (в реальном выражении).

Кембриджское уравнение: M=kPY,

k – величина обратная скорости обращения денег.

Равновесие на денежном рынке достигается, если спрос на реальные кассовые остатки поглощает созданное банковской системой количество денег.

9. Монополия — это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуацию с единственным продавцом товара называют чистой монополией. Кроме того, различают:

-закрытую монополию, защищенную от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;

-естественную монополию — модель, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения).

-открытую монополию, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;

-простую монополию, при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.

Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).

Высшие:Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, независимые.

Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность,

Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности.

Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании.

Оценим эффект-сть монополии с точки зрения общества:

-по сравнению с совершенной конкуренцией монополия устанавливает более высокие цены при более низком объеме выпуска,

-фирма в условиях монополии может достичь положительного эффекта масштаба и более низких издержек на единицу продукции по сравнению с фирмой в условиях совершенной конкуренции.

-монополия обладает достаточными финансовыми средствами для осуществления НТП.

-монополия способствует неравенству в распределении дохода, обогащаясь за счет остальной части общества.

10. Олигополия в рыночной экономике.

Олигополия — это рыночная структура, при которой доминируют несколько продавцов, а появление новых затруднено или невозможно. Обычно на олигополистическом рынке существует от 2 до 10 фирм, на которые приходится 50 % и более продаж на рынке.

Отдельная фирма, реализуя свою ценовую политику, вынуждена считаться с возможной реакцией со' стороны конкурентов. Это является основным фактором, влияющим на поведение фирм на олигополистическом рынке.

Во многих случаях олигополии защищены от конкуренции барьерами, схожими с монопольными.

Основными причинами существования олигополии являются:

-действие эффекта масштаба. Речь идет о положительном масштабе в

долгосрочном периоде, который делает неприбыльным существование многих

фирм на рынке; наличие барьеров;

-патентование и лицензирование технологии,

-необходимость расхода средств на рекламу фирмы и ее товаров,

-контроль над стратегическим для отрасли сырьем

На олигополистических рынках фирмы могут соперничать с помощью методов ценовой и неценовой конкуренции. Как правило, фирмы предпочитают неценовую конкуренцию, так как ценовая конкуренция может привести к ценовым войнам с тяжелыми для всех последствиями. Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими продавцами. В результате ценовых войн выигрывают потребители, но страдают продавцы.

11 Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд; свободное колебание заработной платы.Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью.спрос на рынке труда, как отмечалось ранее, являетсяпроизводным спросом, т.е. производным от тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного труда. Труд как ресурс удовлетворяет потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда иуровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.

Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении она будет равновесной, при превышении спроса над предложением — трудодефицитной, при превышении предложения над спросом — трудоизбыточной.

Предложение труда определяется, по крайней мере, четырьмя показателями:

1) общей численностью населения;

2) той долей, которую составляет самодеятельное население, применяющее свою рабочую силу и получающее определенное вознаграждение за труд, в общей численности жителей;

3) средним количеством часов, отработанных рабочими на протяжении недели и года;

4) качеством, количеством и квалификацией того труда, который будет затрачивать рабочий.

Повышение ставки зарплаты влияет на выбор между трудом и досугом двояко. В одном случае повышение ставки заработной платы создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость труда, стимулируя, таким образом, замену отдыха на труд

Монетарная политика

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса. Цели ДКП: обеспечение равновесия на денежном рынке, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение полной занятости, поддержание стабильности денежной системы, устойчивый платежный баланс.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента – инструменты прямого регулирования;

изменение нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования), операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке либо в виде наличности). Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам: сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит,

норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу.

15. Бюджетный дефицит и государственный долг: причины и виды, социально-экономические последствия. Проблемы бюджетного дтфицитаи государственного долга в РБ.

В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат).Различают «структурный дефицит» и «циклический дефицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в значительной степени зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.В определенной мере дефицит государственного бюджета может быть обусловлен проводимой фискальной (бюджетно-налоговой) политикой. Поэтому необходимо различать изменения в бюджете, происходящие под воздействием дискреционной фискальной политики, от изменений в результате колебаний экономической системы в ходе делового цикла. Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный бюджетный дефицит, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Это дефицит госбюджета при естественном уровне безработицы. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический бюджетный дефицит. Причиной его образования являются изменения в экономическом цикле. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам.

Наши рекомендации