Примерный перечень вопросов к государственному итоговому экзамену для студентов
направления «Менеджмент»
профиля «Экономика и управление организацией»
1. Внешняя и внутренняя среда организации: основные элементы и их характеристика.
2. Внешняя и внутренняя корпоративная социальная ответственность: сущность, значение, инструменты.
3. Выбор и оценка стратегии организации: основные методы и инструменты стратегического менеджмента.
4. Законы организации: общие и специфические.
5. Инновационный менеджмент: цели, задачи, функции. Организация инновационного менеджмента.
6. Инновационный проект: понятие, виды, структура. Оценка эффективности инновационных проектов.
7. Инновационный процесс: понятие, структура, содержание работ на основных стадиях.
8. История управленческой мысли: основные этапы развития и научные школы.
9. Коллективное принятие управленческих решений: достоинства и недостатки
10. Коммуникации в менеджменте: цели, виды. Коммуникационный процесс.
11. Комплекс маркетинга: товарная политика, ценовая политика, политика распределения, маркетинговые коммуникации и стимулирование сбыта.
12. Конъюнктура рынка. Сегментация рынка. Позиционирование товара на рынке.
13. Корпоративный менеджмент. Понятие акционерного общества. Типы акционерных обществ
14. Методы и подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия.
15. Мотивация труда как фактор результативности труда. Виды и формы мотивации. Мотивационный процесс и его основные этапы.
16. Общая классификация объектов недвижимости. Особенности недвижимости как товара. Качественная и количественная характеристика объектов недвижимости.
17. Организационно-экономические характеристики менеджмента. Полномочия и ответственность. Виды полномочий. Делегирование полномочий.
18. Организация как открытая система. Типы социальной организации.
19. Основные подходы к оценке недвижимости.
20. Основные средства: понятие, состав, структура. Показатели эффективности использования основных средств.
21. Персонал как объект управления: принципы и методы управления персоналом.
22. Понятие дисконтирования. Дисконтированные показатели оценки эффективности проекта.
23. Понятие и сущность бизнес-планирования. Структура бизнес-плана и определяющие ее факторы.
24. Понятие и сущность управленческого решения. Типология управленческих решений.
25. Понятие маркетинга. Цели и задачи маркетинговой деятельности. Маркетинговые стратегии.
26. Понятие менеджмента и его содержание. Элементы системы менеджмента и их взаимодействие. Функции менеджмента.
27. Понятие себестоимости продукции: виды, структура. Резервы снижения себестоимости.
28. Понятие, составляющие, значение корпоративной культуры организации. Формирование и диагностика корпоративной культуры. Типы корпоративной культуры.
29. Проект как объект управления. Основные особенности различных видов проектов. Жизненный цикл проекта.
30. Производственная мощность предприятия. Цель и задачи планирования производственной мощности. Расчет производственной мощности.
31. Производственная программа. Основные разделы производственной программы. Стоимостные показатели, используемые при составлении плана производства.
32. Процессуальные теории мотивации: сущность, виды, тенденции развития.
33. Рентабельность предприятия. Виды рентабельности. Резервы повышения рентабельности.
34. Руководство и лидерство в менеджменте.
35. Система стратегического управления: функции, задачи, ключевые элементы, алгоритм функционирования.
36. Содержательные теории мотивации: сущность, виды, тенденции развития.
37. Стратегия предприятия: понятие, сущность, виды. Миссия и стратегические цели предприятия.
38. Структура организации: сущность и виды. Принципы структуризации.
39. Сущность и виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Регулирование конфликтных ситуаций в системе менеджмента.
40. Сущность качества продукции и методы управления им. Понятие, показатели и методы оценки качества продукции.
41. Сущность экономической эффективности производства. Система показателей, используемых при оценке эффективности деятельности предприятия.
42. Сущность, состав и классификация оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств.
43. Сущность, функции и виды прибыли. Распределение и использование прибыли.
44. Сущность, цели и задачи, предмет и объекты экономического прогнозирования. Виды и назначение прогнозов.
45. Сущность, цели и роль ценовой политики и ценовых стратегий. Ценовые стратегии. Методы ценообразования.
46. Термин «инновация», современные подходы к его пониманию. Классификация инноваций.
47. Управление качеством: сущность и основные принципы. Системный подход в управлении качеством.
48. Условия и факторы качества управленческих решений. Эффективность и результативность управленческого решения.
49. Формы и системы оплаты труда, используемые в организации. Производительность и эффективность труда в организации.
50. Хозяйственные организации: понятие и организационно-правовые формы.