Перечень вопросов для подготовки к экзамену. Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Менеджмент» является формирование у бакалавров базового комплекса теоретических знаний и практических навыков
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Менеджмент» является формирование у бакалавров базового комплекса теоретических знаний и практических навыков области управления организацией.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- формирование знаний общих принципов и положений теории менеджмента и на этой основе получение ими специальных знаний и навыков по управлению поведением как отдельного работника, так и всей организацией.
- обучение теоретическим основам организации коммуникативных и мотивационных процессов в коллективе людей, основ формирования формальных и неформальных структур в организации; определение роли и места лидера неформальной группы в трудовом процессе;
- обучение методам анализа поведения людей в процессе трудовой деятельности, включающего исследование влияния социально-биологических и социально-психологических факторов;
- обучение умению проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
- обучение умению критически оценивать с разных сторон поведение как группы людей в целом, так и отдельных личностей, анализировать тенденции поведения людей в сфере профессиональной деятельности, а также уметь на этой основе управлять поведением организации.
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в менеджмент
Понятие «управление». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Цели и воздействия. Управленческий труд и его специфика. Классификация управленческих работников. Значение менеджмента как вида деятельности в современных условиях.
Методологические основы формирования теории менеджмента. Общеметодологические, философские методы. Общенаучные подходы и методы исследования.
Тема 2. Развитие теории и практики менеджмента
Этапы развития управленческой науки История менеджмента
Школа научного менеджмента (тейлоризм) и административная концепция - Ф.Тейлор, А.Файоль, Ч.Барнард.
М.Вебер и его теория рациональной бюрократии. Значение теории бюрократии для развития современной организационной теории.
Тектология А.Богданова. Тектология как «всеобщая организационная наука». Роль А.Богданова в развитии современной теории управления.
Школы человеческих отношений и поведенческих наук – Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер, Ф.Герцберг, Д.МакГрегор, Р.Лайкерт, К.Арджирис. Ключевые положения школ. Трактовка организации как особой человеческой общности.
Количественный, процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
Теории стратегии (1960—1970-е гг.), инноваций и лидерства (1980-1990 гг.).
Неоклассическая школа Дж. Хикса, Дж.Робинсона, Э. Чемберлин, Й. Шумпетера.
Тема 3. Системный подход в управлении
Современная организация как интегральное воплощение различных подходов и моделей. Организационная система. Понятие «система управления».
Основные положения теории систем. Элементарная система. Классификация систем. Свойства систем.
Кибернетика как наука об управлении. Типы систем управления
Тема 4.Закономерность и принципы управления
Основные классификации зависимостей. Условия перерастания зависимости в закон.
Система законов функционирования организации. Общие, динамические, основополагающие законы организации. Система принципов функционирования организации. Разновидности классификаций принципов организации. Общие принципы организации.
Природа и состав функций менеджмента. Содержание функций управления. Изменение назначения основных функций управления. Общие и конкретные функции управления. Взаимосвязанность общих функций управления.
Тема 5. Организация в разных ее проявлениях.
Организация как рыночный институт. Институциональные теории организации. Организация: деятельность (действие) или организм (форма). Организация в организаторской мысли.
Организация как система. Организация как объект менеджмента. Сущность и черты организаций. Организации как закрытые и открытые системы. Жизненный цикл организации.
Понятие социальной организации. Классификация организаций. Современные организационно-правовые формы организаций. Характер собственности. Принадлежность капитала и контроль. Сфера деятельности. Российские хозяйственные организации.
Внутренняя среда организации. Взаимодействие с внешней средой. Характеристики и анализ сред. Методы исследования.
Тема 6. Целенаправленность управления. Планирование как функция менеджмента
Цели организации. Значение целепостановки в управлении. Этапы целеполагания. Миссия организации. Разнообразие целей в управлении и признаки их классификации. Свойства целей. Понятие «дерево целей».
Общие правила постановки и требования к формулированию целей.
Содержание и значение метода управления по целям. Оценка ситуаций и целеосуществления. Примеры постановки целей для организаций. Управление производительностью, качеством, инновационной деятельностью, стратегиями, спросом.
Понятие и виды планирования. Этапы функции планирования. Принципы осуществления функции планирования.
Плановые стратегии. Планирование реализации стратегии. Перспективный подход в управлении. Общая стратегия организации. Инновационность развития.
Тема 7. Организация как функция менеджмента
Понятие организации как управленческой функции. Этапы функции организации. Принципы осуществления функции организации. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации.
Сущность, эволюция и сравнительная характеристика типов организационных структур. Адаптивные, или органические, структуры. Оптимальные структуры взаимодействия рабочих групп.
Методы построения организационных структур.
Факторы, влияющие на выбор типа организационных структур. Норма управляемости. Принципы построения гибридных структур.
Конфигурационный подход к классификации организационных структур.
Тема 8. Координация деятельности в организации
Факторы усложнения организационных взаимодействий. Способы координации деятельности (по Гэлбрейту). Способы координации (по Минцбергу).
Механизмы организационной координации. Неформальная непрограммируемая координация. Программируемая безличная координация. Индивидуальная координация. Групповая координация.
Организационные правила и нормы, как эффективный механизм координации.
Функции организационных правил и норм.
Тема 9. Функции контроля.
Понятие и состав функции контроля. Задачи контроля в системе управления Виды контроля. Этапы функции контроля. Организация эффективного контроля. Философия управления качеством. Бенчмаркинг. Контролинг.
Управленческий контроль: формы и средства реализации (функции и формы управленческого контроля, экономический анализ фирмы, методика анализа хозяйственной деятельности фирмы)
Финансовый менеджмент. содержание, цели и функции. Управленческий анализ финансовой отчетности предприятия
Тема 10. Мотивация в системе менеджмента
Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования.
Принципы мотивации. Процесс мотивационный. Мотивация индивидуального труда.
Теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Главные мотиваторы и регуляторы мотивации.
Сравнительный анализ моделей мотивации. Технология создания мотивационной модели.
Мотивация групповой деятельности. Балансирование индивидуальной и групповой мотиваций. Политика поощрений в японском менеджменте и применение ее в российской практике.
Разработка отечественных психологов в области мотивации.
Тема 11. Групповая динамика. Формирование группового поведения в организации
Сущность, строение и процесс формирования группы. Характерные черты группы (малой, средней, большой). Групповые нормы, роли членов группы. Научные основы исследования малых групп.
Управление группами работников в процессе труда и групповая динамика в организациях. Виды и основные характеристики групп. Типы формальных групп и их характеристики. Факторы влияющие на формирование модели процесса эффективного управления группой. Возникновения синергетического эффекта. Эффективные психологические и управленческие приемы. Управленческие ошибки.
Характеристики неформальной группы. Управление неформальной группой.
Основы внутрифирменного общения. Взаимовлияние личности и группы.
Межгрупповое взаимодействие в организации. Повышение эффективности деятельности групп.
Тема 12. Содержательная характеристика функции руководства. Лидерство (стили руководства) в менеджменте
Понятия лидерства и руководства.
Роли руководителя. Система методов управления. Эффективность управления организацией. Характеристики эффективного управления.
Концепции лидерства. Ситуационные теории лидерства. Психоаналитические теории лидерства. Теории лидерских стилей (теории управления человеком). Личностно-ситуационные теории лидерства. Атрибутивные теории лидерства. Теории «обмена», «трансактного анализа». Теории трансформационного лидерства. Теории лидерских черт, или теории «великого человека». Харизма. Критерии руководителя-лидера.
Стиль руководства и элементы, его определяющие. Подходы к изучению и улучшению стиля руководства.
Значение власти и влияния в организационном поведении. Понятие власти и влияния. Баланс власти. Формы власти и влияния.
Особенности стиля непрофессиональных руководителей. Проблемы восприятия руководителей. Достоинства и недостатки делегирования полномочий.
Тема 13. Управленческое решение.
Понятие управленческого решения и его особенности.
Классификация управленческих решений. Значение управленческих решений требования к ним. Основные этапы процесса выработки решения
Теоретические модели школ принятия решений. Классификация подходов к теории принятия управленческих решений. Принципы разработки управленческого решения.
Принятие решений в условиях риска и неопределенности
Условия и факторы качества управленческих решений. Организация и контроль исполнения управленческого решения.
Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений
Индивидуальные стили принятия решений
Методы прогнозирования управленческих решений. Основные методы анализа альтернатив. Методы обоснования экономической эффективности управленческих решений.
Тема 14. Коммуникационный процесс
Понятие, значение и классификация коммуникаций. Модели коммуникаций. Информация как основа коммуникационного процесса. Информация в системе управления. Этапы коммуникационного процесса. Деловое общение. Вербальная и невербальная коммуникация.
Формы и методы организационных коммуникаций. Управление коммуникациями. Препятствия обмену информацией.
Особенности межличностных коммуникаций. Трудности в осуществлении межличностных коммуникаций. Пути совершенствования межличностных коммуникаций.
Инновационные формы коммуникаций. Информатизация управленческой деятельности.
Тема 15 Формирование команд и управление ими
Функциональные аспекты формирования команд. Командные коммуникации. Матричная структура как командная форма. Жизненные циклы команд.
Основные условия эффективной командной работы. Поддерживающие окружение. Командное строительство. Основные этапы и методы. Возможные организационные проблемы команды. Сравнительный анализ различий команды, формальной и неформальной группы.
Формирование ролей в команде. Организационные командные структуры. Организационные командные структуры. Мотивация командной деятельности. Индекс групповой сплоченности Сишора.
Управление командой. Самоуправляемые команды.
Психологические основы формирования команд.
Тема 16. Социофакторы и этика менеджмента. Культура организации
Этические нормы древности в учении Конфуция. Исторические традиции этики менеджмента в России.
Понятие и структура культуры организаций.
Корпоративная культура и климат организации. Классификация видов корпоративной культуры. Структура и характеристики организационной культуры
Проблема измерения организационной культуры. Проблема формирования и развития корпоративной культуры. Факторы влияющие на формирование. Методы изменения и поддержания. Организационное развитие как целенаправленный процесс изменения корпоративной культуры. Взаимозависимость стратегии и корпоративной культуры.
Типологии организационных культур в контексте сопоставления национальных бизнес-культур (У.Оучи, Г.Хофстид, Г.Лэйн и Дж.Дистефано). Классификация организационных культур С.Ханди, Льюиса. Национальные особенности россиян. Тенденции организационных изменений.
Экономическое значение организационной культуры.
Некоторые нравственные эталоны и образцы поведения в менеджменте. Современные этические нормы менеджмента в России.
Место и роль интеграционных процессов в менеджменте. Источники интеграции управления. Характеристики интеграции менеджмента организации.
Анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте.
Особенности интеграционных процессов менеджмента в России на примере разных отраслей экономики.
Мировые тенденции интеграционных процессов в менеджменте.
Тема 17. Конфликтность в менеджменте. Конфликтные управленческие позиции
Введение в управление конфликтами. Развитие представлений о конфликте и его роли в менеджменте.
Процесс возникновения и развития конфликта. Фазы конфликта. Стратегии управления и профилактика конфликтов. Структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
Переговоры как способ выхода из конфликтной ситуации.
Тема 18. Сущность самоменеджмента.
Понятие самоменеджмента и его основные функции.
Управление карьерой. Управление своим временем. Организация личного труда. Управление стрессом. Имидж менеджера и способы его формирования.
Рекомендуемая литература по темам:
Темы 1-4
основная литература:
1. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
2. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие / П.В. Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Петухова. – М.: изд. «Омега-Л», 2008.
3. Менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Ю.В. Кузнецова; СПбГУ, экон. факультет. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2010.
4. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
дополнительная литература:
1. Виханский, С. С. Менеджмент : учебник / С. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Экономист, 2006.
2. Мильнер, Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. - 6-е изд-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008.
3. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Шеметов, П. В. Теория организации : учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е издание, стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2008.
Темы 5-10
основная литература:
1. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учеб. пособие / Ю. В. Кузнецов.- СПб. : СПбГУ, 2006.
2. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
3. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие / П.В. Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Петухова. – М.: изд. «Омега-Л», 2008.
4. Менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Ю.В. Кузнецова; СПбГУ, экон. факультет. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2010.
5. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
дополнительная литература:
5. Виханский, С. С. Менеджмент : учебник / С. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Экономист, 2006.
6. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учебное пособие. – М.: Дело, 2003.
7. Мильнер, Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. - 6-е изд-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008.
8. Молодчик, А. В. Менеджмент - стратегия, структура, персонал : учебник / А. В. Молодчик. - М. : ГУВШЭ, 2005.
9. Шеметов, П. В. Теория организации : учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е издание, стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2008.
10. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М. : ИНФРА-М, 2008.
Темы 11-17
основная литература:
1. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: учебное пособие. – М.: Дело, 2003.
2. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учеб. пособие / Ю. В. Кузнецов.- СПб. : СПбГУ, 2006.
3. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
4. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие / П.В. Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Петухова. – М.: изд. «Омега-Л», 2008.
5. Менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Ю.В. Кузнецова; СПбГУ, экон. факультет. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2010.
6. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
дополнительная литература:
11. Виханский, С. С. Менеджмент : учебник / С. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Экономист, 2006.
12. Мильнер, Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. - 6-е изд-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008.
13. Молодчик, А. В. Менеджмент - стратегия, структура, персонал : учебник / А. В. Молодчик. - М. : ГУВШЭ, 2005.
Тема 18
основная литература:
1. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
2. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
3. Бодди Д., Пэйтон Р., Основы менеджмента. - СПб.:Питер – 1999.
дополнительная литература:
14. Молодчик, А. В. Менеджмент - стратегия, структура, персонал : учебник / А. В. Молодчик. - М. : ГУВШЭ, 2005.
15. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Общая теория управления. Сущность и содержание менеджмента.
2. Системная модель менеджмента. Субъект и объект управления. Виды менеджмента.
3. Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента.
4. Эволюция научных подходов управления и школ менеджмента.
5. Методологические основы менеджмента. Ситуационный, системный и процессный подход к принятию управленческих решений, примеры.
6. Инфраструктура менеджмента. Организация – как объект управления. Основные признаки организации.
7. Управление социально-экономическими системами (организациями).
8. Внешняя и внутренняя среда организации.
9. Предприятие. Понятие физического и юридического лица. Организационно-правовые формы хозяйствования.
10. Формы собственности, характер и степень суверенности управленческого процесса.
11. Организационные отношения в системе менеджмента Понятие организационной структуры.
12. Построение структур организаций. Факторы, определяющие выбор организационных структур.
13. Административно – организационное управление и оперативное управление.
14. Бюрократическая, функциональная и дивизиональная организационные структуры управления.
15. Адаптивные организационные структуры, ее основные типы.
16. Управление в организациях типа конгломерата.
17. Особенности организационных структур в малом и среднем бизнесе.
18. Моделирование ситуаций и разработка решений.
19. Стратегические, тактические и оперативные управленческие решения. Соотношение уровней целей и уровней планов.
20. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Приростный и предпринимательский стиль поведения.
21. Стратегическое управление. Планирование стратегий.
22. Инновационный характер управления. Тенденции в управлении исследованиями и инновациями.
23. Использование методов прогнозирования в практике управления.
24. Характеристика общих принципов управления. Характеристика частных принципов управления.
25. Природа и состав функций менеджмента
26. Характеристика функции планирования. Понятие миссии, цели и задачи организации. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
27. Организационная функция менеджмента Функция руководства, содержание работы руководителя высшего, среднего и низшего звеньев. Понятие оргструктуры.
28. Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте.
29. Мотивация деятельности в менеджменте. Теоретические основы мотивированного поведения работников.
30. Менеджмент и наставничество. Социофакторы и этика менеджмента
31. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стандарты как критерии оценки. Циклический метод контроля на основе стандартов, алгоритм.
32. Подход к системе управления на основе всеобщего управления качеством. Модель «7 С»..
33. Управление человеком и управление группой.
34. Стили управления. Плюсы и минусы различных стилей управления.
35. Проблемы власти и авторитета. Распределение власти, полномочий и ответственности в организации. Делегирование полномочий.
36. Достоинства и недостатки централизации и децентрализации (принцип демократизации, понятие консенсуса.). Принцип единоначалия и коллегиальность.
37. Руководитель и его роль в процессе управления.
38. Интеграционные процессы в менеджменте. Уровни иерархии в менеджменте, взаимосвязи между уровнями.
39. Понятие делового успеха, роль и значение личностных качеств в реализации делового успеха.
40. Технические и административные навыки руководителя. Коммуникативные навыки. Каналы коммуникации.
41. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
42. Руководство: власть и партнерство. Понятие формальных и неформальных коллективов Методы их изучения.
43. Цели и задачи управления персоналом. Понятие организационного проектирования и организационного нормирования.
44. Формирование и развитие трудовых ресурсов. Современные способы и методы подбора кадров. Оценка труда работающих, организация аттестации.
45. Национальные особенности управления персоналом.
46. Регламентация условий работы и правила трудового распорядка.
47. Экономические, организационные, административные и социально- психологические методы воздействия на подчиненных.
48. Приемы и методы усиления мотивации работников, ориентированные на работу и организацию.
49. Сущность мотивации и структура мотивационного цикла.
50. Достижение продуктивности коллективной работы через деловую критику.
51. Конфликтность в менеджменте. Сущность и классификация конфликтов в организации.
52. Методы разрешения и последствия конфликтов в организации.
53. Специфика кризисных ситуаций для российских предпринимательских структур. Пути и способы выхода из кризисных ситуаций
54. Основные пути реформирования организации в процессе ее функционирования.
55. Инвестиции как источник финансирования реорганизации на предприятии. Обоснование условий их выгодности для предприятия.
56. Понятие и структура информационной базы менеджмента.
57. Использование мировых информационных ресурсов в управлении предприятием.
58. Основные типы и виды организационных технологий, специфика менеджмента.
59. Проблемы международного окружения, их влияние на организацию.
60. Типичные ошибки менеджмента. Факторы эффективности управления.
61. Составляющие делового успеха менеджера.