Равновесие на рынке земли. Рисунок 13.2 на 517 странице, объяснение на 516.

Рисунок 13.2 на 517 странице, объяснение на 516.

105. Факторы поведения экономического агента: неоклассический и институциональный подходы.

106. Проблема «принципал-агент»: раскрыть суть проблемы

Различие наказаний за одно и то же преступление объясняется несовершенством как институциональных правовых структур, так и внешнего агента (государства), осуществляющего котроль за соблюдением закона, даже если этот агент создан и укомплектован людьми, которые одновременно являются членами данного общества.

В связи с вопросом контроля со стороны внешнего агента возникает новая проблема: «принципал-агент». И гражданин, и государство играют двойственную роль, то есть одновременно являются и «принципалом», и «агентом». Так, гражданин является «принципалом», когда делегирует часть своих прав государству-«агенту». Подчиняясь же решениям, установленным государстовм-«принципалом» как гарантом исполнения контрактов, гражданин выступает как «агент». Дж. Бьюкенен назвал эту ситуацию «парадоксом подчиненного». Человек воспринимает себя одновременно и участником – объектом гос управления,и субъектом, принуждаемым соблюдать нормы поведения, которые он, возможно, и не выбирал.

Модель «принципал-агент» позволяет выяснить ряд опасностей, связанных с функционированием гос-ва: 1) не будет ли гос-во стремиться распространить сфер своего контроля за пределы оговоренных сторонами сделок? 2) не будет ли гос-во, пользуясь своей монополией на применения контроля, игнорировать интересы граджан и не рассматривать их даже в качестве ограничения при максимизации собственных интересов? 3) не будут ли граждане вести себя оппортунистически, стремясь уклониться от оплаты прелоставляемых гос-м услуг?

В зависимости от того, как решить проблему «принципал-агент» формируются разные модели государства.

107. Оппортунистическое поведение: определение, основные формы оппортунистического поведения их содержание и экономический эффект.

О\п - это поведение человека, заключающееся в стремлении реализовать собственные интересы, которое сопровождается проявлениями коварства (О. Уильямсон). Известно несколько форм оппортунистического поведения. В числе наиболее часто упоминаемых - ухудшающий отбор и субъективный риск. Кроме следования собственным интересам основным условием оппортунистического поведения являются неопределенность и несовпадение с интересами контрагента. Оппортунизм как степень следования экономического агента собственным интересам рассмотрен в работах Оливера Уильямсона.

Таким образом, с точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в т.ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post). Примером оппортунизма ex ante является проблема ухудшающего отбора (англ. adverse selection), когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики, а продавец подержанного автомобиля — реальное качество машины. Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда. Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальные механизмы корпоративного управления для разрешения. Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии(Дж.Бьюкенен, Г.Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост.

108. Трансакционные издержки: основные подходы, их принципиальное различие.

Выделяют:

издержки сбора и обработки информации,

издержки проведения переговоров и принятия решений,

издержки контроля

издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка.

В зависимости от механизма зарождения трансакционных издержек различают:

• внутренние (управленческие):

• внешние (рыночные);

• политические (издержки политического рынка).

Наши рекомендации