Рекомендации для политики.
Выделяется три варианта политики, направленной на ликвидацию стагфляции:
Политика воздействия на рынок.
Цель этой политики повысить эффективность рынков труда. Разработаны два типа такой политики.
1.1 Политика занятости и переквалификации. Она направлена на сокращение узких мест на рынке труда. Существуют различные типы программ, обеспечивающие реализацию этой задачи, например, – профессиональная подготовка, информация о рабочих местах и антидискриминационные программы.
1.2 Политика содействия конкуренции. Имеет своей целью ограничение рыночной власти профсоюзов и крупных корпораций.
Политика зарплаты и цен (политика доходов).
Цель этой политики изменить поведение монополистов на рынке труда и продуктов таким образом, чтобы их решения об уровне зарплаты и уровне цен были адекватны задаче достижения полной занятости и стабильности уровня цен.
Следует различать ориентиры зарплаты и цен и контроль зарплаты и цен. По существу, ориентиры и контроль отличаются тем, что при установлении ориентиров экономическая политика рассчитывает на добровольное содействие предпринимателей, тогда как контроль имеет силу закона. Основной ориентир в установлении зарплаты состоит в том, что ставки номинальной зарплаты во всех отраслях должны увеличиваться в соответствии с ростом производительности по экономике в целом. Основной ориентир в установлении цен заключается в необходимости изменения цен таким образом, чтобы они могли компенсировать изменение удельных издержек на рабочую силу.
Противники политики доходов считают, что система добровольных ограничений обречена на неудачу, а контроль зарплаты и цен ведет к подрыву эффективности ценовой системы и ее функций перераспределения ресурсов, что со временем формирует сильные экономические стимулы к обходу контроля.
Экономика предложения.
Сторонники теории экономики предложения, считают, что экономические потрясения могут быть вызваны как изменениями на стороне спроса, так и изменениями на стороне предложения. Рост влияния государства, приводит к увеличению суммы налоговых платежей страны, как в абсолютных размерах, так и относительно (доля в ВНП). Сторонники теории предложения уверены, что рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Таким образом, налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Кроме этого, система перекладывания налогов подрывает производительность экономики, оказывая негативное влияние на стимулы к работе, инвестициям и принятию на себя предпринимательских рисков.
В качестве основной антиинфляционной меры сторонники теории предлагают использовать сокращение налогов.
Кейнсианцы считают, что сокращение налогов вызовет бюджетный дефицит, который в свою очередь ускорит инфляцию.
Артур Лаффер предположил, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями.
Рис. 3.10 Кривая Лаффера.
Согласно кривой Лаффера, до точки М увеличение налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений. Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов производства, в результате чего величина национального дохода, облагаемого налогом, сократится до такого уровня, когда величина налоговых поступлений снизится. На практике трудно найти ответ на вопрос, при какой фактической ставке налога начнется снижение налоговых поступлений, предположительно считают, что это произойдет при ставке равной 30 – 35%.
По мнению сторонников теории экономики предложения дефицит бюджета не увеличится при снижении ставки налога также потому, что сократятся масштабы уклонения от уплаты налогов, а во-вторых, стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей, например, пособий по безработице.