Образ науки в общественном сознании, престиж науки.
Научный потенциал Казахстана характеризуется высокой степенью прямого и опосредованного воздействия интеллектуальной деятельности на общественный прогресс, экономический рост, высокий социальной и экономической окупаемости вложений в казахстанскую науку и образование. С перемещением экономического соревнования государств из производственной области в сферу науки, новых технологий, образования, состоянием и уровнем развития этих сфер будет определяться положение страны в мире. Они становятся решающим фактором рыночного успеха, экономического роста и научно-технического прогресса. Но, к сожалению, на сегодняшний день наука в сознании молодежи, которая является базисом дальнейшего развития и прогресса страны, не является потенциальной сферой их профессиональной деятельности. В силу невысокого уровня престижности, неопределенности перспектив и малой финансовой прибыльности, наука теряет свою ценность и привлекательность. Развитие научного и интеллектуального потенциала молодежи нашего государства является актуальным вопросом, решение которого требует определенных действий и мотиваций, как со стороны государства, так и общества в целом. Решая актуальные, сегодняшние проблемы молодежи, общество тем самым, закладывает фундамент своего последующего развития -ведь сегодняшняя молодежь, проходящая первичную социализацию, уже завтра будет активным субъектом социальной жизни, основной производительной и творческой силой общества. Также на сегодня все более настоятельной становиться потребность в изучении институционализации молодежи. Требует серьезного научного обоснования перехода молодых людей от одной стадии жизненного цикла к другой. Таким образом, исследуемый вопрос нашей работы определен в рамках ресурсного (основанной на идее К.Манхейма о молодежи как скрытом ресурсе) и институционально-функционального подхода, сторонниками которого являются Ю.Р.Вишневский и В.Т. Шапко, где молодежь является социальным институтом. В работе о социальной роли науки Макс Вебер утверждал, что наука стала чем то вроде арифметической задачи, которая создается в лабораториях или с помощью статистических картотек одним только холодным рассудком, а не всей «душой»… Другое обстоятельство, обусловившее программный характер выступлений М.Вебера связано с тем что затронул здесь больную тему XX века об изменении роли науки и связанной с ним общественного статуса ученного. На сегодняшний день образование и наука признаны одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. При этом совершенствование системы образования играет важную роль в достижении данной цели. В Казахстане развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования и науки. Также в Республике Казахстан функционируют неправительственные организации, осуществляющие свою поддержку в развитии науки и образования.
При ВУЗах действуют «Советы молодых ученых» являющиеся общественным органом при руководстве научных организаций и высших учебных заведений, в рамках которых осуществляется привлечение молодых ученых к решению вопросов развития науки и техники, развития научного потенциала республики. Данные организации содействуют профессиональному росту научной молодежи, активному участию молодых ученых в фундаментальных и прикладных исследованиях и объединению усилий молодых ученых для решения актуальных научных проблем и приоритетных научных задач. Со стороны «Советов молодых ученых» также осуществляется поиск форм решения жилищной и других социальных проблем молодежи, работающей в научных организациях и высших научных организациях. Таким образом, государственные органы оказывают всяческое содействие развитию образования, науки; создают краткосрочные и долгосрочные проекты и программы, мотивируя молодежь развивать и раскрывать свои интеллектуальные способности в сфере науки. Однако, несмотря на попытки реформации и модернизации системы образования и развития науки со стороны государственных структур, вузов и общественных организаций, на сегодня в нашей стране наблюдается некоторая нехватка молодых кадров в вузах и научной деятельности. Также остается открытым вопрос мотивирования и привлечения молодого потенциала оставаться в рамках деятельности науки.
Таким образом, вопрос престижности, привлекательности науки и научной деятельности для Казахстана является открытым и актуальным. В свою очередь интеллектуальный потенциал молодежи, находясь сегодня на должном уровне, к сожалению, не имеет ожидаемого применения в развитии науки нашей страны и остается вопросом весьма острым и не решенным, требующего определенного внимания и сосредоточения со стороны общества и государства.