Основные понятия, использованные в исследовании

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

«Современный воспитательный процесс в ИрГТУ: состояние и проблемы»

Ноябрь-декабрь 2012 год

Иркутск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….….… 3

Основные понятия, использованные в исследовании ………………………… 4

Структура воспитательной и внеучебной работы в ИрГТУ ………………….. 5

Организационный раздел………………………………………………………... 6

Результаты исследования III курса ……………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………….….21

Приложение …………………………………………………………..……….….22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопрос об организации внеучебной работы в вузе занимает достаточно важное место, как для самого университета, так и для каждого студента. Так как для наилучшего устройства индивида в обществе необходимо качественное образование и воспитание.

Современная оценка воспитательной деятельности вуза представляет собой системное видение процесса воспитания и всего комплекса факторов, которые обеспечивают эффективность этой работы. Приказом Министерства образования и науки в перечень показателей государственной аккредитации введен новый показатель, непосредственно относящийся к эффективности воспитательной деятельности в условиях вуза, включающий в себя:

- наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;

- уровень организации воспитательной работы с обучающимися;

- наличие организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.

С целью создания эффективной воспитательной деятельности, способствующей формированию активной, социально-ответственной, конкурентноспособной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда и способствующего развитию региона в частности и страны в целом, в Иркутском государственном техническом университете разработана «Концепция воспитательной работы ИрГТУ».

Главной ее целью является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, их гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии[1]. Данная концепция реализуется через «Программу развития воспитания в ИрГТУ», планы воспитательной работы университета, структурных подразделений, отвечающих за организацию воспитательной работы, факультетов, кафедр и других структурных подразделений университета.

Такой подход требует организовать такую систему в воспитательном пространстве вуза, которая, приведет к достижению целей всех участников воспитательного процесса при условии взаимодействия условий вузовской среды, созданных администрацией университета и при непосредственной творческой мотивации студентов.

То есть помимо обучающих задач, сводящихся к передаче индивиду знаний и навыков, перед университетом стоит задача формирования общекультурной компетентности человека, выходящей за пределы его профессиональной сферы. С учетом данного требования и определены основные направления воспитательной работы в ИрГТУ:

- профессиональная подготовка специалистов;

- духовно-нравственное воспитание студентов;

- гражданско-патриотическое и правовое воспитание;

- гуманитарно-эстетическое воспитание;

- физическое воспитание и привитие здорового образа жизни.

Таким образом, воспитательный процесс в Иркутском государственном техническом университете выстраивается с позиции комплексного подхода, включающего тесное функциональное взаимодействие всех блоков и направлений воспитательного процесса:

- воспитание в процессе обучения;

- воспитательная работа во внеучебное время;

- развитие студенческого самоуправления;

- управление воспитательной деятельностью со стороны администрации вуза;

- обеспечение организации и контроля за выполнением программы развития воспитания в ИрГТУ.

С целью повышения качества и контроля за формированием и дальнейшим развитием воспитательной среды в Иркутском государственном техническом университете, согласно концепции воспитательной работы, программы развития воспитательной работы Центром комплексных социологических исследований ИрГТУ проводится мониторинговое исследование «Проблемы совершенствования внеучебной и воспитательной работы в ИрГТУ. Мнение студентов».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ

Высшие учебные заведения (вузы) - готовят специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, многие ведут также научно-исследовательскую работу теоретического и прикладного характера, осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и дипломированных специалистов. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории.

Воспитание в вузе - органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармонического, духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

Воспитательная работа в вузе - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности студентов с целью решения задач гармоничного развития личности.

Воспитывающее обучение в вузе - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением студентами знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Воспитательные отношения в вузе - разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т.п. развитие и совершенствование.

Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.

Всестороннее развитие личности - целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований.

Наши рекомендации