Классической школы политэкономии

А. Смит – центральная фигура классической политической экономии. А. Смит как экономист мануфактурного периода. Система «естественной свободы» в его «Исследовании о природе и причинах богатства народов». А. Смит об источниках роста богатства, экономических законах, роли государства. Учение о разделении труда, обмене, деньгах. Различные трактовки стоимости. А. Смит о капитале, его структуре, о доходах основных классов общества. Формирование экономической науки как системы.

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в трудах Д. Рикардо. Особенности метода Д. Рикардо. Развитие трудовой теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли. Теория сравнительных преимуществ во внешней торговли.

Ж.Б. Сэй: теория трех факторов производства, «закон рынков сбыта». Т. Мальтус: закон народонаселения и теория реализации.

Дж.С. Милль, его характеристика природы капитала, прибыли, социально-экономических реформ.

Политическая экономия Карла Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Понятия производительных сил и производственных отношений. Принципы диалектики, восхождение от абстрактного к конкретному. Трактовка категорий «стоимость», «двойственный характер труда», «капитал», «заработная плата». Теория прибавочной стоимости. Схемы воспроизводства. Основы марксистской теории кризисов и циклов. Современные споры о марксизме.

Зарождение исторической школы Германии. Особенности предмета и методологии изучения. Учет влияния на экономический рост факторов социальной среды, национальных и исторических особенностей.

«Национальная систем политической экономии» Ф. Листа. Старая историческая школа: К. Книс, Б. Гильдебранд, В. Рошер. Новая историческая школа: Г. Шмоллер, К. Бюхер, Л. Брентано. Социальная политика и обоснование программы социальных реформ. Новейшая историческая школа. В. Зомбарт, М. Вебер.

Влияние идей классической школы на леворадикальную критику капитализма. С. де Сисмонди и раскол либерализма. Критика экономики свободной конкуренции в трудах А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Семинар « Адам Смит как представитель классической политической экономии»(форма обучения очная, заочная) – эвристическая беседа

1. Характеристика эпохи Адама Смита. Структура и основное содержание «Исследования о природе и причинах богатства народов».

2. Теоретические положения А. Смита о разделении труда, классах, производительном и непроизводительном труде.

3. Учение Смита о стоимости, деньгах, доходах. Взгляды А. Смита на капитал и воспроизводство.

4. А. Смит об экономической политике государства.

Семинар «Экономическая теория Карла Маркса: теория прибавочной стоимости»(форма обучения очная)

1. Исторические условия и предпосылки возникновения марксизма. Структура «Капитала».

2. Товар и деньги: развитие форм стоимости.

2.1. Товар и его свойства. Закон стоимости. Двойственный характер заключенного в товарах труда. Противоречие между частным и общественным трудом.

2.3. Форма стоимости, ее развитие. Деньги и их функции.

3. Теория прибавочной стоимости и капитала.

1.2. Всеобщая формула капитала и ее противоречия. Постоянный, переменный капитал.

1.2. Превращение рабочей силы в товар. Сущность заработной платы.

1.3. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости.

Семинар « Экономическая теория Карла Маркса: теория воспроизводства и кризисов»(форма обучения очная)

1. Общественный продукт в натурально-вещественной и стоимостной форме. Два подразделения общественного производства.

2. Модели простого и расширенного воспроизводства. Условие пропорциональности в рамках простого и расширенного воспроизводства.

3. Экономические кризисы в теории Маркса. Органическое строение капитала и закон тенденции средней нормы прибыли к понижению.

Практическое занятие «Этапы становления экономической науки»(форма обучения очная)

На данном занятии проводится проверочная работа по итогам I раздела: студенты пишут диктант, тесты.

Наши рекомендации