Долгосрочное равновесие монополистически конкурентной фирмы 6 страница

3. Расходование государственного бюджета в целях финансирования общенациональных программ, связанных с политическими и экономическими функциями государства.

В состав этих расходов включаются расходы на оборону страны, на поддержание внешнеэкономических, внешнеполитических целей страны, на управление страной.

Таким образом, государственный бюджет является материальной основой и источником финансирования функций государства.

Вторым по значению финансовым звеном является система республиканских и местных бюджетов.

В условиях современной рыночной экономики происходит повышение их роли и влияния, что обусловлено ростом масштабов местного хозяйства, усложнением и расширением функций местных властей.

Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита и специальных фондов.

Источники формирования бюджетов республик, краев и автономных образований включают в себя: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, плата за воду, транспортный налог.

Источниками местных бюджетов являются: налог на имущество физических лиц, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, курортный сбор, земельный налог, сбор на право торговли, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство и др. цели, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, налог на рекламу, сборы на уборку территории.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий.

Деятельность государственных предприятий построена на использовании закрепленных за ними основных и оборотных фондов, что обеспечивает их относительную экономическую обособленность и функционирование на основе трех основных принципов: самостоятельности, самоокупаемости и самообеспеченности. Причем в зависимости от типа предприятия они имеют различную степень автономности.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями.

К этим фондам относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобрели значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений.

Фискальная политика

Фискальная политика государства представляет собой систему регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

В связи с этим основными целями фискальной политики являются: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Основными рычагами фискальной политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Разработка фискальной политики государства – прерогатива правительства и законодательных органов страны, поскольку первые разрабатывают ее, а последние утверждают и контролируют систему налогообложения и расходования государственного бюджета.

В экономической теории выделяют два типа фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость и инфляцию.

Основными инструментами дискреционной фискальной политикой являются общественные работы, изменения трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками и государственными расходами.

Использование государством перечисленных выше инструментов приводит к следующим результатам.

1.При увеличении государственных расходов на оплату общественных работ, перечисление трансфертных платежей, закупку товаров и услуг соответственно возрастает величина совокупных расходов на рынке, стимулирующих совокупный спрос и рост объема национального производства, валового национального продукта. И, наоборот, сокращение государственных расходов влечет за собой, следовательно, сокращение валового продукта.

2. Сокращение расходов на оплату общественных работ, перечисление трансфертных платежей, а также введение дополнительных налогов и увеличение уже существующих налоговых ставок приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщика, что отражается на всей сумме совокупных расходов.

Знание этих закономерностей позволяет прогнозировать дискреционную фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.

В период экономического спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов, снижения налогов, сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов).

Такая фискальная политика фактически приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях подъема, вызванным избыточным спросом сдерживающая дискреционная фискальная политика государства складывается из уменьшения государственных расходов, увеличения налогов, сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов).

Такая фискальная политика государства ориентируется на положительное сальдо бюджета (профицит).

Под автоматической фискальной политикой государства понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменения экономической ситуации. Иногда, под автоматической фискальной политикой государства понимают встроенные стабилизаторы.

К автоматической фискальной политике относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла.

Основными инструментами автоматической фискальной политикой являются: изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

Изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла связано с тем, что в период быстрого роста ВНП (период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают и наоборот в период спада.

Рост налоговых поступлений приводит к снижению покупательной способности населения и сдерживанию экономического роста и, наоборот, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, т. е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению бюджетного профицита, что, в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

Таким образом, использования этих двух типов фискальная политика государства приводит к регулированию развития экономики в различные периоды экономического цикла.

При осуществлении фискальной политики государства необходимо учитывать следующие проблемы времени и политические проблемы.

Проблемы времени

1. Временной лаг распознавания, связан с тем, что промежуток времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этого, может достигать четырех или даже шестимесячный период.

2. Административная задержка, связана со значительным промежутком времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут приняты.

3.Функциональное запаздывание, связано с временным лагом между тем моментом, когда законодатель принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

Политические проблемы

4. Другие цели правительства, обусловлены постоянно существующей необходимостью перераспределения доходов граждан, обеспечению населения товарами и услугами, военными расходами и ростом государственного аппарата.

5. Пристрастие к стимулирующим мерам, обусловленным политической конъюнктурой и стремлением правительства казаться лучше.

6. Деловой цикл, обусловленный политическими мотивами, представляет собой стремление действовать не в интересах национальной экономики, а скорее стремлением быть переизбранными.

Таким образом, необходимо учитывать эти недостатки фискальной политики, с целью повышения ее эффективности.

Налоговая система: сущность и основные слагаемые элементы.

Налогообложение – это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка. Кольбер, министр финансов и правления Людовика XIV.

Современная налоговая система Российской Федерации представляет собой результат длительного развития экономики и государственности в нашей страны.

В экономической теории налоговая система понимается как совокупность налогов, форм и методов их построения и взимания, определяемых законодательством государства.

Основным элементом налоговой системы являются налоги.

Налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Экономическая сущность налогов состоит в том, что они являются: частью дохода или имущества налогоплательщика; частью выручки от реализации продукции (работ, услуг); частью имущества предприятия; частью добавленной стоимости.

Схема №1.Слагаемые элементы налоговой системы.

Слагаемые элементы налоговой системы
Понятие налога как финансовой категории Построение (элементы) налога
Экономическая сущность налога: - часть валового внутреннего продукта; - часть себестоимости продукции; - часть прибыли; - часть личного дохода работника. Функции налогов: - фискальная; - регулирующая (стимулирование или сужение рыночных отношений и развития предпринимательства); - контрольная (за финансово-хозяйственной деятельностью); - социальная (обеспечение защищенности работников наемного труда).
Принципы организации налоговой системы Налоговая политика: цели, содержание, принципы, мероприятия государства
Методы налогообложения: - прямое; - косвенное; - двойное;   Налоговое право
Налоговое планирование в предпринимательстве Налоговый механизм
Налоговая документация (формы налоговой отчетности) Налоговая дисциплина и налоговый контроль
Органы государственной налоговой службы Налоговая реформа.

В современных условиях налоги выполняют следующие функции.

Фискальная функция налогов заключается в создании государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.

Регулирующая функция налогов состоит в стимулирование или сужение рыночных отношений и развитие предпринимательства.

Контрольная функция налогов связана с осуществлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью производственных и коммерческих предприятий, а также государственных учреждений.

Социальная функция налогов предназначена для обеспечения социальной защищенности работников наемного труда.

Современная налоговая система включает два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Прямые налоги делятся на реальные налоги (поземельный, подомовой, промысловый, на ценные бумаги) и личные налоги (подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий, налог на сверхприбыль, налог на доходы от добычи нефти, доходы от денежных накоплений, налог с наследования и дарения, поимущественный налог).

Косвенные налоги это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.

Косвенные налоги делятся на акцизы (индивидуальные на пиво, сахар, бензин и универсальные налог на добавленную стоимость), монопольные налоги (на соль, табак, спички, спирт) и таможенные пошлины (экспортные, импортные, транзитные).

В зависимости от органа, который взимает налоги и распоряжается ими, различают федеральные, республиканские и местные налоги.

Федеральные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет).

К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров, налог на прибыль, дорожные налоги, отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, налоги на доходы банков, налоги на доходы от страховой деятельности, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог с биржевой деятельности, налог на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Республиканские налоги взимаются республиканскими органами власти и поступают в республиканский бюджет.

К ним относятся налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, плата за воду, транспортный налог.

Местные налоги взимаются местными органами власти и поступают в местный бюджет.

К ним относятся налог на имущество физических лиц, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, курортный сбор, земельный налог, сбор на право торговли, целевые сборы с населения и предприятий на содержание милиции, на благоустройство и другие цели, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, компьютеров, сбор на уборку территории населенных пунктов.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок все налоги подразделяются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм.

Прогрессивный налог это налог средняя ставка которого повышается по мере роста суммы.

Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

Основные направления налоговых реформ.

1. Резко снижается прогрессивность подоходного обложения.

2. Сокращаются ставки налога на прибыль предприятий.

3. Расширяется налоговая база путем включения в нее ранее не подлежащих обложению источников доходов.

4. Увеличивается косвенное налогообложение.

Таким образом, налогообложение призвано стимулировать развитие национальной экономики.

Лекция № 16. Мировое хозяйство и интернационализация производства.

В последнее десятилетие повышение открытости стран, сближение и взаимодополняемость их экономик привели к небывало высокой степени интеграции хозяйственных систем различных государств. Отличительные признаки мировой экономики – нарастание степени открытости национальных хозяйств; создание системы международных негосударственных организаций, деятельность которых призвана обеспечить стабильность и сбалансированность экономического развития. (Янова В. В. Экономика: учебник / В. В. Янова. М.: Издательство «Экзамен», 2007. С. 299).

Цель лекции.

Рассмотреть объективные основы становления и развития всемирного хозяйства, выявить важнейшие формы мирохозяйственных связей и показать преимущества и недостатки участия в интернационализации производства.

План лекции

1.Объективные основы всемирного хозяйства. Новые тенденции в развитии мирохозяйственных связей.

2.Важнейшие формы мирохозяйственных связей (миграция рабочей силы, миграция капитала, рынок новых технологий).

3.Выгоды и недостатки интернационализации экономики.

Рекомендованная литература

1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1992. С.320-.364.

2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.483-547.

3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.466-547.

4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва –

Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации; Тверской филиал, 2002. С. 356-405.

1.Объективные основы всемирного хозяйства. Новые тенденции в развитии мирохозяйственных связей.

Всемирное хозяйство представляет собой систему взаимосвязанных национальных экономик.

В настоящее время всемирное хозяйство образуют 180 независимых государств, включающих в себя США, развитые капиталистические страны Европы и Азии, 128 развивающихся стран и 28 стран с переходной экономикой.

Объективной основой сотрудничества этих стран является международное разделение труда, означающее специализацию производства отдельных стран на выпуске определенных видов продукции. Причем международное разделение труда проявляется как в специализации страны на выпуске одного вида продукции, так и в специализации в рамках одной отрасли и даже подетальной специализации.

Так, например, Швецария специализируется на выпуске часов, а Швеция на выпуске высококачественной стали, Германия производит тракторы малой мощности, а США большой, многие страны производят лишь отдельные детали, а сборку осуществляет в стране экспортере.

Дальнейшее углубление международного разделения труда в настоящее время связано, с одной стороны, с резким возрастанием номенклатуры готовой продукции, а с другой стороны – нарастанием многообразия потоков полупродуктов (комплектующих для машин, оборудования, транспортных средств и т.д.). Осуществление этих процессов вызвало подлинный врыв межстрановых кооперационных связей.

Особый вклад в интенсификацию внешнеэкономических связей внесло и международное технологическое разделение труда.

Теоретической основой укрепления всемирного хозяйства является разработанная еще Д. Риккардо теория сравнительных издержек. Сущность этой теории заключается в том, что обмен выгоден не только в случае абсолютных преимуществ, когда страна на единицу труда может выпустить больше продукта, но и в случае сравнительного преимущества, когда стране выгоднее специализироваться на выпуске одного продукта и ввозить другие.

Кроме теории сравнительных преимуществ на всемирное хозяйство оказывает влияние теория избыточности (дефицитности) факторов производства. Данная теория отражает наличие или недостаток в стране определенного фактора производства. Так, например, в Японии доля сельского хозяйства в производстве мала – фактор дефицитен, а доля техно- и наукоемкой продукции – фактор избыточен. В связи с этим Япония импортирует сельскохозяйственные продукты и сырье и экспортирует наукоемкие товары.

Особое действие на функционирование всемирного хозяйства оказывает конкурентные позиции страны в производстве и реализации определенного вида продукции. Многие страны имеют возможности производить и реализовывать определенные товары, но они предпочитают отказаться от их производства. Это обусловлено тем, что придется вложить колоссальные ресурсы на организацию производства и потерять время, но так и не догнать передовые страны.

Еще одним фактором, оказывающим воздействие на функционирование всемирного хозяйства, является выравнивание уровня обеспечения факторами производства. Этот процесс приводит к тому, что в различные страны создаются одинаковые отраслевые структуры, применяются одни и те же технологические и организационные принципы производства, выравниваются доходы. Все это приводит, например, к унификации дорожного и транспортного хозяйства.

Последним фактором является интернационализация производства, вследствие чего на рынок выбрасывается не национальный продукт, а международный, как итог кооперации ряда стран. В следствие осуществления этого процесса обычным явлением для решения крупных научно-технических проблем стало объединение ученых различных стран.

В связи с этим важнейшими методами международной кооперации стали:

- реализация совместных программ;

- разграничение задач при совместном выпуске продукции;

- создание совместных предприятий.

Высшей формой международной производства является создание транснациональных корпорации. Так, например, фирма «Дженерал Моторс» считаясь американской компанией имеет производства во многих странах мира.

Интернационализация производства обычно приводит к мобильности факторов производства. В результате этого центр тяжести переместился из сферы обращения в сферу производства, что означает, во-первых, быстрое развитие межстрановой кооперации производства, во-вторых, быстрое развитие международного предпринимательства.

В качестве объективной основы всемирного хозяйства также выделяют глобальную материальную, информационную и организационно-техническую инфраструктуру. Причем чем многостороннее и эффективнее инфраструктура, тем надежнее и интенсивнее протекают все формы международного сотрудничества

Мировая инфраструктура включает в себя:

1) транспортную систему;

2) мировую сеть информационных коммуникаций;

3) сферу, обслуживающую международное товарное обращение;

4) мировую финансово-кредитно-денежную систему;

5) страхование внешнеэкономической деятельности;

6) инфраструктуру, связанную с перемещением объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, существование всемирного хозяйства строится на основе экономической теории, разработанной еще Д. Рикардо, и целом ряде факторов.

В настоящее время для всемирного хозяйства характерно существование новых тенденции развития, связанных с «глобализацией экономики». В ней отражен сложный процесс, влажнейшими чертами которого являются.

1. В мировой торговле доминирует товарооборот между развитыми странами. Причем он строится не на межотраслевой, а на внутриотраслевой специализации.

2. В процессе интернационализации производства ведущее место стали занимать транснациональные компании, основной товарооборот идет или внутри отдельных ТНК или между ними.

3. Нарастает воздействие финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных) на мировую экономику. Причем он несколько обслуживает реальный сектор, сколько служит целям спекулятивным.

4. Важнейшая движущая сила глобализации - быстро растущий международный обмен технологиями.

5. Благодаря техническим новшествам в корне изменились транспортные и коммуникационные услуги, приведшие к увеличению возможностей перемещения людей и грузов.

6. Информация – экономическая, финансовая, научно-техническая, политическая культурная – превратилась в фактор планетарного значения, а ее масштабы стали колоссальными.

Перечисленные выше тенденции будут определять развитие всемирного хозяйства в ближайшем столетии.

2.Важнейшие формы мирохозяйственных связей. (миграция рабочей силы, миграция капитала, рынок новых технологий).

Существование всемирного хозяйства предполагает наличие различных форм мирохозяйственных связей. Все они имеют важное значение для него, однако среди них можно выделить наиболее значимые.

Мировой рынок рабочей силы

Миграция труда представляет собой движение рабочей силы из одной страны в другую в поисках занятости и наибольшей величины заработной платы. К числу крупнейших экспортеров рабочей силы относятся развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, а странами импортерами развитые капиталистические страны.

Основные причины миграции можно свести к следующим.

1. Неблагоприятная экономическая конъюнктура заставляющая некоторые страны проводить политику по стимулированию трудовой эмиграции.

2. Образовательные и профессиональные сдвиги в структуре совокупной рабочей силы промышленно развитых стран привели к тому, что ее прирост устремился в новые и новейшие отрасли. Следовательно, обнаружился дефицит неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы.

3. Существенную роль в трудовой миграции играют национальные различия в заработной плате.

4. Страны с избытком рабочей силы находят выгодным ее экспорт, с целью получения валютных поступлений, повышения профессионального уровня реэмигрантов и т.д.

Таким образом, процесс миграции рабочей силы является объективным процессом, который будет постоянно развиваться.

Однако кроме положительных моментов миграция рабочей силы имеет и ряд недостатков.

В первую очередь из национальной экономики мигрируют молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет, а это самая работоспособная часть населения.

Во – вторых, присутствие в стране иностранной рабочей силы позволяет оказывать давление на национальную рабочую силу.

В-третьих, присутствие в стране большого количества иностранных рабочих ставит вопрос о социальной напряженности в стране.

В настоящее время в процесс миграции рабочей силы вступила и наша страна. По расчетам наших экономистов при выезде 100 тысяч подготовленных специалистов в год потери государства составят, виде затрат на образование – 5 миллиардов долларов, или 7-10% ВВП, или 1-2% накопленного национального богатства.

Мировой рынок капиталов и международный кредит

Вывоз капитала представляет собой одностороннее движение капитала за рубеж в форме инвестиционных товаров или денег с задачей получения прибыли или процентов.

Вывоз капитала может осуществляться в различных формах.

В форме вывоза предпринимательского капитала в качестве долгосрочных заграничных капитальных вложений, означающих создание дочерних предприятий, филиалов, совместных предприятий. Создание таких предприятий позволяет избежать многочисленные таможенные барьеры, использовать дешевую рабочую силу в других странах, проникать на новые зарубежные рынки.

Такое движение капитала принято называть прямыми иностранными инвестициями.

Другой формой вывоза капитала является международный кредит.

Международный кредит представляет собой предоставление средств в денежной или товарной форме, которые кредитор одной страны предоставляет заемщику другой страны на условиях срочности, возвратности, уплаты процентов. В широком значение в международный кредит можно включить и зарубежные портфельные инвестиции. К ним можно отнести приобретение иностранных облигации, акций зарубежных предприятий и др. Эти действия не преследуют цели установления контроля за экономической деятельностью заемщика, а ставят задачу получения дохода.

Исторически вывоз капитала выступает как результат образования его относительного избытка в промышленно развитых странах, отсутствие прибыльных сфер его применения или ненадежность экономической или политической ситуации в стране.

В настоящее время сложились следующие основные тенденции в вывозе капитала.

1. Свыше 3\4 экспорта частного капитала падает на промышленно развитые страны. Это следствие неравномерности развития НТР, асинхронность структурных сдвигов в разных странах, растущая интернационализация производства и т.д.

2. Идет возрастание роли государства в вывозе капитала, что связано с достижением долговременных экономических и политических интересов промышленно развитых стран в развивающихся странах.

3. Растет доля прямых заграничных инвестиций, основным мотивом которых является доступ к новейшим технологиям, обход протекционистских барьеров, экономия на налогах и др.

Миграция денежного капитала происходит с помощью мирового рынка ссудных капиталов, который можно представить себе как соединение относительно обособленных национальных рынков ссудных капиталов, как организацию международного кредита.

Основу мирового рынка ссудных капиталов составляют финансовые посредники (транснациональные банки, финансовые компании, фондовые биржи и д.д.) связывающие кредиторов и заемщиков из разных стран. Основными заемщиками являются ТНК, государственные органы, международные и региональные организации.

Характер проводимых ими операций можно свести к следующим.

1. Валютные (купля-продажа и обмен валюты)

2. Депозитные (операции с денежными суммами и ценными бумагами, помещаемыми на хранение в банк от имени частного лица, корпорации, госоргана – клиента банка)

3. Кредитные (краткосрочное до года, среднесрочное до 5-7 лет и долгосрочное кредитование свыше 7 лет).

4. Эмиссионные (выпуск в обращение ценных бумаг, посредничество в их размещении)

5. Страховые (страхование рисков внешнеэкономической деятельности).

Наши рекомендации