Этическое потребление: позиция или способ продвижения товара

Попробуйте ответить себе на простой вопрос: насколько вы готовы стать социально ответственным потребителем? Отказаться от черной икры из-за угрозы исчезновения осетровых, ежедневно сортировать мусор для его экологически правильной переработки, выйти на субботник в помощь дворникам-гастарбайтерам или исключить из своей жизни товары, при из­готовлении которых использовался детский труд? Можно биться об заклад, что вас возмущает и браконьерство на Волге, и эксплуатация несовершен­нолетних. Но много ли с того толку?

На Западе уже давно начинает набирать силу так называемое этическое потребление. Его формируют активные участники различных обществен­ных движений, которые занимаются расследованиями, предают гласности различные темные и закрытые стороны деятельности крупных корпора­ций. Особенно это касается фактических условий работы на их предпри­ятиях в странах третьего мира.

Движение за этическое потребление — реальная сила, и транснациональ­ным компаниям давно приходится считаться с нею. Достаточно вспомнить историю, случившуюся с Nike, когда в СМИ просочились данные о чрез­мерно жестких условиях труда на азиатских фабриках компании. В Паки­стане зарплата детей, занятых в нарушение всех мыслимых законов на производстве, составляла 0,6 долл. США за один рабочий день. А на фаб­рике во Вьетнаме рабочая неделя составляла 65 часов (при шестидневной занятости это более 10 часов в день).

Скандальные статьи вылились в мощный общественный протест, стоив­ший Nike изрядных потерь. Массовые отказы от потребления продукции под брендом Nike привели к тому, что продажи корпорации в США, Канаде и Мексике по итогам 2003 г. снизились на 7%. В частности, продажи крос­совок только в США упали на 4%. Это стало одной из причин отставки в 2004 г. Филиппа Найта, генерального директора, совладельца и основате­ля Nike. Акционеры не простили ему скандала, фатальным образом сказав­шегося на имидже компании.

На Западе после подобных разоблачений начала формироваться волна инициатив со стороны предпринимателей, которые тем или иным спосо­бом информируют своих покупателей о том, что при изготовлении их про­дукции незаконный детский труд не использовался. Предприниматели го­товы перенести такую практику и в Россию. Надо только, чтобы идеями этического потребления прониклись чиновники.

Вместе с тем культ этичного потребления в некоторой степени становится противопоставлением идеям так называемого экобиологического образа жизни. «В России из-за отсутствия грамотного продвижения этой темы сформировалось неправильное понимание сути «био». Считается, что эти продукты полезны для здоровья. Но ничего подобного: они полезны для природы. Это определенное мировоззрение, твое гуманное отношение к окружающей среде. Ведь какую-нибудь пармскую ветчину или сало вряд ли можно считать здоровым питанием, но при этом они тоже «био» . Изна­чально вся эта «биокультура» сформировалась в среде хиппи и только за­тем была принята на вооружение маркетологами и превратилась в бизнес. Производители «био» пропагандируют гуманное отношение к животным, растениям, вообще к живой природе. Они используют только ручной труд, никаких механизмов и химикатов. Стандарты подобной деятельности в Америке и в Европе уже закреплены законодательно. Только чтобы подго­товить почву к экоземледелию, нужно примерно шесть лет: поля обрабаты­вают специальными составами, чтобы вывести всю химию, замеряют розу ветров, чтобы исключить осадки с химических предприятий, и т.п. Сама территория должна быть сертифицирована как пригодная для изготовле­ния биопродуктов, после чего сертификацию проходит само производство и уже потом — готовая продукция.

Благодаря такому жесточайшему контролю на Западе, покупая биопродук­ты, можно быть абсолютно уверенным в них. Правда, ктому, что получается в конечном счете, нужно еще очень долго привыкать. Биопродукты облада­ют довольно специфическим вкусом, который нравится далеко не всем, а уж гурманам и подавно. Так что выбор в пользу «био» больше социальный, нежели гастрономический.

На этом фоне в бизнес-среде гораздо больше приверженцев находят част­ные проекты по благотворительности, когда на собственные средства со­держатся детские дома, больницы или собираются средства на дорого­стоящее лечение больных.

Сейчас в России формируется целый пласт социально ответственных биз­несменов, занимающихся в частном порядке благотворительностью, и таких проектов будет становиться с каждым годом все больше. Расстраивает лишь, что публичных персон среди таких ответственных граждан маловато. «Кроме того, в развитых странах государство поощряет и стимулирует бла­готворительность. У нас же может быть так, что полугосударственный банк, когда принимает благотворительные переводы, берет комиссию. При этом чиновникам, которые для большинства населения олицетворяют собой го­сударство, сегодня в общем-то не до социальной ответственности. По крайней мере, популяризацией этих идей они не слишком озабочены». Впрочем, надежда все-таки есть, что если не через 20, то хотя бы через 50 лет что-то в этом плане изменится

СИТУАЦИЯ 3.

Наши рекомендации