Причины, вызывающие неравенство доходов

ЛЕКЦИЯ № 5

по дисциплине МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Тема 5. Макроэкономическое регулирование: социально-экономическая политика государства.

Занятие № 1. Макроэкономическое регулирование: социально-экономическая политика государства.

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии экономической теории   «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

Учебно-воспитательные цели:

1. Уяснить роль и значимость социальной политики как одного из основных инструментов государственного регулирования экономики.

2. Рассмотреть социальную роль государства в рыночной экономике.

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Содержание социальной политики государства. Уровень жизни и его показатели. Кривая Лоренца. Социальное государство.

2. Безработица, ее сущность, виды и естественный уровень.

Заключение.

Литература

а) основная

1. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.

3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.

4. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

б) дополнительная

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. –М., 1992.Т1 – С. 264–320.

2. Фишер С. Экономика. – М., Дело, 1993. – С. 358–375, 491–511.

3. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Экономическая теория (Учебник для вузов). – М.: «ВЛАДОС», 1998. – С.340–369.

Учебно-материальное обеспечение

Учебно-методический комплекс по теме №19:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно-логическая схема изучения материала темы №19.

3. План-конспект проведения лекционного занятия №19.

4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.

5. Классная доска, мел, указка.

6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.

Текст лекции

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, что она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы.

Однако исторический опыт показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работы, периодически возникающие экономические кризисы. Они появляются в результате долгосрочного рассогласования спроса и предложения и могут охватить своим воздействием все сферы национальной экономики. В результате возможны деформации механизма рынка, снижение эффективности деятельности субъектов всех уровней.

В этих условиях добиться достижения целей, которые ставятся обществом на макроэкономическом уровне возможно только при помощи активной деятельности государства.

При этом надо отметить, что социальная политика государства, вы­ступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономи­ческой ситуацией в стране.

Учебные вопросы (основная часть):

Содержание социальной политики государства. Уровень жизни и его показатели. Кривая Лоренца. Социальное государство

Все проблемы современного общества, так или иначе, сводятся к социально-экономическим проблемам и имеют своим источником фундаментальные потребности населения. Недостатки рыночного механизма наиболее рельефно проявляются именно в социальной сфере и поэтому роль государства здесь особенно велика.

Одним из направлений его деятельности по регулированию социально-эконо­мических условий жизни обществаявляетсясоциальная политика.

Социальная по­литика– это система мер государства, направленных на ослабление дифференциации доходов и имущества, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Задачи социальной политики государства:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопуще­ние массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов насе­ления путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Можно выделить два больших направления социальной политики государства:

1. Государственное регулирование занятости.

2. Регулирование доходов и социальная защита населения.

Регулирование занятости

Достичь полной 100 %–й занятости практически невозможно и такой задачи никто и никогда не ставит, да в этом и нет необходимости.

В мировой практике выработаны два основных типа воздействия на уровень занятости:

а) активный тип – сводится к следующим мерам государства:

§ изучение демографической ситуации в стране, постоянный учет количества безработных и количества вакантных рабочих мест по профессиям, отраслям, регионам;

§ оказание помощи людям в поиске работы;

§ организация переобучения работников и профориентация молодежи;

§ стимулирование частного бизнеса по сохранению старых и созданию новых рабочих мест;

§ увеличение спроса на рабочую силу на государственных предприятиях;

§ создание системы общественных рабочих мест;

б) пассивный тип – выплаты всевозможных пособий по безработице.

Безработным социальная помощь оказывается несколькими путями:

1) Пособие по безработице. Его получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. В силу ряда ограничений пособия получают менее половины безработных. Срок получения ограничен (США – 26 недель). В РФ в 1995г. было зарегистрировано около 2 млн. безработных, из них пособие получали 1,2 млн.

2) Помощь по безработице – второй тип финансовой помощи. В одних странах она составляет твердую ставку (Франция), в других» как и пособие по безработице, долю заработка. В некоторых странах (США, Япония) такой помощи не существует.

3) Оплата профессиональной подготовки и переподготовки, оплата коммунальных услуг и т.д. Если тот или иной трудящихся не работает и не может получить пособие или срок их получения истек, государство выделяет ему и его семье некоторые денежные средства и оплачивает отдельные коммунальные услуги.

Регулирование доходов

Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различ­ными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержани­ем которой является перераспределение доходов между отдельны­ми категориями населения.

Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве, произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Денежные доходы населения включают следующие поступ­ления денег:

– оплата труда работающих лиц;

– доходы от предпринимательской деятельности;

– пенсии, стипендии, различ­ные пособия;

– доходы от собственности в виде процентов, диви­дендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости);

– доходы от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий;

– до­ходы от оказанных на сторону различных услуг;

– страхо­вые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продук­цию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет воз­можности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.

Средства, получаемые населением, работающим по най­му, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов населения. Существенное влияние на формирование доходов насе­ления оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенси­онное обеспечение, содержание временно нетрудоспособ­ных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспе­ченным семьям на детей; выплаты пособий по безработи­це). Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в форми­ровании экономического поведения индивидуума, его тру­довой мотивации.

Доходы населения подразделяются на номинальные, располагаемые и реальные.

Номинальный доход– количество денег, получен­ное отдельными лицами в течение определенного периода.

Располагаемый доход –это часть личного дохода граждан, оставшаяся после уплаты индивидуальных налогов и неналоговых платежей.Это тот доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения.

Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Какая бы система распределения ни была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.

Причины, вызывающие неравенство доходов

1) различие в индивидуальных способностях. Люди – разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ;

2) различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в т.ч. и профессионального, обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует более высокого уровня образовательной подготовки, уменьшает количество претендентов, способ­ных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной ра­ботой, как правило, получает больший доход;

3) различия в готовности и способности работать в особых условиях. Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, нарушения в которых потенциально мо­гут принести большой ущерб. Если взять предпринимательс­кую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться;

4) различия в собственности. С начала 1990-х гг. заметно рас­ширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов – один из факторов, вызывающих дифференциацию доходов.

Таким образом, неравенство (дифференциация) доходов это различия в уровне доходов на душу населения, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Причины, вызывающие неравенство доходов - student2.ru Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1), как показатель, отражающий неравномерность рас­пределения совокупного дохода общества между различны­ми группами населения. Макс Лоренц – американский экономист и статистик (1876–1959).

Рисунок 1. Кривая Лоренца

По горизонтали отложены процентные группы населе­ния (доли семей в % от их общего числа, а по вертикали – процентные доли доходов, получаемые этими группами.

Население страны разбивается на пять групп по 20 % каждая: нижние 20%, вторые 20%, третьи 20%, четвертые 20%, верхние 20%.

Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения – соответственно 40% дохода, 80% населения – 80% дохода и т.д.

Следовательно, линия ОВ показывает абсолютное равенство в распределении доходов.

В реальности фактическое распределение дохода пока­зано линией ОАВ, т.е. например: 20 % населения с самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 20 % населения с самыми высокими доходами 60 % общего дохода.

Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОВ, тем больше неравенство (дифференциация) в распределении доходов.

Таким образом, площадь Т, образованная линией абсолютного равного распределения доходов и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Если разделить площадь Т на площадь треугольника ОСВ, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распреде­лении доходов:

Причины, вызывающие неравенство доходов - student2.ru

Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономи­ста и статистика Коррадо Джини (1884–1965).

Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1, тем больше степень неравенства доходов.

Для оценки степени дифференциации доходов также рассчитывается т.н. квинтильный (децильный) коэффициент – отношение доходов 2-х групп населения: 20% (10%) населения с самыми высокими доходами, и 20% (10%) населения с самыми низкими доходами.

Если этот коэффициент превышает 10, то считается, что необходимо принимать меры по его сдерживанию и некоторому выравниванию доходов.

С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности.

Бедность можно рассматривать как экономичес­кое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных, по нормам данного общества, средств к существованию.

Для отнесения определенных категорий населения к числу бедных (т.е. имеющих право на получение социальной помощи) используется показатель, определяющий уровень (порог) бедности: черта бедности. Она отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень жизни.

Абсолютная черта бедности – это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических по­требностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовле­творения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натураль­ный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродо­вольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, исполь­зуемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцирова­ны по различным социально-демографическим группам (муж­чины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольст­венных товаров. Часто прожиточный минимум называют чер­той бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) от­носительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах – членах ЕС – менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Для количественной оценки бедности и социальной диффе­ренциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели мини­мального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет пред­ставляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200 то­варов и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура мини­мального потребительского бюджета, %: питание – 45,1; непродо­вольственные товары – 39,0; услуги – 13,2; налоги и сборы – 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отража­ет потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хо­зяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назна­чения в соответствии с научно обоснованными нормами удовле­творения рациональных потребностей человека. Рациональный по­требительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат – в частности, в нем существенно ниже доля затрат на пита­ние. Его составляющие таковы, %: продукты питания – 30; непро­довольственные товары – 47 (из них ткани, одежда, обувь – 20, ме­бель, предметы культуры и быта – 18, прочие товары – 9%); все ус­луги – 23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;

3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

Абсолютное равенство в доходах снижает в людях стимулы к производительному труду[1]. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным[2]. Более того, это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Однако, чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство после­дних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:

1) становится чрезмерно большим (когда на долю беднейших 40 % населения приходится менее 12–13 % общей суммы доходов семей страны);

2) увеличивается слишком высокими темпами.

Такой перекос в распределении благ обычно порождает огромное недовольство малоимущих граждан и может привести к совершенно не­желательным для страны социально-экономическим и даже политичес­ким последствиям[3].

Поэтому экономисты и правительство постоянно ищут способы предотвращения чрезмерно быстрого и резкого усиления различий в уровнях жизни граждан.

Государственная политика доходов, является составной частью социальной политики, и заключается в перераспре­делении их через госбюджет путем дифференцированного налого­обложения различных групп получателей дохода и социальных выплат, а также нейтрализации инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения (защита доходов, через их индексацию).

При этом значительная доля национального дохода пере­ходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы соци­альной поддержки (защиты) малоимущих.

Социальные трансферты – это система денежных или нату­ральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяй­ственной деятельности в настоящее время или в прошлом.

Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюд­жетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Социальные трансферты включают:

1) все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

2) все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ;

3) все виды получаемых населением доходов по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и др.);

4) компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

5) компенсацию затрат на общественный транспорт и др.

Социальные трансферты в натуральной форме состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населе­нию бесплатно или по льготным ценам (например, услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социаль­ного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Главным инструментом выравнивания доходов различных слоев населения является система прогрессивного налогообложения личных доходов. Ее суть состоит в том, что для более высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов, т.е. более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Решение этой задачи на практике осу­ществляется с помощью составления налоговых деклараций, учитывающих все заработки налогоплательщика за год и определяющих сумму, которую он должен государству доплатить. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий ра­ционального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (за­работной штаты, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью при­меняется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских това­ров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание по­купательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами – пенсионеров, инвали­дов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударствен­ном, так и отдельных предприятий через коллективный договор.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работни­ков бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Индексация должна производится при росте розничных цен свыше 6%.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напря­женному труду, а также не способствует проведению антиинфля­ционных мер.

Для всех остальных категорий занятых государство регулирует размер минимальной оплаты труда (МРОТ). В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый МРОТ.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедней­ших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и нату­ральных пособий. Такая система существует во всех странах с ры­ночной экономикой и служит важным социальным амортизато­ром, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Таким образом, сокращение роли государства в регулировании дохо­дов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных кон­фликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.

Однако с другой сто­роны, система трансфертов и другие методы социальной под­держки подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все боль­шую их часть на помощь беднейшим. Следовательно, чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокраще­нию эффективности производства в целом.

Поэтому бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не да­рованных государством доходов.

Социальная защищенность включает в себя систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т.д.

В деле регулирования доходов и социальной защиты населения основные меры государства сводятся к следующему:

¨ определение индекса стоимости жизни, расчет минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума. Определение душевых доходов населения;

¨ законодательное установление минимальной заработной платы и минимальной пенсии;

¨ индексация доходов в условиях инфляции;

¨ компенсация высоких цен на товары широкого потребления;

¨ социальное вспомоществование экономически слабым, незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, учащейся молодежи, многодетным и т.д.);

¨ расчет коэффициента Джини, децильного коэффициента и предотвращение неоправданно высокой дифференциации доходов разных групп населения.

Уровень жизни

Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов оцениваются как показатели экономического благосостояния, ко­торое имеет количественную и качественную определенность.

Ко­личественной характеристикой благосостояния является уровень жизни– категория, ориентированная на количественную (в денежных или натуральных единицах) оценку степени удовлетворения материальных и духовных потребностей (питание, одежда, жилище, услуги и т.п.).

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, вклю­чает 12 основных групп.

1. Рождаемость, смертность и другие демографические характе­ристики.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия.

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые информационные показатели: ВНП на душу населения, нацио­нальный доход на душу населения, объем потребления на душу населения и ряд других. Основная сложность сопоставления уров­ней жизни через информационные показатели связана с трудно­стью адекватного сопоставления национальных валют.

Качественной характеристикой благосостояния является категория качество жизни – это оценка степени удовлетворения материальных и духовных потреб­ностей, которая не поддается прямому количественному измерению.

Сюда относятся оценки содержательности труда и досуга, удовлетворенности тем и другим, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания и условий приема пищи, жилья, жилой и окружающей среды вообще, функ­ционирования социальных институтов, качественного уровня удов­летворения потребностей в общении, знаниях, творчестве, обще­ственно-политической активности и т.п.

После второй мировой войны в жизнь стала активно претво­ряться концепция социального государства,согласно которой оно несет ответственность за обеспечение достойных условий жизни для его граждан. В основу системы управления его экономикой положе­ны следующие принципы:

– признание определяющей роли свободных рыночных отноше­ний, в меру необходимости регулируемых государством;

– признание ответственности государства за создание и поддер­жание условий для эффективной экономической деятельности и разумных распределительных отношений, учитывающих интересы широких слоев населения;

– поддержка слабозащищенных категорий населения за счет тру­доспособных лиц;

– участие работников в управлении производством и прежде всего в формировании справедливых условий оплаты труда.

Наши рекомендации