Тема: Экономические системы.

Тема: Метод экономической теории

Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.

Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания.

Экономическая модель – это формальное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Тема Базовые экономические понятия

Экономические ресурсы или факторы производства – это элементы, используемые для производства экономических благ. К ним относятся: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Количество выпускаемой продукции зависит от примененных для ее производства факторов и их комбинации.

Закон убывающей доходности – при добавлении к постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция.

Увеличение всех видов затрат (факторов) не удваивает, а просто увеличивает количество выпускаемой продукции. Это явление носит название возрастание доходности в связи с увеличением масштаба (расширением) производства.

Тема: Кривая производственных возможностей. Закон возрастания дополнительных затрат.

Возрастающие потребности и ограниченные возможности (факторы производства) ставят проблему эффективного использования редких (ограниченных) ресурсов.

Альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен.

Закон возрастания дополнительных затрат (выраженных не в деньгах, а в ресурсах) – низкая взаимозаменяемость ресурсов, а, следовательно, необходимость увеличивать их количество при переключении с производства одного продукта на производство все большего количества альтернативного продукта, составляет экономический смысл закона возрастания дополнительных затрат.

Тема: Экономические системы.

Критерии разграничения экономических систем:

- форма собственности (частная, общественная);

- способ координации экономической деятельности (рыночный, плановый).

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правительство необходимо лишь как орган, определяющий правила рыночной игры и следящий за выполнением этих правил.

Командная экономика (планово-регулируемая, административно-командная, тоталитарная – это крайний вариант государственной власти) – система, в которой доминирует общественная (государственная собственность) на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Смешанная экономика – тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономики, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства

Основные понятия:

Меркантилистская теория международной торговли – рекомендует стране ограничивать импорт (кроме сырья), стараясь все производить самим, и всячески поощрять экспорт, особенно готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота) в страну.

Протекционизм – экономическая политика, теория или доктрина, предполагающая или реализующая ряд мер, направленных на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции.

Либерализация – расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства.

Либерализация цен – переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободных рыночных цен (рыночному ценообразованию).

Либерализация экономики – процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Свобода торговли (фритредерство) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Глобализация мировой экономики - рост взаимозависимости экономик всех стран мира. Формирование единого экономического, политического, культурного мирового пространства. В результате глобализации выравниваются условия хозяйствования, сближаются цены, снимаются барьеры при реализации товаров и услуг, ценных бумаг, в деятельности финансовых и фондовых рынков разных стран.

Концепции реформирования экономики (перехода от командной к рыночной):

- либерализации (В России и странах СНГ и ЦВЕ);

- градуалистская (КНР).

Тема: Рыночная система.

Трансакционные издержки – издержки в сфере обращения (обмена), связанные с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в статье «Природа фирмы». Они включают расходы (издержки), связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара, издержки по спецификации и защите прав собственности, затраты, связанные с оппортунистическим поведением контрагентов.

Оппортунистическое поведение – поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнера.

Экстерналии - внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Существование экстерналий приводит к расхождению между частными и социальными издержками (по формуле: социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, т. е. возлагаемых на третьих лиц). В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, в случае положительных внешних эффектов - наоборот, социальные издержки ниже частных. Согласно Коузу, экстерналии (т. е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.

Положительный внешний эффект (положительные экстерналии) – возникает в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Пример: строительство дороги, цветника, очищение пруда бизнесменом.

Отрицательный внешний эффект (отрицательные экстерналии) – возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Пример: дым из фабричной трубы, которым вынуждены дышать окружающие, загрязнение рек сточными водами, курение в общественном месте и т. д.

Провалы (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах рынка»:

- монополия;

- несовершенная (ассиметричная) информация;

- внешние эффекты;

- общественные блага.

Ассиметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть - нет.

Провалы (фиаско) государства – случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Спецификация прав собственности - исключение других из собственного доступа к ресурсам путем закрепление и охраны прав собственности. Смысл и цель спецификации – создание условий для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Спрос и предложение.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Ценовые факторы (цена на единицу блага в данный момент) – изменение цены означает движение вдоль кривой спроса.

Неценовые факторы:

- увеличение или сокращение доходов населения;

- изменение вкусов и предпочтений;

- ценовые и дефицитные ожидания;

- колебание расходов на рекламу;

- изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;

- рост или уменьшение количества покупателей.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Функция предложения – определяет зависимость предложения от влияющих на него различных факторов.

Цена на единицу блага в данный момент – влияние цены способствует движению по кривой предложения

Неценовые факторы:

- цены факторов производства;

- технология;

- ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

- размер налогов и субсидий;

- количество продавцов.

Неценовые факторы сдвигают кривую предложения.

Равновесие спроса и предложения.

Равновесная цена.

Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

изменение Q в %

Тема: Экономические системы. - student2.ru Е = _________________

изменение Р в %

Спрос называют эластичным, когда Е > 1. это означает, что спрос растет или падает быстрее цены, и неэластичным (жестким), когда Е < 1, то есть спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены.

Эластичность спроса по цене и совокупная выручка.

TR (total revenue) = P x Q

TR – совокупная (общая) выручка;

Р – цена; Q – количество продукта.

Если спрос по цене эластичен (Е > 1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот.

Если спрос по цене неэластичен (Е < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров- субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2. Удельный вес товаров в бюджете потребителя. Обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность.

3. Размер дохода.

4. Качество товара: если данный товар является предметом роскоши, то спрос на него эластичен; если товар первой необходимости – то спрос неэластичен.

5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Ожидания потребителя. В краткосрочном периоде спрос неэластичен, в долгосрочном периоде – становится более эластичным (пример: потребление электроэнергии).

Перекрестная эластичность

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

изменение Qх изменение Py

Е = ______________ х _____________

изменение Py изменение Qx

Если E > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если Е < 0 – взаимодополняемые. Чем больше эластичность блага Х, тем выше степень заменяемость благ, и наоборот, чем меньше эластичность, тем выше взаимодополняемость.

Эластичность спроса относительно дохода.

изменение Q/Q

Е = ________________

Изменение I/I

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Е < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и, можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром.

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Е > 0), то благо является нормальным.

Практическое значение теории эластичности

Наглядно можно видеть на примере налоговой политики государства. Например, государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения вверх. Сумма налога распределяется между потребителями и производителями. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, а в случае неэластичного спроса – потребителем. Объяснение: В случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключать свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если – неэластично – то на производителей. Объяснение: эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

Наши рекомендации