Описание производственного процесса

Производитель

Товар Red Bull Energy Drink 250ml производится компанией Red Bull GmbH. Она была основана в 1984 году в Австрии, через два года после того, как ее организатор побывал в Азии и впервые узнал об очень популярных в той части света "тонизирующих напитках". После этого был подобрал состав продукта (по аналогии с его азиатским предком) и разработана уникальная маркетинговая концепция, после чего в 1987 начались продажи энергетического напитка Red Bull непосредственно в Австрии. Первые два года фирма несла исключительно убытки - компания потеряла один миллион долларов. Это было вызвано, во-первых, полнейшим отсутствием рынка сходных товаров, а во-вторых тем, что австрийцам в тот момент совершенно не понравился товар - начиная со вкуса и заканчивая логотипом. Однако за следующие три года товар успел полностью создать и захватить рынок Австрии, ее ближайших соседей - Венгрию и Германию, - и перешел к атаке американского рынка. Для завоевания рынка фирма использовала так называемый вирусный маркетинг (сверхмощное информирование о "чудонапитке" большой потенциальной группы потребителей).

Сегодня компания Red Bull GmbH продает свою продукцию более чем в 150 странах мира. Они производят не только дифференцированные энергетические напитки (Red Bull Energy Drink 250, 330ml, Red Bull Energy Drink Sugarfree, Red Bull Energy Shot, Red Bull Energy Shot Sugarfree), но и с 2008 года претендуют на часть рынка не энретических газированных напитков, производя напиток Red Bull Cola.

Чтобы максимально дифференцировать свой товар от прочих энергетических и газированных напитков, фирма акцентирует свою продукцию как наиболее натуральную - для придания напитках необходимого запаха и вкуса они используют экстракты и другие добавки натурального происхождения.

Кроме того, фирма тратит значительные суммы на проведение различных рекламных кампаний, промо-акций, смонтирует разнообразные спортивные события.

Издержки фирмы: труд, капитал, земля

Общие затраты фирмы при производстве этого напитка включают в себя 3 группы затрат: затраты на труд, капитал, землю и промоутинг.

Капитал фирмы представляет собой различные машины, требующиеся на всех стадиях производства товара: приспособления для обработки ресурсов, непосредственного соединения ингредиентов (создание напитка), машины для распределения напитка в банки и дальнейшего их распределения на ящики и прочее оборудование. Срок работы подобного оборудования составляет, в среднем, около 5-10 лет.

Рассмотрим издержки фирмы за один год (конец 2008 - конец 2009). В связи с допущением о том, что весь необходимый капитал работает и фирма не меняет его изменить в течение этого года, этот период будет краткосрочным (есть неизменный фактор производства - капитал, - и переменный - труд, земля и промоутинг).

Количество труда нашей фирмы за этот год выросло с 5683 до 6900 сотрудников. В данной ситуации рост количества сотрудников был развитием фирмы - от работы в 148 странах мира до работы в 160 странах. Расширение компании потребовало значительного расширения штата для обеспечения полноценной работы фирмы в каждой из стран: обеспечение представительства компании, контроль за состоянием товара, его распространением, проведение рекламных акций, разработка новых маркетинговых стратегий и обеспечение выполнения прочих функций.

Кроме того расширение производства неизменно повлекло за собой увеличение такого фактора производства как земля - создание дополнительных складских помещений, офисов. Тем не менее, так как мы располагаем данными о выручке[2] фирмы (3268 млрд евро по сравнению с 3232 млрд евро в 2008 году), можно утверждать, что объем реализации компании остался примерно таким же, следовательно и затраты на ресурсы практически не изменились.

Эффект масштаба

Располагаемая информация позволяет сделать предположение об эффекте масштаба. На данном этапе мы знаем, что фирма сохранила уровень производства примерно на том же уровне, что и в 2008 году. Кроме того, известно, что прибыль фирмы и ее производительность увеличились. Так как прибыль фирмы представляет собой выручку за вычетом общих издержек, а TR1 ~ TR2, получаем, что TC1 > TC2. Следовательно при уменьшении затрат фирмы (L, K и земля) в какое-то количество раз, количество реализованного товара не уменьшилось. Это свидетельствует о возросшей производительности. В связи с этим мы можем сделать вывод о возросшей отдаче от капитала, то есть о положительном эффекте масштаба.

Издержки фирмы: промоутинг

Значительная доля мирового рынка энергетиков принадлежит компании Red Bull GmbH и далеко не в последнюю очередь это определяется тем, каким способом фирма продвигает товар. Для компании Ред Булл этот процесс обсулавливается тремя различными типами промоутинга.

Во-первых, это непосредственно реклама товара. Телевизионные ролики, радиореклама, баннеры над магистралями и плакаты на общественном транспорте. Этот наиболее явный и простой способ привлечения внимания к своему товару все равно привлекает довольно значительную группу потребителей. Что примечательно, в рекламных роликах товара компании Ред Булл отсутствуют реальные актеры - все ролики являются оригинальными рисованными мультиками, выполненными в виде схематичных набросков в черно-белой цветовой гамме, с несколькими яркими элементами, одним из которых всегда является продукт компании. Ролики подчеркивают основные характеристики товара - тонизирующий эффект - и всегда содержат ключевую фразу, уже ставшую эмблемой фирмы: "Ред Булл окрыляет!". Отсутствие актеров в какой-то степени сокращает затраты производителя - со стороны компании разумно иметь долгосрочную связь с каким-то рекламным агентством, или, возможно, иметь в своем штате группу специалистов по разработке роликов - креативных директоров, дизайнеров и художников, что позволит им эффективно и в сжатые сроки производить новые ролики, при этом минимизируя затраты.

Во-вторых, это различные промо-акции. Ежегодно компания проводит множество разнообразных акций: организует точки, где бесплатно вручает любому желающему одну единицу продукта, непременно создает акции по бесплатной пробе новых продуктов, проводит разнообразные конкурсы с различными призами.

И в-третьих, компания Red Bull GmbH уделяет большое внимание формированию имиджа компании, укрепляет ее популярность. В частности, в Москве ежегодно организуется Red Bull Festival - съезд мотоциклистов, включающий выступления представителей различных видов экстремального спорта, некоторых популярных артистов и бесплатную подарочную раздачу продукции компании на входе. Кроме того, компания участвует в гонках "Формула-1", смонтирует множество экстремальных видов спорта. Все это ярко символизирует слоган компании "Ред Булл окрыляет!".

Выручка и прибыль фирмы, дальнейшее развитие

Итак, как уже было описано выше, выручка фирмы за последний год практически не изменилась. В 2009 году компании пришлось испытать значительные трудности, связанные с мировым экономическим кризисом и преодолением его последствий, тем не менее производство удалось удержать в прежних рамках. Это связано с тем, что компания разумно распределила объем продаж продукта по всему миру - увеличили объем продаж на рыках Дальнего Востока, Франции, Бразилии и Германии.

Кроме того, имеются данные о значительном увеличении прибыли фирмы. К сожалению, я не располагаю точными значениями, только сравнительной оценкой. Фирма Red Bull GmbH увеличивала свою прибыль за счет эффективного управления затратами.

Также известно, что за год фирма не только вышла на рынки в Норвегии и Дании, но и стала активно использовать дополнительные источники дохода. В частности, компания успешно начала выпускать журнал Red Bulletin в новом формате и запустила Servus TV.

В будущем фирма также планирует продолжать развиваться и увеличивать инвестиции.

Список использованной литературы

1. Сайт компании Red Bull GmbH в России: [Электронный ресурс]. - (http://www.redbull.ru). Проверено 02.03.2011

2. Международный сайт компании Red Bull GmbH: [Электронный ресурс]. - (http://www.redbull.com). Проверено 02.03.2011

3. Кокаин, кофеин и адреналин. История Red Bull: [Электронный ресурс]. - (http://karieristi.ru/in/style/post503/). Проверено 02.03.2011

4. Red Bull GmbH: [Электронный ресурс]. - (http://ru.wikipedia.org/wiki/Red_Bull_GmbH). Проверено 02.03.2011

5. Энергетический напиток: [Электронный ресурс]. - (http://ru.wikipedia.org/wiki/Энергетический_напиток). Проверено 02.03.2011

6. Энергетические напитки: [Электронный ресурс]. - (http://moikompas.ru/compas/energydrink). Проверено 02.03.2011

7. Энергетический рубеж: [Электронный ресурс]. - (http://www.newslab.ru/article/339096). Проверено 02.03.2011

8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс курс/2-е изд. Пер. Раевская Д. - М., СПб, Н.Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екб, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Деловой бестселлер, 2006. - 306 с.

Приложения

Анализ функциональных элементов наиболее популярных в России энергетиков

  Burn Red Bull Adrenaline Rush Bullit
Энергетическая ценность 61,3
Углеводы 14,3 11,3
Кофеин
Таурин

[1] По результатам проведенного мной опроса 47% в качестве заменителя Red Bull выбрали кофе, 29% - чай, а оставшиеся 24% проголосовали за другой энергетик. (в опросе участвовали 74 человека)

[2] Здесь и далее говорится о выручке и прибыли фирмы от реализации всей линейки продукции, а не только выбранного товара, т.к. не обладаю точными данными финансовой отчетности. Кроме того, основное описание производственного процесса также связано с реализацией всей линейки продукции компании, но опирается на знания производства именно серии Energy Drink и Energy Shot.

Наши рекомендации